Россия пляшет под дудку НАТО, но делает вид, что ведет свою игру
20.09.2012 | Автор: Виктор Мартынюк
Идею казахского лидера Нурсултана Назарбаева можно называть как угодно – проектом века, утопией, образцом пиара или даже бредом, но безусловно одно: уже само по себе предложение о создании качественно новой «платформы евро-атлантической и евразийской безопасности» – событие знаковое. Хотя бы потому, что в процессе последующих дискуссий, вполне вероятно, с чьих-то лиц будут сорваны маски, и «партнеры» просто лучше узнают друг друга.
Но это как минимум. Сам Назарбаев метит далече – объединить представителей самых разных (порой диаметрально противоположных) структур международной безопасности, дабы наконец-то этой самой безопасностью заниматься, что покуда, если верить источнику, близкому к президенту Казахстана, плохо удается: «При всем многообразии площадок, организаций и объединений на евро-атлантическом и евразийском пространстве потенциал сотрудничества в решении проблем безопасности используется в минимальной степени. Наша идея призвана заполнить этот пробел». При этом источник в интервью «Коммерсанту» подчеркнул, что речь вовсе не идет о создании новой громоздкой структуры, отягощенной административно и бюрократически. Казахстан предполагает, что качественно новая суперструктура должна стать гибкой по своей форме и предельно конкретной по содержанию, т. е. быть нацеленной на конкретные результаты.
При этом «салат» предполагается настрогать из ингредиентов, которые кажутся радикально несочетаемыми. В структуру должны будут войти представители ООН, НАТО, ОДКБ, ОБСЕ, СВМДА, ШОС, ЕС и СНГ. В Москве такой амбициозный замах получил сдержанно-доброжелательную оценку. «Любые предложения, направленные на усовершенствование работы международных организаций и укрепление связей между ними, можно только приветствовать. Однако с учетом предыдущих усилий по налаживанию такого сотрудничества могу сказать, что задача не из легких», – заявил «Ъ» источник в МИД РФ. Во внешнеполитическом ведомстве Назарбаеву также напомнили о прежних неудачных попытках наладить сотрудничество между НАТО и ОДКБ, причем цель тогда провозглашалась предельно конкретная и такая, от которой, казалось, отказаться было бы просто неприлично – пресечение афганского наркотрафика. Но закончился роман, так и не начавшись. «Мы сами с усами», – пришел ответ из Брюсселя, и тема была признана закрытой.
Вот и сейчас из штаб-квартиры НАТО пришел неутешительный ответ. «О подобных громких проектах мы чаще всего слышали в 1990-х гг., тогда каждый хотел стать поваром какого-нибудь грандиозного институционального супчика. Сейчас же – не время громоздких инициатив, нужно оперативно решать актуальные проблемы», – огласил приговор назарбаевской инициативе опрошенный изданием представитель управления Североатлантического альянса. При этом само по себе предложение он назвал «неплохим, хотя и нереалистичным». Со вторым поспорить тем более трудно после неоднократно высказанных в американских верхах тезиса, что ОДКБ и ШОС управляются «недемократическими режимами», а сами эти структуры однозначно вступают в противоречие с присутствием Запада в Центральной Азии...
Но все же здорово, что в циничном мире политики есть еще люди, верящие (и, кажется, искренне) в чудеса.
В беседе с обозревателем KM.RU председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов пессимистично оценил перспективы идеи казахского лидера:
– Безусловно, данная инициатива не имеет большой перспективы, но надо понимать, что она вообще была предложена в определенном смысле от отчаяния, поскольку Нурсултан Абишевич, уверен, испытывает гигантские трудности с пониманием политики безопасности, проводимой Москвой. Ведь на самом деле, с одной стороны, в российской военной доктрине, в стратегии национальной безопасности, а также в решениях ОДКБ предельно четко фиксируется недопустимость проникновения НАТО в Российскую Федерацию и даже в зону влияния ОДКБ. И это – жесткая установка.
Но с другой стороны, Российская Федерация заключила стандартный натовский договор по транзиту грузов, взялась обеспечивать этот транзит через перевалочный пункт в Ульяновске, по факту представляющий собой стандартную тыловую военную базу НАТО. И, естественно, у всех руководителей независимых государств (не только у Назарбаева) имеет место полное непонимание позиции Москвы. Отсюда и попытки каким-то образом предлагать решения, создавать институты, которые бы действительно смогли проводить всю эту смикшированную политику Российской Федерации в формате неких интегрированных комплексов по типу тех, которые предлагает руководитель Казахстана.
Понятно, что ни у Москвы, ни у НАТО данная инициатива не вызовет каких-либо симпатий и желаний приступить к ее воплощению в жизнь. Ведь НАТО решает все вопросы так, как считает нужным, и напрямую со всеми, в т. ч. с Москвой и Астаной. Россия же фактически пляшет под дудку НАТО, но при этом еще хочет делать вид, что ведет какую-то собственную, отдельную игру, и поэтому тоже не станет участвовать в мероприятиях в рамках этой инициативы Назарбаева.
– Как Вы полагаете, во что все же выльется в итоге данная инициатива президента Казахстана?
– А ни во что не выльется. Предлагается привлечь к сотрудничеству уж очень разнородные институты. И, более того, сама их разнородность, я бы сказал, обусловлена отсутствием ясной политики безопасности со стороны Москвы. А в итоге мы имеем с десяток разных институций, сидящих на евразийском постсоветском пространстве, а ясности, куда мы идем, и безопасности от этого не прибавилось. Так что и у идеи Нурсултана Назарбаева перспективы, к сожалению, нет.
Полная публикация статьи - здесь.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)