Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Разворот в Центральной Азии

04.05.2013 | Автор: Юрий Царик, политический аналитик, руководитель Белорусской группы развития

В апреле 2013 года в России произошли два события, которые вызвали интерес преимущественно среди экспертов, работающих по проблемам геополитики Центральной Азии и российского присутствия в этом регионе. Однако на деле стратегические последствия этих инициатив могут иметь всеобщее значение не только для России, но и, как минимум, для всего постсоветского пространства.

Первое событие – это международная конференция «Афганистан после 2014 года: вероятные сценарии развития региональной обстановки и стратегия России», прошедшая в Российском институте стратегических исследований 3 апреля. Организаторами мероприятия стали РИСИ и Институт демографии, миграции и регионального развития при поддержке Организации Договора о коллективной безопасности и Научно-исследовательского центра ФСКН России.

Конференция в РИСИ была примечательна не только высоким уровнем ее участников (директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, посол Исламской Республики Иран в России Саджари Сейед Махмуд Реза, личный представитель командующего Сухопутными войсками Пакистана генерал-майор Риаз Амера), но и содержанием обсуждавшихся концептов. На фоне уже общеизвестной российской позиции относительно необходимости вывода иностранных войск из Афганистана и организации индустриализации этой страны, тон которой задает именно глава ФСКН, была обозначена и та геополитическая конструкция, опираясь на которую Москва рассчитывает реализовать данную стратегию.

Такой конструкцией, по мнению руководителя ИДМРР Юрия Крупнова, может стать союз региональных держав, прежде всего, России, Ирана и Пакистана с самим Афганистаном, созданный в интересах обеспечения нейтралитета и экономического развития этой страны. Интрига, связанная с заявлением самой концепции подобного союза, состоит не только в том, что его создание очевидным образом противоречит военно-стратегическим интересам США, но и в том, что концепция эта как бы оставляет «за бортом» Индию и Китай, чье соперничество в последнее время стало мощным фактором напряженности в регионе.

Заявленная концепция союза региональных держав в интересах нейтралитета и экономического развития Афганистана была поддержана как Послом Ирана, так и, с определенными оговорками, касающимися участия в процессе КНР, высоким представителем Пакистана. В целом же было очевидно, что при всем различии конкретных интересов региональные субъекты заинтересованы в новой, более активной позиции России в регионе.

Второе ключевое событие прошедшего месяца – это не обделенная вниманием СМИ новость о том, что правительственная комиссия по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии, одобрила идею создания Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Как сообщили средства массовой информации, целью такой организации станет развитие экономики стран региона и создание в них новых рабочих мест. По мнению директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова, создание в Таджикистане, Киргизии и других странах новых, достойно оплачиваемых рабочих мест позволит отвлечь местное население от участия в контрабанде афганских наркотиков. Предполагается, что на стартовом этапе уставный фонд корпорации будет сформирован в объеме 2 млрд. руб.

Решение о создании РКССЦА является важным шагом в реализации проекта № 169 «Корпорация развития Центральной Азии», продвигавшегося Движением развития с 2011 года. Концепция проекта основывается на базовых положениях проектно-аналитического доклада «Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия», подготовленного Институтом демографии, миграции и регионального развития в 2008 году.

Смысл создания Корпорации развития Центральной Азии состоит в том, чтобы получить инструментинтеграции этой части постсоветского пространства на основе принципа совместного развития, создать экономические и геополитические условия для первичной индустриализации Афганистана, вторичной индустриализации стран Центральной Азии и на этой основе сделать Россию центром третичной индустриализации. Заодно финансовые вложения с российской стороны при применении жесткого проектного подхода и эффективном управлении инвестиционной деятельностью позволят и самой Москве стать собственником активов (преимущественно вновь созданных предприятий), играющих ключевую роль в экономике Центральной Азии, и государствам региона в совместной хозяйственной деятельности с Корпорацией существенно нарастить собственные активы и общественное богатство.

Безусловно, такая стратегия прямо противоречит американским планам по реализации в регионе Центральноазиатской антинаркотической инициативы либо расширению военного присутствия США под другими лозунгами. Вот здесь и начинается самое интересное.

Продолжение следует…

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №2 Новая большая страна; №12 Новый Средний Восток; №94 Соразвитие; № 169 Корпорация развития Центральной Азии.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011