Центральная Европа на распутье
03.10.2013 | Автор: Юрий Царик
В ходе встречи с Александром Лукашенко белорусский премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что Беларусь будет стремиться сохранить за собой украинский рынок в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом. «В этой ситуации Беларусь ни в коем случае не должна потерять торговлю с Украиной, а может быть, даже найти определенные плюсы», сказал Михаил Владимирович. Одновременно он отметил, что для белорусской стороны желательным является полное присоединение Украины к Таможенному союзу, предполагающее ратификацию всех соответствующих соглашений.
Аналогичную позицию по «украинскому вопросу» уже заявил Казахстан.
Получается, что партнеры России по Таможенному союзу не намерены, насколько можно судить в настоящее время, присоединяться к мерам по защите таможенной территории ТС, которые уже анонсировала Москва. А это уже имеет серьезные юридические последствия. Ведь Россия, как участник ТС, не может на национальном уровне выйти из Зоны свободной торговли СНГ, поскольку этот вопрос относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. А значит, законно ввести какие-либо дополнительные ограничительные меры против импорта из Украины (в том числе, реэкспортируемых через Украину из ЕС товаров) Москва тоже не сможет. А если и сможет, то уж точно не сможет блокировать украинский импорт, идущий через Беларусь.
Данные юридические противоречия имеют геополитическое измерение. Фактически речь идет об уничтожении Таможенного союза. Либо через то, что он станет бессмысленным в условиях соблюдения соглашения о Зоне свободной торговли СНГ, либо через односторонние действия России по защите своего рынка от украинского экспорта (и реэкспорта). Это означает полный крах политики России на постсоветском пространстве и в Евразии в целом.
Более того, хотя денонсация соглашения о ЗСТ СНГ странами–участницами Таможенного союза политически возможна, но она, во-первых, имеет свои политические издержки (полная дискредитация СНГ), во-вторых, едва ли обеспечит надежную защиту рынка ТС от демпингового экспорта и реэкспорта с территории Украины.
В этих условиях Россия, идущая на масштабные уступки США по сирийскому и иранскому вопросам (см. здесь, здесь и здесь), очевидно, ждет содействия Вашингтона в вопросе о блокировании ассоциации Украины с Евросоюзом, а также в вопросах принуждения Беларуси и Казахстана к необходимым политическим действиям. Однако Европейский союз, сталкивающийся с давлением со стороны США по вопросам евро-атлантической зоны свободной торговли и потерявший доверие к Вашингтону после обнародования Эдвардом Сноуденом данных об американской слежке за европейскими руководителями, не склонен прислушиваться к мнению заокеанского партнера. Европу привлекает возможность «колонизации» Украины (а возможно, и других стран региона) как способа вывода еврозоны из кризиса. Тем более, что США, которые в очередной раз не могут решить свои финансовые проблемы, уже не представляются такими влиятельными и грозными, как ранее. Да и единства по восточноевропейским вопросам среди американской элиты нет.
В такой обстановке Китай, продвигая свои экономические интересы в регионе, по сути, играет на руку США и России. Не вызывает сомнений тот факт, что информация об аренде китайскими агропромышленными корпорациями огромных площадей сельхозугодий в Украине вызвала настороженную реакцию в ЕС. Китайский сельскохозяйственный экспорт с территории Украины в условиях формирования ЗСТ с Евросоюзом может стать серьезным дестабилизирующим фактором в аграрном секторе всей Европы. Аналогичным образом воспринимается в Европе проект Китайско-белорусского индустриального парка под Минском.
Едва ли случайным является то, что именно в этой сложнейшей ситуации был развернут скандал вокруг сотрудничества «Беларуськалия» и «Уралкалия». Данный конфликт не только привел к прямым потерям Беларуси и России, но и существенно ослабил позиции Москвы на постсоветском пространстве. И ответственным за этот беспрецедентный кризис в белорусско-российских отношениях является российское правительство, «крышующее» «Уралкалий».
Именно правительство России также ответственно за полный провал украинского направления внешней политики и за кризисное состояние интеграционного проекта в целом. Залог успешности интеграции на постсоветском пространстве – формирование эффективной промышленной и инфраструктурной политики, что напрямую входит в компетенцию кабинета министров. Однако руководство российского правительства призывает к отказу от реализации даже внутренних российских инфраструктурных проектов, заявленных президентом Владимирым Путиным. Интеграционные проекты совместного развития в Белом доме даже не обсуждаются.
Именно поэтому сегодня нужна срочная мобилизация центральноевропейских стран для выработки консолидированной позиции в отношении собственного будущего. Центральная Европа не должна быть заложником борьбы внешних по отношению к ней субъектов. Из нынешнего кризиса есть только один путь, совместимый с суверенным развитием стран региона, - путь формирования единого рынка Новой Центральной Европы на основе матрицы стратегических промышленно-инфраструктурных проектов. Политическая консолидация стран региона на этой платформе позволит существенно влиять и на позицию крупных субъектов в регионе. И главное – изменить экономический курс правительства в Москве.
Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №2 Новая большая страна №70 Новая Центральная Европа
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)