Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Военно-промышленный комплекс: выход из тупика

19.04.2011 | Автор: Денис Пурыжинский

«Сегодня ни одно из существующих КБ не в состоянии
воссоздать новый современный самолет…
Серийные производства, в случае появления у них объемных заказов,
будут не в состоянии их выполнить».

(Военно-промышленный курьер, № 14 от 13–19 апреля 2011 г.)

Вопреки устоявшемуся мнению, что развал оборонки начался с 90-х годов, деградация и отставание начались раньше, хотя и были не столь заметны. Например, провести техническое перевооружение на более современное оборудование могли позволить себе только предприятия МЭПа (Министерство электронной промышленности), остальные получали станки и приборы по остаточному принципу. Новые разработки не финансировались, если не было ссылок на их зарубежные аналоги, т.е. заведомо закладывалось отставание в развитии. Отсутствовали действенный контроль и персональная ответственность руководителей за эффективное использование закупленного, в том числе и за рубежом, оборудования. Так, подготовка технологических площадей под установку оборудования часто отставала от сроков его поступления, и дорогостоящие станки и приборы годами гнили на заводских дворах. Введение ответственности руководителей за обязательное использование («освоение») выделенных фондов приводило к огромным потерям средств из-за заказа избыточного количества техники.

Прошедшие перемены в социальном устройстве страны в 90-е годы привели к дальнейшему ослаблению ВПК.

Государство, не имея возможности содержать оборонный комплекс, передало управление производством в руки «красных директоров» получивших свои предприятия в 1990–2000-е годы через акционирование фактически в полную собственность. Однако их неумение перестроить работу в новых условиях быстро приводило к банкротству предприятий.

Много об этом уже было сказано, поэтому перейду сразу к 2000 – 2010 годам.

Предприятия военного комплекса были искусственно выведены из конкурентной борьбы и работали фактически на дотации государства. Это позволяло передавать их в руки подконтрольных финансовых структур. Основной целью этих структур было извлечение прибыли любыми путями. Рабочим и инженерам по много месяцев не выплачивали зарплату, которую, несмотря на инфляцию, годами не повышали. В производство и в развитие науки не вкладывалось средств. Уникальные предприятия искусственно банкротились, их активы продавались, а территория, ими занимаемая, сдавалась в аренду.

Вторая волна управленцев – экономисты и банкиры – пришли на предприятия ВПК в 2000-е годы. Однако их незнание законов производства, неумение эффективно управлять им и недавний экономический кризис, уничтоживший дешевый кредит, привели к окончательной стагнации военной промышленности.

Высококвалифицированные специалисты стали массово уходить из отрасли.

В наше время, если мы не желаем получить то, что происходило с Югославией, Ираком, а сейчас с Ливией, надо, наконец, от слов переходить к делу и вплотную заняться воссозданием своего военного щита от внешних и внутренних угроз. Необходимо поставить возрождение ВПК одной из основных государственных задач.

Прежде всего, на государственном уровне необходимо принять и строго соблюдать законы, не допускающие к управлению предприятиями ВПК частный капитал.

На должности топ-менеджеров необходимо по конкурсу, с обсуждением предлагаемых ими антикризисных программ, ставить предпринимателей – производственников или ученых, желательно с экономическим образованием, работавших при разных экономических моделях и сумевших сохранить и развить свое производство. Это должны быть предприниматели, нацеленные на построение долгосрочного бизнеса с устойчивой прибылью и ростом производства.

Льготные кредиты предприятиям должны выдаваться только под эффективные программы развития и техперевооружения с последующим отчетом о результатах. При нецелевом, не согласованном с кредитором использовании кредитов, необходимо принимать жесткие меры к руководителям вплоть до их снятия и личного возмещения экономических потерь государства.

Однако государство не должно сдерживать инициативу и контролировать каждый шаг новых руководителей.

Необходимо провести реальное сокращение излишних управленческих звеньев на предприятиях ВПК и ввести ограничения на ставки руководства.

Бóльшая часть прибыли, полученной от продажи за границу вооружений, должна возвращаться на предприятия производителя в виде новой техники и увеличения фонда оплаты труда.

Одновременно с этим необходимо возродить систему подготовки рабочих и инженеров для ВПК на льготных условиях, с дальнейшим освобождением работающих от прохождения обязательной службы в армии. Таким образом, остановив расхищение предприятий ВПК и создав экономические стимулы для притока квалифицированных рабочих, инженеров и ученых, можно остановить дальнейшее разрушение и перейти к восстановлению отрасли.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011