Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

ВСМ и транспортная стратегия России

10.05.2013 | Автор: Александр Палагин

Строительство высоксоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) стремительно набирает обороты во всем мире. Рост популярности и

форсированное развитие этого скоростного транспорта вполне обосновано – быстрый и надежный транспорт, способный доставить служащих до их рабочих мест, которые при этом могут проживать в сотнях километров от места работы, играет ключевую роль для экономики страны.

Кроме того наличие высокоскоростного транспорта повышает мобильность населения, а значит снижает социальную напряженность, связанную с потерей работы. То есть, если человек становится безработным в своем городе/населенном пункте, он может спокойно переехать в другой, затратив минимум времени. Таким образом, транспортная обустроенность в XXI веке будет иметь первостепенное значение для развития экономики государства в целом.

На сегодняшний день передовиками в этой транспортной сфере принято считать Японию и Китай, а не европейцев и американцев. Уже в 1964г. в Японии заработала первая в мире общественная высокоскоростная железнодорожная магистраль "Синкансэн" между Токио и Осакой. И на сегодняшний день эта сеть перевозит более 150 млн. (чуть меньше численности населения Японии) пассажиров год, а за время её эксплуатации не произошло ни одного серьезного инцидента или катастрофы.

Не меньший рывок в этом направлении за последние десятилетия сделали китайцы. К началу 2013г в КНР было построено и модернизировано более 8500 км железнодорожных путей для скоростных и высокоскоростных поездов. Более того, в декабре прошлого года в Китае была открыта самая длинная в мире и одна из самых быстрых железнодорожных линий Пекин - Гуанчжоу. По ней поезда преодолевают расстояние почти в 2300 км всего за восемь часов, разгоняясь до 350 км/ч. 

Что касается европейцев, то внедрение ВСМ у них также началось сравнительно давно, однако протяженность линий и планы строительства несколько отстают от азиатских стран. Объяснение тому в хорошо развитой транспортной инфраструктуре. К примеру, в ФРГ помимо прекрасно выстроенной системы железнодорожного сообщения, предлагающей гражданам широкий выбор поездов разного класса, довольно неплохо развита региональная авиация и, самое главное, есть бесплатные высококачественные дороги, которыми пользуются больше половины граждан. В то же время здесь уже много лет пользуется большой популярностью так называемый «Междугородний экспресс» („ICE“), который движется со скоростью 230-250 км/ч, а на некоторых участках достигает скорости 300 км/ч.

Примерная такая же ситуация и во Франции, где сравнительно хорошо развиты все виды транспорта, но также есть свой скоростной экспресс „TGV” – гордость французских железнодорожных инженеров. В Италии  курсируют поезда «Пендолино», в Испании экспрессы серии AVE, в США, несмотря на слабую развитость железнодорожных ВСМ можно воспользоваться услугами поезда «Acela Express», который предлагает свои услуги на Северо-востоке США. Но не будем забывать, что в США лучше всех развиты региональные авиаперевозки, а по количеству частных самолётов эта страна уверенно занимает первое место.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, очевидно, что во всех развитых странах особое внимание отводится развитию транспортной инфраструктуры. Здесь перед государствами встают несколько альтернатив: либо делать ставку на хорошие автомобильные дороги и к ним добавлять отлично развитую железнодорожную сеть (немецкий вариант), либо делать упор на развитие малой и региональной авиации и к ней добавлять автомобильные дороги при наличии  неплохого ж/д сообщения (американский вариант).  

По третьему пути пошли азиатские страны, сделавшие ставку именно на ВСМ. И самым ярким примером здесь остается Китай, у которого не было ни автомобильных дорог, ни авиации, а большие расстояния ставили острую необходимость связанности страны.

Что касается России, то у нас сложилась, примерна такая же ситуация что и в Китае. У нас по-прежнему нет качественных автомобильных дорог, а со времен развала СССР практически полностью канула в бездну региональная авиация общего назначения. При этом ВСМ в России до сих пор находятся в зачаточном состоянии. В итоге на сегодняшний день мы имеем абсолютно не связанную страну, в которой чтобы перелететь из Хабаровска во Владивосток нужно лететь через Москву, а доехать на поезде из столицы до Приморья можно лишь за одну неделю.

Безусловно, грандиозная площадь страны, бóльшая часть которой расположена в условиях крайнего севера и без того осложняет работу по выстраиванию транспортной сети. Однако представляется, что в России, несмотря на, откровенно говоря, плачевное состояние транспортной инфраструктуры, есть все условия для скачка вперед в этом направлении. ВСМ в этом смысле могут и должны стать одним из ключевых направлений.

Известно, что в России уже принято решение о строительстве ВСМ в соответствии с программой социально-экономического развития России на период до 2030 года. А пионерами станут  магистрали Москва-Санкт-Петербург и Москва – Казань-Екатеринбург. При этом ставку, судя по всему, РЖД будет делать на иностранные скоростные поезда. Уже сейчас по маршруту Москва – Санкт-Петербург и Москва - Нижний-Новгород курсируют всем известные и прекрасно пропиаренные «Сапсаны», сконструированные немецкой фирмой “Siemens”. А недавно к ним добавилась «Ласточка» - электропоезд повышенной комфортности, который также будет ездить по горьковскому направлению.

Эта тенденция по внедрению зарубежных поездов не столько обидна, сколько непонятна. Непонятна она по той простой причине, что в России еще 11 лет назад был спроектирован и успешно прошел все испытания высокоскоростной поезд «Сокол-250», который по всем техническим параметрам нисколько не уступает Сапсанам, а по цене получается намного дешевле. Более того, первые идеи по созданию в нашей стране сети высоксоростных железнодорожных магистралей были приняты примерно в одно время с передовыми странами - в конце 80-х годов, на закате СССР, - и под это уже были созданы первые реальные проекты высоксоростных электропоездов. К примеру, советский электропоезд «ЭР-200», выпускавшийся на Рижском вагоностроительном заводе уже в 1984 году развивал скорость до 200км/ч. Всего было построено два состава и один из них курсировал из Москвы в Санкт-Петербург вплоть до 2009 года.

Что же касается «Сокол-250», то его конструкционная скорость составляла 250 км\ч, а в ходе испытаний, проходивших в 2001, году он достиг скорости 235км\ч. Там же, на испытаниях, поезд показал очень неплохие результаты, а при его разработке были воплощены в жизнь многие технические новшества отечественного вагоностроения. К примеру, бортовая система управления, созданная с помощью микропроцессорных систем, полностью соответствовала техническому заданию и не уступала западным аналогам.

Однако проект был закрыт, и причиной тому стало не технические неполадки, вскрывшиеся при испытаниях, а отсутствие финансирования на самом последнем этапе доработки. То есть в ходе испытаний были вскрыты недоделки, их устранили, а провести повторные испытания, чтобы подтвердить это не смоги из-за отсутствия финансирования.  По сути, поезд «отправили в депо» при готовности в 90%. Не последнюю роль в торпедировании этого проекта сыграл тогдашний министр путей сообщений и первый президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев. Этот поезд оказался не нужен своей стране и был отправлен в музей.

Надо сказать, что это уже не первый раз, когда мы отказываемся от отечественного в пользу иностранного при том, что первое ничем не уступает второму. Примерная такая же ситуация сложилась в авиации, когда вместо готового регионального Ту-334 решили сделать ставку на Суперджет, собранный на 70% из иностранных комплектующих. И это в стране, в которой были и все еще есть технологии для создания очень неплохих современных скоростных поездов.

Всё это выглядит еще более обескураживающим на фоне испытаний украинского Межрегионального скоростного электропоезда, разработанного Крюковским вагоностроительным предприятием. Этот поезд также может развивать скорость до 200 км/ч и, судя по всему, на его доработку украинское правительство выделит достаточно средств. Получается, что нашим украинским коллегам отечественное дороже, чем нам.

Как бы то ни было, но начало строительства высокоскоростных магистралей в России, безусловно, правильный шаг. Функционирование разветвленной сети ВСМ по приемлемым ценам обеспечит связанность страны и будет способствовать её развитию.  Вместе с тем представляется, что в условиях большой протяженности России, её ландшафта и природных условий, развитие ВСМ должно происходить преимущественно на европейской части России до Урала. Развитие транспортной инфраструктуры за Уралом должно опираться преимущественно, а в условиях крайнего севера только, на авиацию общего назначения.

Крайне интересной в этом отношении выглядит концепция развития транспорта у Движения развития, отраженная в Авиационной доктрине. Там авторы предлагают полномасштабную авиатизацию страны, которая рассматривается как крайняя необходимость в Сибири и на севере страны, поскольку прокладывать автомобильные и железнодорожные пути в этих регионах не только сложно технически, но и невыгодно. Если Россия возьмет на вооружение частично китайский (на западе страны) и американский (на востоке страны) варианты развития транспортной инфраструктуры, и воплотит их в жизнь, она сделает  колоссальный шаг вперед в региональном развитии и в первую очередь Сибири и Дальнего Востока.

Такого же мнения придерживаются и российские эксперты. В частности председатель Движения развития Юрий Крупнов считает, что «при правильном определении функций и доли ВСМ - они станут важнейшей основой создания коридоров развития страны». Более подробно это отражено в специальном докладе, подготовленном Юрием Крупновым и его коллегой Юрием Громыко в 2007г году.

Опубликовано в рамках продвижения проекта развития №51 Новые транспортные системы.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011