Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Разворот к развитию. Точка определения будущего России

17.04.2013 | Автор: Дмитрий Панюков

Что день грядущий нам готовит? Сейчас, когда ситуация в мире остается нестабильной, экономика угрожает свалиться в жесткий глобальный кризис, приход которого такие авторитетные эксперты как Юрий Крупнов, предсказывают уже через два-три года (см. Интервью «Народной газете»), этим вопросом все чаще задается почти каждый. Попробуем оценить ситуацию и мы. Конечно, в данной ситуации нас интересует именно будущее России.

Достаточно часто приходится слышать мнение, что современная Россия находится во второй стадии крушения империи, когда вслед за потерей колоний, начинается дезинтеграция самой метрополии. Под первой стадией здесь понимается развал СССР. Такая точка зрения обосновывается экспертами через анализ по историческим аналогиям, через факторы экономики, социальной ситуации и даже мифологии. Например, в той же Римской империи провозвестниками катастрофы считают насмешки праздной элиты над своими богами и традиционными эпосами. Напоминает реакцию «продвинутой» публики креативного класса на упоминание русских традиций, православного учения? Есть в этом что-то.

Путь жесткого приземления, в ходе которого вчерашний гигант разлетался на мелкие осколки, прошло большинство великих континентальных империй: Рим, Византия, Арабский халифат, Монгольская и Османская империи. Британия и Испания сумели «соскочить» с этой смертоносной траектории, но это были империи морские (талассократии), что несколько иное, но главное, они вовремя оценили ситуацию и верно выбрали стратегию. Какой вариант развития кризиса (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) предстоит нам? Политика стабильности, проводимая администрацией Путина, принесла свои плоды, и геополитический кризис уже позади, или же картина стабильности – лишь задернутая шторка на иллюминаторах падающего самолета?

Стабильность ситуации базируется на фундаменте из высоких цен на энергоносители, постоянства курса доллара, готовности иностранных партнеров продолжать финансирование внешнего долга, негласной монополии государства на основные каналы массовой информации. Каждый кирпич данного фундамента несет свои риски. Сомневающихся направим на просторы Интернета, к таким экспертам, как Крупнов, Хазин, Делягин и Глазьев. Можно обратиться и к их оппонентам – вряд ли они смогут чем-то успокоить, относительно прочности данных кирпичей. Диспут идет лишь в сфере вопросов: надо ли кирпичики срочно менять или надо пытаться их модернизировать?

Конечно, вариант «модернизации» в имеющейся ситуации всерьез рассматривать нельзя. В своем блоге, Юрий Крупнов пишет: «Модернизация, как и инновации, задают направленность на всего лишь те же изменения и перемены ради них самих, не определяя направление подъёма и объективные всеобщие характеристики прорыва. А стране необходимо развитие». Трудно не согласиться.

Однако, любые концепции развития, являющиеся единственно разумными, соответствующими истинным целям, основаны на восходящем тренде. Другими словами, они описывают модели и механизмы ускоренного опережающего подъема экономики, трансформации социальной и политической сфер. В то же время, проблема состоит в том, что страна находимся на ниспадающем тренде деградации, и есть самые серьёзные основания это утверждать. Это не сложно увидеть, сопоставив макроэкономические показатели, проанализировав региональную ситуацию, положение ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства, науки и образования. Ничего «хорошего», кроме пресловутой «трубы», мы не увидим.

Текущая ситуация в России характеризуется набором острых внутренних и внешних проблем:

Основные факторы внутренней проблематики:

  • Тупиковая ситуация в регионах.
  • Усиление проблем экономики, ее ресурсной ориентации.
  • Концентрация внимания власти на противостоянии элит.

Основные факторы внешней проблематики:

  • Отсутствие четкой ориентированности, реальных союзников.
  • Усиление зависимости от внешних факторов.
  • Утрата силы, значимости, стратегической инициативы, амбиций мировой державы.

Учитывая это, необходимо понять, что подходы к стратегическому планированию в этой ситуации должны в первую очередь учитывать задачу перехода от рецессии к развитию. Необходим перелом тренда.

Сама вероятность перехода на траекторию развития решительным образом зависит от того, как будет пройдена острая фаза кризиса, каким конкретно образом произойдёт перелом. Данный вопрос принято аккуратно обходить, будто его и не существует. Это не трудно понять. Но гораздо важнее осознать, что дать ответ на него необходимо.

Оценим варианты:

Если перелома ситуации не произойдет, то мы, продолжая «стабильно» оставаться на траектории падения, в конце концов, придем к катастрофе, по прогнозу Ю.Крупнова, «станем свидетелями деструкции, вплоть до развала страны». Течение таких катастроф моделированию поддается слабо. Понятен лишь их итог: никаких перспектив в обозримом будущем просто не существует, и говорить о проектах возрождения не имеет никакого смысла.

Рассмотрим теперь вариант стихийного, непредсказуемого кризиса, либо кризиса, происходящего под влиянием внешних факторов. Считаете такой взгляд «алармизмом»? В современной ситуации ничего подобного быть не может? Это где-то бесконечно далеко? Давайте трезво оценим некоторые сценарии:

  • Продолжается рост региональных проблем в социальной сфере. Падение доходов, рост цен, безработица, межнациональные распри, проблемы с мигрантами. Центр увлечен внутренней борьбой элит, а губернаторы – маскировкой действительности. Малый бизнес парализован. Региональные бюджеты сокращаются. Дыры латают урезанием социальных программ. Волна стихийных митингов и забастовок в одном из моногородов Не понимающий серьезности ситуации Центр, использует силовой вариант. Происходит кровопролитие. Информация быстро распространяется через Интернет и западные СМИ. Перегретые регионы вспыхивают пожаром.
  • Лето 2013 года. Переговоры вокруг ядерной программы Ирана заходят в тупик. Запад принимает решение запустить «жесткий план», в ходе которого искусственно снижаются биржевые цены на нефть. Это удар по экономике Ирана. Это способ ограничить экспансию в регион Китая, зависимого от ближневосточной нефти. Это способ, на время операции, ограничить внешнеполитическую активность Москвы. Ситуация в РФ резко обостряется. Осенью проходят муниципальные выборы, на которых блок правящих партий с треском проваливается. Элита власти усиливает междоусобицу. Россия расписывается в своей экономической немощности и «сливает» Иран, а за ним Сирию, согласившись выступить против них на стороне западного блока, в обмен на обещания подкорректировать цены на нефть. Авторитет Путина тает на глазах. Зимой проваливается Олимпиада в Сочи. Общество вскипает.
  • Учитывая риски, связанные с усилением присутствия и доминирования США в Центральной Азии, Китай останавливается на выборе Северного варианта нового шёлкового пути, его интерес к российской нефти и газу становится стратегическим. Видя происходящие в России негативные процессы, дестабилизацию и ослабление, используя фактор создания «Корпорации развития Сибири и ДВ», Китай инициирует политику «кнута и пряника» с целью установления контроля над востоком РФ. Достигаются концессионные соглашения о недропользовании. В ослабевающей, зависимой от мировой ситуации России, где все продается и покупается, это приводит, в результате ряда экономических атак и силового давления с Востока, к фактическому переходу Дальнего Востока под управление Китая. В регион лавиной устремляются китайские инвестиции. Под влиянием данного факта, сепаратные настроения бурно нарастают, что в итоге приводит к юридической дезинтеграции РФ.

Безосновательны ли эти предположения? Вряд ли. Таким образом, уже зимой 2013-2014 года есть реальная вероятность резкого обострения, возникновения кризисной ситуации. Большинство экспертов, включая даже ЦРУ, прогнозируют пик рисков на 2015 год. Но сути это не меняет. Как длительное продолжение стабильной рецессии, так и внезапный неконтролируемый коллапс приведут к катастрофе, которая положит конец всем разговорам о будущем развитии.

Таким образом, важнейшая стратегия сейчас – это проектирование кризиса. Узревших здесь отблески революционных вихрей спешим разочаровать – речь об обратном. Мы говорим не об инициировании кризиса или, тем более, смуты – в их вялотекущем течении мы и так уже находимся. Речь идет о проектировании точки перехода (что и означает кризис в изначальном понимании), разворота от деградации к развитию. Процедура должна быть задана таким образом, чтобы обеспечить контролируемость переходных процессов, что принципиально невозможно при всякого рода переворотах. Фаза перехода может быть только проектной, контролируемой процедурой, осуществляемой авангардными силами общества и легитимной власти в интересах «великого разворота», подчиненного «Идеологии развития» (см. Проект №98 нашей программы «Проектное государство»).

Кто может стать инициатором, движущей силой формирования такого процесса? Только «Коалиция развития», на формирование которой направлен наш Проект №168.

Сейчас, в условиях критического дефицита времени и ресурсов, нет возможности формировать принципиально новые идеологемы и решения. Наивно также полагать, что возможен одномоментный переход от рецессии к развитию. «Коалиции развития» сегодня необходимо опираться на сформировавшуюся ситуацию. Какие идеологические тезисы сегодня могут стать основой движения:

  • Недопущение хаоса и дезинтеграции.
  • Достижение идеалов справедливости – как парадигма русской цивилизационной идеи.
  • Реабилитация русского населения, традиционного уклада и культуры. Призыв к демографическому перелому, как залогу развития. Отказ от моделей глобализма и мультикультурализма.
  • Значимость регионов, их возрождения. Местное самоуправление и народный контроль.
  • Обнажение рисков интеграции с мировой транснациональной экономикой, ее межнациональными институтами (МВФ, ВТО, МБРР), вхождения на ведомых ролях в альянсы с Европой, Китаем, США, рисков федеративной централизации в существующей модели государственной олигополии. Ориентация на модель евразийской автаркии (замкнутой экономики).
  • Приоритеты технологического, ресурсного, энергетического, продовольственного, научного, идеологического суверенитета, независимости и безопасности.
  • Доктрина новой Евразийской цивилизации на принципах развития, сотрудничества и взаимоуважения. Сохранение культурных и традиционных основ автономий. Ключевая направляющая и объединяющая миссия русской идеи справедливости.

Рассмотрим в заключение возможные методы продвижения идеологических основ развития и формирования «Коалиции», как действенной силы разворота тренда.

  • В верховной власти реальной альтернативы Владимиру Путину сейчас нет, но объективное развитие ситуации может привести к резкому ослаблению его позиций. Партийное отражение действующей власти –  блок ЕР и ОНФ, сегодня  являет собой нефункциональный союз трупа и эмбриона. Интересы основных группировок элиты: центристов, охранителей, либералов – весьма далеки от интересов «класса развития» и народа. В этой шаткой ситуации, электоральное большинство, в случае реализации кризисного сценария, окажется за проводником политики силы, традиций и стабильности. Весьма вероятно, им окажется группа силовиков из нынешней правящей элиты или КПРФ, которые призовут к той или иной форме диктатуры. Этим силам «Коалиция развития» должна противопоставитьсплоченный союзпартий и движений разделяющих идеалы конструктивного развития, традиционных ценностей евразийской цивилизации.
  • В условиях начавшейся в коридорах власти жесткой элитарной борьбы, конкуренция за центральные СМИ будет только нарастать. Там не останется места для сил, не имеющих мощной опоры в основных группировках федеральной власти. Более того, любые пути распространения новой идеологии через телевидении, радио, и даже в Интернет, требуют слишком больших финансовых и временных затрат.  В данной ситуации, «Коалиция развития» не может серьезно рассчитывать на данный инструмент. Ввязываться в медиа-сражение не имеет смысла.
  • Критически важна роль регионов. Первые тревожные сигналы уже поступают именно оттуда. Оттуда и должна начать свой путь «Коалиция развития». Прогрессивные модели систем местного самоуправления, муниципальные лаборатории развития, стратегические региональные проекты развития, местные общественные и культурные объединения, региональные бизнес-клубы, потребительская, сельскохозяйственная и кредитная кооперация, промышленная кооперация производителей – вот возможные начала формирования Коалиции, которая сможет обеспечить будущее развитие.

Это может показаться парадоксальным, если следовать логике московского центризма. Но мы начинали разговор с великих империй. Все они погибли, используя колонии и протектораты, как источники собственного обогащения и возвеличивания. Их погубила алчность. Обновленная Россия сможет начать новый этап своего великого пути через периферийные проекты справедливого со-развития, создание сети опорных партнерских кластеров в регионах, международных альянсов на принципах нового миропорядка справедливости и развития.

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №96 Право на развитие; №98 Идеология развития.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011