Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/strategiya_belorussii/

Стратегия лишней не бывает

23.05.2013 | Автор: Юрий Царик

Один белорусский высокопоставленный государственный аналитик, которого я очень уважаю, как-то в беседе посетовал на то, что в Беларуси не хватает стратегического мышления и подхода. Подумав вместе над причинами такой ситуации, мы пришли к выводу, что это, наверное, следствие понимания Беларуси в общественном сознании как маленькой страны. А раз мы маленькие, то какая там стратегия – надо подстраиваться под окружающие изменения.

И вот с этой установкой общественного сознания никак нельзя согласиться. Из того, что мы «маленькие», у нас мало ресурсов, а мир становится все более неспокойным, следует не то, что нам необходимо отказаться от стратегического мышления, как нереалистичного. Из этого следует то, что в Беларуси необходимо обеспечить такой уровень понимания и прогнозирования внутренних и международных процессов, который позволял бы при имеющихся ресурсах эффективно влиять на интересующие нас аспекты международной ситуации.

Пример того, как подобное возможно, на прошедшей неделе дал странам постсоветского пространства Таджикистан. Это небольшое государство в Центральной Азии после развала Советского Союза находилось и находится в тяжелейшей международной ситуации. С одной стороны – геополитический уход России из региона, с другой – экономическая экспансия Китая, очень напоминающая колониальную, с третьей – война в Афганистане, военно-политическая экспансия США и НАТО. Таджикистан прошел через гражданскую войну, приграничные конфликты. Своя, завязанная на кооперацию с другими частями СССР, промышленность в стране почти уничтожена, а вместо нее по территории Таджикистана проходит мощнейший поток афганского наркотрафика. К 2012 году страна подошла в крайне тяжелом положении: на Памире возобновились боевые столкновения с сепаратистами, сформировался огромный внешний долг, Душанбе вынужден был отдать часть своей территории Китаю.

В этом тяжелом положении Таджикистан, как и другие страны региона, оказался перед лицом проблемы «Афганистан после 2014 года». Суть проблемы – в том, что США выводят часть своих войск из Афганистана и хотят расширить свое военное присутствие в центре Евразии за счет размещения их как раз в бывших советских республиках. Нет сомнений в том, что подобное размещение, как и дислокация войск НАТО в Афганистане, станет фактором дестабилизации и милитаризации региона. Это невыгодно ни для стран самого региона, ни для России, ни, в определенной степени, для Китая.

Как известно, Узбекистан в этих условиях решил сыграть партию с американскими коллегами. Еще ранее Ташкент отказался участвовать в создании Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ, а в декабре 2012 года принял решение о приостановлении своего членства в этой организации. Параллельно были заявлены планы размещения на территории Узбекистана новых объектов логистической и военной инфраструктуры США и НАТО, а также военной техники НАТО, выводимой из Афганистана. Последнее уже успело стать фактором дополнительной напряженности в отношениях с другими странами региона в силу существующих в регионе противоречий.

Таджикистан в этой ситуации пошел другим путем. Оценив новый поворот в афганской стратегии России, а также тот факт, что кроме собственно милитаризации американское военное присутствие ничего не дает, Душанбе поддержал укрепление ОДКБ и выступил с инициативой по присоединению к Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России и вхождению в будущий Евразийский союз. Более того, Таджикистан во взаимодействии с российским экспертным сообществом развернул работу по формированию собственной повестки евразийской интеграции в Центральной Азии. Результатом этой работы и формирования новой платформы отношений России и Таджикистана стало выдвижение концепции Таджикистана как «евразийского льва», ведущего государства евразийской интеграции в Центральной Азии.

На прошедшей неделе, 15 мая, в Душанбе была презентована экономическая часть этой платформы – 14 стратегических инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 25 миллиардов долларов.По словам близкого к Кремлю политика Юрия Крупнова, курирующего данную программу, половину этих средств, 12 миллиардов долларов, готова предоставить российская сторона, остальные инвестиции под гарантии безопасности со стороны двух государств, предоставят частные структуры. В число предложенных проектов входят такие инициативы, как строительство железной дороги Таджикистан – Афганистан – Туркменистан, создание сети птицефабрик в Центральной Азии, создание в регионе струнно-рельсовой транспортной системы, строительство Даштиджумской гидроэлектростанции и другие.

Специфика предложенного при этом подхода к разработке и реализации стратегических инвестиционных проектов состоит в том, что создаваемые в Центральной Азии объекты инфраструктуры и производства основываются на российских технологиях. Иными словами, инвестируя в Центральную Азию, Россия создает рынок сбыта для своей же перерабатывающей промышленности. То есть речь идет не о бесцельном вбухивании средств в надежде купить политическую лояльность, а о стратегических инвестициях, создающих основу для промышленного развития.

Главное же в том, что изложенные проекты ориентированы на кардинальное изменение экономики региона и формирование принципиально новой геоэкономической ситуации здесь. Это связано как с эффектом создания миллионов рабочих мест и новой стоимости в самой Центральной Азии, так и с последующими планами российского руководства приступить к индустриализации Афганистана в целях стабилизации ситуации и борьбы с наркопроизводством в этой стране. Нелишним здесь будет вспомнить и о том, что в ближайшее время в России будет создана Корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии, которая станет, по сути, основным инструментом

Ознакомившись с материалами этой государственно-общественной работы, невольно задумываешься над тем, каким образом подобный подход может быть применен к участию Беларуси в интеграционных образованиях.

С одной стороны, понятно, что белорусским производителям необходимо участвовать в индустриализации Центральной Азии (благо, договоренности о сотрудничестве между Александром Лукашенко и Эмомали Рахмоном в октябре 2011 года были достигнуты). И, кстати, есть вероятность, что уже на следующей неделе в Киргизии состоится саммит ОДКБ, где Беларуси имело бы смысл выступить с конкретными экономическими инициативами, реализующими ранее заявленную нашей страной концепцию «интеграции интеграций».

С другой стороны, понятно, что для Беларуси уже в своем регионе Центральной и Восточной Европы необходима новая специфическая роль в интеграционных процессах. Нужна концепция этой роли и ее конкретное проектное наполнение. Это, пожалуй, и есть такая стратегическая задача, которую нужно решать на экспертном и общественном уровне, даже если на стратегию не хватает времени и ресурсов.

Источник статьи - здесь.