Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Градостроительство как направление пространственного развития. Опыт Беларуси и новые подходы. Часть 1

10.10.2013 | Автор: Александр Киселев, Юрий Царик

Вопрос пространственного развития России является одним из центральных не только в социально-демографическом, но и в собственно экономическом плане. За последние годы стало очевидно, что в условиях России решение «жилищной проблемы» в отрыве от решения проблемы экономического, промышленного, инфраструктурного развития, невозможно. Справедливость данного утверждения подтверждается принятой российским правительством программой созданий «агломераций», которую можно рассматриваться как отражение неолиберальной экономической политики, направленной на «сброс» социальных обязательств и деиндустриализацию, в сфере градостроительства. Данный подход предполагает так называемую мегаполисную урбанизацию, сосредоточение большинства населения в 20 крупных агломерациях, которые должны стать «точками роста» новой экономики. Однако подобный подход к урбанизации характерен скорее для 19 века, чем для 21, поскольку содержит в себе высокие риски для гармоничного общественного развития.

Высокая скученность населения в мегаполисах порождает целый ряд психологических, экологических и инфраструктурных проблем для населения.

Потенциал огромных территорий оказывается не задействованным в хозяйственном отношении.

Агломерации в хозяйственном отношении превращаются в самостоятельные регион-экономики, более зависимые от мировой глобальной экономики, чем от национального рынка, что угрожает политическому единству страны.

Сторонники данного типа урбанизации приводят и плюсы государственной поддержки развития агломераций. Уровень жизни в крупных населенных пунктах в настоящее время более высокий, чем в небольших, кроме того потенциал для развития сервисной экономики в агломерациях гораздо выше, чем в малых городах и на селе. Вложения в инфраструктуру вне агломераций слишком затратны и экономически бесперспективны.

Однако сторонники «мегаполисного» заселения России мало учитывают зарубежный опыт. Как отметил председатель Движения развития Юрий Крупнов, «мегаполисная урбанизация свойственна неразвитым странам. Россия, к сожалению, попала уже в этот тренд. Хотя если мы возьмем США или Центральную Европу, то там налицо вполне ровная ткань малоэтажных поселений. Мы живем примерно в три раза скученнее в городах, чем, например, в Великобритании. При этом в России огромное количество незадействованной земли, но англичане живут более свободно, более рассеяно. Такой вот парадокс». С данной точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку малая урбанизация является основным трендом для развития сети поселений в экономически развитых странах за исключением Японии.

В этой связи одним из важнейший вопросов не только национального развития России, но и развития всего Единого экономического пространства является вопрос о модели расселения и соответствующих ей типах экономических укладов. Так, одним из основных направлений Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года является региональное развитие, предполагающее наряду с формированием двух новых крупных городских центров создание сети умных, экологичных городов. В России ряд экспертных и общественных структур выдвигают идею ландашфтно-поместной (усадебной) урбанизации как способа освоения и удержания огромных пространств страны. Поместная урбанизация предполагает создание населенных пунктов нового типа, объединяющих качество жизни и инфраструктурную оснащенность городов и тип застройки и ландшафтной эргономичности деревень и других сельских поселений.

В этом контексте довольно интересным может быть опыт Республики Беларусь по созданию и развитию в стране сети агрогородков.

В целях преодоления последствий экономического кризиса 90-х годов в сельской местности и подъема сельскохозяйственного производства по поручению Александра Лукашенко правительством страны была разработана Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010». Программой предусматривалось строительство на базе наиболее крупных сел и деревень принципиально нового типа сельского поселения, получившего название «агрогородок». Агрогородок — благоустроенный населённый пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения городских социальных стандартов проживающему в нём населению и жителям прилегающих территорий. К основным социальным стандартам, прописанным в программе, обязательным для агрогородка, относятся:

центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения;

центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования);

улицы с твёрдым дорожным покрытием;

сеть дорог, связывающих его с населёнными пунктами в зоне обслуживания;

пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами;

объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи;

торгово-закупочные объекты потребительской кооперации;

филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания;

структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;

дошкольные учреждения и школы;

спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства;

амбулатории врача общей практики;

пожарные аварийно-спасательные депо и посты;

объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы);

учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т. д.), центры традиционных народных промыслов и ремёсел.

С экономической точки зрения агрогородок представляет собой центр сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК), который образуется путем слияния нескольких бывших колхозов. СПК является основным работодателем и базовым предприятием агрогородка. Он же – основной заказчик строительных и проектных работ. То есть, строительство агрогородков шло в неразрывной связи с реформой белорусской сельскохозяйственной отрасли, формированием укрупненных агропредприятий. В результате реализации госпрограммы, площадь сельхозугодий в расчете на одно хозяйство в белорусском селе за 5 лет выросла в среднем в 1,5 раза и превысила 5 тыс.га.

Следует отметить, что проектирование лучших агрогородков осуществлялось в формате «мышления городами», то есть исходя из социальных нормативов, экономических потребностей и потенциала и ландшафта вырабатывалось комплексное архитектурнопланировочное решение. Это примерно соответствует подходу «мыслить городами», который выдвигает в своих работах Юрий Крупнов. В частности, белорусский подход предлагает следующие направления:

1. Архитектурно-планировочное решение общественных центров (библиотека, дом культуры и т.д.)

2. Новое строительство или реконструкция общественных зданий, учитывающие современные социальные стандарты, заложенные в Государственной программе возрождения и развития села.

3. Новое жилищное, преимущественно усадебное, строительство, архитектурнокомпозиционно совместимое с существующей застройкой.

4. Благоустройство общественных центров, главной и второстепенных улиц населенного пункта.

5. Размещение на территории агрогородка малых архитектурных форм и обновление существующих оград, указателей и др.

Наиболее типичные планировочные решения приведены на рисунке (источник).

Ярким примером градостроительного подхода является проектирование «с нуля» агрогородка Фунда ла Роана в Венесуэле.

По заданию заказчика аграрно-индустриальный комплекс разместится на территории 7817 га, из которых интенсивно используемые сельскохозяйственные угодья составят около 5 тыс. га.

Остальные земли будут использоваться под застройку:

агрогородка, в котором предлагается построить 500 одноквартирных жилых домов площадью 70 м2 для населения 2,5 тыс. человек;

промышленных и сельскохозяйственных построек: птицефабрики с фабрикой по переработке мяса птицы, молочно-товарной фермы с молокозаводом и комплексом по откорму КРС, зерноочистительного комплекса с комбикормовым заводом, машинного двора на 50 единиц техники и др.

Объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для функционирования аграрно-индустриального комплекса, локализуются в окружении агрогородка. В Беларуси аналогов по проектированию подобного комплекса нет.

В силу специфики экономической ситуации в Беларуси особое внимание при строительстве агрогородков было уделено их энергообеспечению. И в этой точке мы находим идеальное сочетание интересов экономического и социально-демографического развития. С одной стороны, наличие инфраструктуры, потребляющей энергию, входит в социальные стандарты при строительстве агрогородков. С другой стороны, автономное обеспечение агрогородка и СПК при нем энергоресурсами является необходимым условием их экономической состоятельности (доля энергоресурсов в себестоимости сельскохозяйственной продукции колеблется в диапазоне от 15% до 60%).

В итоге была выработана образцовая модель создания автономного энергоцентра (биогазовый комплекс + когенерационная установка) с использованием биоорганики от поголовья в 7000 голов, выращиваемых на СПК. При сценариях с продажей выработанной электроэнергии государственной энергосистеме (для чего в Беларуси создана нормативная правовая база) годовая выручка после оплаты кредита в течение 5-ти лет составит около 890 тыс. у.е., а в сценарии с моторным биометаном для автопарка годовая экономия денежных средств составит 1015 тыс. у.е. (в прогнозируемых ценах в 2016 г. на электроэнергию и моторное топливо).

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011