Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Градостроительство как направление пространственного развития. Опыт Беларуси и новые подходы. Часть 2

14.10.2013 | Автор: Александр Киселев, Юрий Царик

Окончание. Начало здесь.

Реализация программы возрождения и развития села, предусматривавшей создание сети агрогородков, привела к довольно противоречивым результатам.

С одной стороны, получены конкретные экономические результаты. За время реализации государственной программы на развитие АПК направлено Br27 трлн. бюджетных средств. Создан 1481 агрогородок, построено 84 тыс. жилых домов (квартир) общей площадью 8,6 млн.кв.м. Реконструкцию и техническое переоснащение прошли 1477 молочно-товарных ферм, 213 комплексов по выращиванию и откорму свиней и КРС, 60 птицефабрик. Сельхозорганизациям поставлено 18 693 трактора, 11 776 комбайнов, 9084 машины для внесения удобрений, 4678 погрузчиков, 3817 комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов.

Самый главный показатель: к моменту начала реализации государственной программы годовое сальдо внешней торговли продовольствием было отрицательным (-$55,2 млн.). По итогам 2010 года Беларусь имеет положительное сальдо внешней торговли продовольствием в $1,3 млрд.

С другой стороны, масштабные инвестиционные программы обернулись огромной закредитованностью сельскохозяйственных организаций, в целом ряде хозяйств так и не удалось преодолеть убыточность. Государство было вынуждено сохранить высокий уровень дотаций для сельхозпроизводителей. Хотя следует учитывать, что в Беларуси сохранилось государственное регулирование закупочных цен продукции агропредприятий, обусловленное социальными задачами. Поэтому прибыльность работы отрасли следует оценивать по совокупным результатам сельского хозяйства и пищевой промышленности, которая в последние годы дает значительный объем экспортной валютной выручки.

Кроме того, программа в целом не позволила преодолеть процессы мегаполисной урбанизации и сокращения сельского населения, а также, соответственно проблему кадрового дефицита в сельском хозяйстве. В целом была отмечена глубокая дифференциация различных агрогородков и хозяйств как по финансово-экономическим, так и по социально-демографическим показателям.

Белорусский опыт при всей его важности не может быть применен в России в чистом виде. Российская территория характеризуется огромной дифференциацией климатических и социально-экономических условий. Кроме того, для России в различных регионах характерны различные цели градостроительной политики. Это не только сельскохозяйственное развитие, но и промышленное развитие, решение военно-стратегических задач, задач освоения территорий и их ресурсного потенциала, задач создания коридоров развития и многие другие. То есть, для России необходимо определение матрицы, включающей различные типы городов в зависимости от решаемых задач пространственного развития и соответствующие им бизнес-модели.

Кроме того, важно учитывать различие организационно-финансовых условий в Беларуси и России. Белорусские агрогородки не создавались на новом месте, там новые дома строились чаще всего на имеющихся уже улицах, поэтому затраты на планирование незначительные и решались силами районных проектных организаций. В некоторых местах, где строилось много новых объектов, привлекали по конкурсу частные проектные фирмы. Заказчиками объектов выступали те же СПК, у СПК на балансе находятся построенные объекты.

Однако для России данный вариант, возможно, не будет оптимальным. Для масштабов такой большой страны проблема пространственного развития требует рассматривать в качестве базового уровня связку малый город – сеть сельскохозяйственных поселений. Это связано с тем, что в малых городах необходимо развивать не только сельскохозяйственное, но и промышленное производство, не связанное с АПК. Кроме того сельхозпредприятия в России не получат такой масштабной господдержки как в Беларуси и поэтому не смогут своими силами создать необходимую для комфортной жизни населения инфраструктуру. Поэтому при проектировании перспективным представляется акцент на формировании систем занятости с центром в более крупных населенных пунктах с численностью населения от 20 до 70 тыс. человек, связанных с сетью более мелких населенных пунктов, концепция которых также требует специальной проработки.

В этой связи интересный подход был предложен Движением развития и Институтом демографии, миграции и регионального развития в рамках программы «Проектное государство». Обсуждая вопросы пространственного развития, руководитель программы Юрий Крупнов выдвинул идею выдвижения и реализации стратегических инвестиционных проектов (порядка 1000 по России) как системных механизмов экономического подъема территорий в масштабе административного района. Этот подход полностью (в том числе – количественно) соответствует выдвинутому Движением развития проекту «Тысяча новых городов для России». В рамках его реализации несколько позже была выдвинута идея создания «городков демографического будущего». Вот как это понятие раскрывается на странице одноименного ресурсного центра Института:

Управляющая компания организует формирование стратегического инвестиционного проекта (проектов) для обеспечения целей занятости населения, организует привлечение внешнего проектного финансирования для целей индивидуального строительства и запуска инвестиционного проекта. В дальнейшем, Управляющая компания организует образцовую эксплуатацию и содержание жилищно-коммунального хозяйства, с обеспечением минимального уровня коммунальных затрат. Результатом реализации данного подхода станет создание современного эко-поселения, в соответствии с концепцией «Посёлок-проект». В данном поселении будут достигнуты мировые стандарты качества жизни, обеспечена перспективная долгосрочная занятость, при низкой стоимости жилья и минимальных коммунальных затратах. Такие «Городки демографического будущего» станут локомотивами социально-демографического и экономического развития территорий области и всей страны.

В настоящее время пилотный проект городка демографического будущего разрабатывается на базе города Волгодонск.

Однако это общественно-низовое движение, безусловно, не может заменить государственную волю и структуры федерального уровня. В качестве федерального субъекта пространственного развития России разработчики Движения развития предлагают создание Российской градостроительной корпорации. По подсчетам самих разработчиков, оценочная стоимость создания 1000 городов по методологии, предложенной Движением развития, составляет в ближайшие десять лет порядка 18 трлн. рублей из расчета 30 тыс. рублей за квадратный метр и в среднем 20 тысяч жителей в каждом из 1000 городов. При этом Юрий Крупнов предлагает примерную схему финансового обеспечения реализации такого проекта.

Вероятно, одним из самых сложных вопросов при реализации проекта будет проектирование занятости населения новых городов, инициирование соответствующих отраслевых и региональных экономических программ. Так, на сегодня довольно подробно разработаны следующие кластеры промышленного развития, формирующие заказ на соответствующие качественные демографические и градостроительные решения:

Дальневосточный космический кластер на базе космодрома Восточный (Амурская область) в рамках агломерации Углегорск — Шимановск — Свободный;

биоэкополис «Хасан-2» в Приморском крае, основанный на биотехнологическом производстве и инновационной переработке биоресурсов в элитную и оздоравливающую продукцию (совместно с ДВО РАН);

лесоперерабатывающий кластер вокруг пос. Северный Красноярского края и создание на его базе города Малый Красноярск;

станкостроительный кластер в Иванове вокруг завода тяжелого станкостроения;

соевый кластер на базе южных сельских районов Амурской области и др.

Кстати, схожий подход для белорусско-российского Союзного государства выдвинули в своем докладе эксперты Центра стратегических и внешнеполитических исследований:

Представляется, что базовый профиль союзной корпорации, ответственной за создание коридоров развития, должен быть связан с инфраструктурным развитием и урбанизацией. Поэтому для эффективной реализации  проекта Евразийского пояса развития необходимо создание Градостроительной корпорации Союзного государства, которая будет организовывать комплексное развитие территорий Союза, имеющих стратегическое значение для его безопасности, путем организации комплексной усадебно-поместной урбанизации (включая создание новых рабочих мест). В Беларуси такой территорией является, прежде всего, Полесье, реабилитация и подъем которого (включая строительство Полесской железной дороги) помимо экономического эффекта может дать мощный импульс интеграции Украины в Союзное государство. В России такими регионами являются, в первую очередь, Сибирь и Дальний Восток, но помимо этого, по сути, 90% территории страны, сталкивающиеся с запустением и обезлюживанием.

Однако в настоящее время реальная экономическая политика российского правительства остается далекой от попыток решения задач пространственного развития России.

Опубликовано в рамках продвижения следующих проектов развития: №23 Сельское развитие; №47 Крестьянский дух и культура; №87 Ландшафтно-усадебная (поместная) урбанизация №158 Дом в России.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011