Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Затяжное пике российского авиапрома

18.11.2013 | Автор: Дмитрий Карелин

Катастрофа «Боинга-737» авиакомпании "Татарстан", унесшая жизни шести членов экипажа и 44 пассажиров, снова заставила говорить о трагическом положении российских авиастроения и авиации в целом.

Проблемы у «крылатой России» начались гораздо раньше нашумевших трагедий. Если до развала Советского Союза эта отрасль рассматривалась как главный фактор национальной безопасности и гордости, мерило научного и технологического развития страны, то начиная с конца 80-х годов прошлого века авиация быстро пришла в упадок. Закрылись многие авиапредприятия, поставщики высокотехнологичного оборудования провели конверсию и стали выпускать кастрюли и чайники. Даже такой гигант как Саратовский авиационный завод, выпускавший с 1978 по 2003 год надежные машины Як-40 и Як-42, сегодня в буквальном смысле стерт с лица Земли. На месте бывших ангаров и заводских корпусов сейчас полным ходом идет строительство торгово-развлекательного центра, где совсем скоро бойко будут продаваться товары явно не российского производства. И это более чем показательный пример. Кстати второй авиагигант – Смоленский авиационный завод выпускал Яки еще меньше — с 1977 по 1981 год.

Конечно, отрасль была ориентирована преимущественно на разработку и производство военной авиатехники. В конце 1970-х – начале 1980-х годов в СССР ежегодно производились сотни самолетов и вертолетов военного назначения. Но и в гражданском сегменте в советские годы было организовано серийное производство: в год выпускалось до 150 самолетов и около 300 вертолетов.

После распада СССР за границами России оказались крупные авиастроительные предприятия: Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени О. К. Антонова в Киеве, Киевский авиационный завод «Авиант», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (ТАПОиЧ), Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко (ГП «Ивченко-Прогресс») и запорожский завод «Мотор Сич», Тбилисский авиационный завод и др. На территории России на момент обретения государственной независимости располагалось 214 предприятий отрасли, включая 28 НИИ, 72 ОКБ и 114 серийных заводов, находившихся ранее в ведении Министерства авиационной промышленности СССР, то есть практически все организации и учреждения отраслевой науки, основная доля конструкторского и производственного потенциала советского авиастроительного комплекса.

А ведь при этом выпуск гражданской авиатехники в СССР обеспечивал не только внутренние потребности, но и экспортные поставки. Сегодня же с экспортом дела обстоят лучше у других стран. Но приобрести новые машины могут позволить себе лишь некоторые компании, пересчитать которые можно по пальцам одной руки. Вот и трудятся на внутренних авиалиниях лайнеры, летавшие в африканских странах и чудом не сгинувшие во время перелетов через Бермудский треугольник. Зато свой «черный треугольник» появился в России. Его счет был пополнен катастрофой 17 ноября в международном аэропорту «Казань». Годом раньше, 11 сентября 2012 года рейсовый самолет Ан-28, принадлежащий ФГУП «Камчатское авиапредприятие», пропал со связи в районе поселка Палан. Он был обнаружен лежащим на боку в зарослях кедрового стланника в десяти километрах от Паланы. При крушении погибли десять человек.

2 апреля 2012 года при взлете в аэропорту Тюмени упал пассажирский самолет ATR-72, выполнявший рейс Тюмень — Сургут. На борту находилось 43 человека

7 сентября 2011 года в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем упал самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. На борту было 45 человек — 37 пассажиров и восемь членов экипажа.

21 июня 2011 года летевший из Москвы в Петрозаводск самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» в сложных метеоусловиях совершил жесткую посадку на автотрассу в одном километре от аэропорта Петрозаводска. При посадке развалился фюзеляж самолета, произошел пожар. Из 52 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа 44 человека погибли при крушении. Восемь пострадавших были госпитализированы в тяжелом состоянии, двое из них — ребенок и девушка — позже скончались в больницах.

Этот список можно продолжать. Но остановить беспредел в российском небе можно только жесткими мерами. Именно к ним призывает руководитель Движения развития и председатель наблюдательного совета института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов. Еще до казанской трагедии он говорил о необходимости открытых и публичных расследований авиакатастроф.

- Нужно выявить людей, виноватых в этом, прежде всего тех, кто лоббирует иностранную авиатехнику в России, и на один день приостановив запрет смертной казни просто расстрелять их, — заявил Крупнов в эфире радиостанции «Русская служба новостей».

- Сегодня отсутствует серьезное регулирование вообще всех полетов в Российской Федерации, в целом. Это и непроверка летчиков, и так далее. Поэтому, соответственно, здесь требуется расследование. Второй момент, происходит в течение 20 лет —- планомерное уничтожение российского авиапрома. И происходит лоббирование западных компаний, прежде всего, «Боинга», - подчеркнул глава Движения развития.

Помочь расправить крылья российскому авиапрому cможет разве что новая правительственная структура. Необходимость создания министерства авиации, в которое должны войти компетентные специалисты, давно назрела, — считает Юрий Крупнов.

Необходимо срочное формирование единого государственного органа администрирования и управления – vинистерства авиации, отвечающего за авиационную деятельность и обеспечение связности страны. Данный орган в значительной мере должен совмещать в себе функции двух бывших советских министерств – авиационной промышленности и гражданской авиации, но при этом охватывать всю без исключения полномасштабную авиационную деятельность России.

По статусу новое министерство в связи с его ключевым значением для безопасности страны должно, как в настоящее время «силовые» ведомства, напрямую подчиняться Президенту России, стать министерством «со звёздочкой».

Директор ИДМРР Дмитрий Панюков в свою очередь так прокомментировал катастрофу самолета в Казани:

- Эта трагедия снова возвращает нас к старой проблеме – проблеме безопасности на авиатранспорте. На мой взгляд, это ярчайший индикатор положения дел в системе экономики, государства вообще. Потому что понятно, что летать на старых необслуженных посудинах, эксплуатировать экипажи в хвост и в гриву, плохо учить, плохо платить, забыть про аэродромную инфраструктуру — гораздо выгоднее, чем исходить из соблюдения жёстких норм безопасности. Поэтому когда во главу угла государство ставит общенародные, национальные цели развития и безопасности, самолёты не разбиваются. А когда оно с пониманием разделяет «корпоративные интересы» — будут аварии, - сказал он.

Безопасность на транспорте — это как раз один из очевидных «изъянов» свободного рынка. Ну не регулирует он её! Здесь без сильной руки государства — никуда. В конце 90-х — начале 2000-х была целая череда авиакатастроф. Потом государство вроде взялось за свои прямые контрольные обязанности. Выявили целую кучу ужасных подробностей с уровнем обслуживания, закупкой бывших в употреблении запчастей, санкциями к экипажам за перерасход топлива… Вроде как-то наладилось, вроде происшествий стало меньше. Потом очевидно узду ослабили, и рыночные интересы отыграли своё.

- Сейчас, наверное (надеюсь!) опять разберутся, выявят, накажут. Но так получается, что каждый раз кто-то невинный должен ценой своей жизни становиться «будильником» для чести и совести государства. Это несправедливо. Так не должно быть. Должна быть система, перманентная работа на качественные улучшения, системные сдвиги. Должна быть жёсткость — ведь речь о человеческих жизнях. А этого нет. И, увы, не предвидится. До тех пор, пока безусловным приоритетом, императивом не станут общенациональные цели развития. Это должно быть ориентиром безусловным. Без условий, понимаете? И там, где возникает противоречие с интересами прибыли, корпораций, эти интересы должны быть задвинуты куда подальше. Однозначно и не раздумывая. То есть даже вопроса такого возникать не должно. К сожалению, такой взгляд в принятых действующей властью, правительством координатах, системах ценностей возникнуть не может. Вот поэтому нам, России, народу нужно другое правительство — Правительство развития.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011