Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Россия в Афганистане: ведомый или ведущий?

20.03.2012 | Автор: Екатерина Туранова

Близится срок завершения операции НАТО «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Как было заявлено ранее, вывод военного контингента назначен на 2014 год, однако в силу недавних событий, о которых речь пойдет ниже, есть вероятность, что темпы завершения операции будут ускорены. Согласно информации, появившейся в американских СМИ, Пентагон по указанию Барака Обамы готовит план ускоренного вывода войск с афганской территории: предположительно контингент должен покинуть Афганистан уже до конца 2013 года. Окончательное решение по плану вывода войск коалиции и схеме передачи ответственности за безопасность афганской армии и полиции будет принято в мае на саммите НАТО, но примерная картина ситуации в Афганистане на ближайшую пару лет проясняется уже сейчас.

В то время, как страна должна готовиться пуститься в самостоятельное плавание без военной помощи Альянса, вместе попыток укрепить и без того тяжелое внутриполитическое и экономическое положение мы наблюдаем активизацию протестных антиамериканских настроений и дестабилизацию обстановки в стране. В конце февраля инцидент с сожжением Корана НАТОвскими военными, который вызвал естественный взрыв негодования афганцев, спровоцировал демонстрации и погромы, привел к человеческим жертвам. Не успели улечься страсти, как расстрел американским солдатом шестнадцати мирных жителей вблизи военной базы вызвал новую волну протестов, анти-НАТОвская риторика появилась и на высшем уровне.

"Если международное сообщество не сыграет свою роль в наказании преступников, мы объявим иностранные войска в стране оккупационными,"- заявил президент Афганистана Хамид Карзай после происшествия. Реакция руководства страны на преступление выразилась в требовании отвести на базы присутствующих в стране американских военных, а также завершить операцию в Афганистане на год раньше запланированного срока - в 2013 году. В ходе заседания Совета Безопасности ИРА в минувшее воскресенье было принято решение о том, что деятельность НАТОвского контингента со следующего года будет носить вспомогательный характер, а основная ответственность за безопасность в Афганистане ляжет на плечи национальных силовых структур.

Ответ афганской стороны – лучшая оценка десятилетней деятельности Альянса в Афганистане.

Правозащитные организации неоднократно критиковали НАТО за недостаточно точный выбор целей, особенно при проведении авиационных ударов, который приводит к потерям среди гражданского населения. Официальных данных о количестве потерь среди мирных жителей за годы проведения операции «Несокрушимая свобода» нет, разброс цифр в различных источниках велик. По информации газеты «Independent» с октября 2001 по июнь 2011 года жертвы среди гражданских лиц составили от 14 до 34 тысяч человек. Кроме того, как сообщает международная организация Amnesty International, около 500 тысяч афганцев вынуждены были покинуть страну из-за непрекращающихся военных действий.

Осуществляя, как заявлено, антитеррористическую операцию в Афганистане, коалиция не заботилась ни о том, как минимизировать потери среди мирного населения в ходе военных операций, ни о том, как восстановить государственность страны и обеспечить населению достойный уровень жизни. В качестве единственной меры, принятой на этом направлении, можно рассматривать потворство процветанию наркобизнеса в Афганистане и отказ от уничтожения маковых полей. Как объясняют свое бездействие на антинаркотическом фронте представители НАТО, запрет на выращивание мака лишил бы афганцев последнего источника средств к существованию. Вариант с инвестированием в восстановление базовой инфраструктуры, первичную индустриализацию и прочие мероприятие, которые позволят заменить наркоэкономику Афганистана принципиально иной социально-экономической моделью, Альянс во внимание не принимал.

Ситуация в Афганистане накаляется, анти-НАТОвские настроения и спровоцированные этим внутриполитические волнения будут только усугубляться. С учетом того, что совсем скоро ответственность за безопасность будет официально передана афганской стороне, которая объективно не в состоянии самостоятельно справиться со сложным комплексом внутристрановых проблем, можно с уверенностью констатировать, что пик афганского кризиса еще впереди. Главный вопрос состоит в том, какие инструменты может предложить мировое сообщество для его разрешения.

Американский подход понятен: многолетняя политика полнейшего безразличия к будущему Афганистана в качестве самостоятельного государства доказывает, что США рассматривают эту страну как средство достижения собственных эгоистических геополитических целей в регионе,  расширения военного присутствия и создания стратегического плацдарма. Международное сообщество, которое деликатнейшим образом обходило вниманием деятельность коалиционных войск, направленную на что угодно, кроме решения проблемы афганского наркотрафика и восстановления Афганистана, должно, наконец, взять на себя ответственность за происходящее. В первую очередь, это касается России, главного потребителя афганских опиатов.

Об отсутствии внятной политики России на афганском направлении сказано и написано много. Чего только стоит поддерживаемое министром обороны, министром иностранных дел и другими высокими чиновниками предложение о размещении в Ульяновске транзитного пункта НАТО для облегчения перевозок грузов для афганского контингента. Поддержка этого проекта фактически означает выражение согласия с НАТОвским курсом в Афганистане, который обеспечивает бесперебойную поставку на территорию России афганских опиатов, ежегодно уносящих жизни десятков тысяч людей.

Задача России на афганском направлении сегодня – предложить и реализовать качественно новый подход к разрешению кризиса в Афганистане. Пример такого подхода озвучил глава ФСКН России Виктор Иванов на 55 сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН в Вене 12 марта.

Иванов представил новое видение реализации принципа альтернативного развития, которая до сих пор сводилась в Афганистане к разовым акциям по раздаче населению мешков с пшеницей. Суть сводится к тому, что решение проблемы наркопроизводства лежит в организации социально-экономического подъема, для обеспечения которого необходимо создавать инфраструктуры нового поколения. Эти инфраструктуры, инфраструктуры всеобщего пользования, а не ограниченного доступа, должны быть технологически способны обеспечивать доступ основной части населения страны к современному мировому качеству жизни.

В случае Афганистана базовая структура жизнеобеспечения, гарантирующая достойный уровень жизни, должна обеспечивать не менее одного киловатт-часа электрической энергии, трёх литров питьевой и десяти литров технической воды в день на каждого жителя страны. Для достижения этих показателей требуется первичная индустриализация (в первую очередь, на основе восстановления советских объектов), полная электрификация, формирование регионального водного баланса (так как водное обеспечение Афганистана тесно связано со странами Центральной Азии), развитие транспортной сети.

Создание инфраструктуры можно обеспечить через реализацию проектов развития Афганистана под руководством специально созданного межправительственного оператора. В качестве такого оператора Виктор Иванов назвал Корпорацию развития Афганистана, организацию, аналогичную по функциям Корпорации развития Центральной Азии, проект которой глава ФСКН представил в начале марта: Корпорация призвана разрабатывать, финансировать и контролировать процесс реализации проектов развития вверенного региона.

Идея создания единого координатора очень правильная, но, на мой взгляд, было бы лучше говорить не о создании отдельной Корпорации под афганские проекты, а расширить сферу деятельности создающейся Корпорации развития Центральной Азии на Средний Восток, который тесно связан с центральноазиатским регионом, в том числе, общими инфраструктурными проблемами.

У России есть два пути: закрывать глаза на очевидное и продолжать делать вид, что НАТО в Афганистане обеспечивает безопасность российских рубежей от оголтелых талибов, мечтающих со дня на день взять Москву, или продвигать собственные проекты, нацеленные на эффективное решение афганского вопроса. Приглашение НАТО в Ульяновск или создание в Афганистане инфраструктур всеобщего пользование: выбор очевиден для тех, кто руководствуется интересами своей страны.

Опубликовано в рамках проектов развития: №12 Новый Средний Восток; №60 Афганская стратегия России; №65 Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности; №67 Мир и согласие в Афганистане; №93 Индустриализация Афганистана.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011