Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Приехали!

13.04.2012 | Автор: Владислав Наганов

12 апреля был День космонавтики - и я хотел опубликовать этот пост вчера, но в пятницу, 13-го, он даже как-то актуальнее.

Иногда кажется, что Сергею Королёву и Юрию Гагарину даже в чём-то повезло, что они так и не увидели, как дело всей их жизни было уничтожено за последние 20 лет. Мародёры и геростраты растоптали и отняли у нас великую космическую мечту.

50 лет назад несколько героических людей сотворили настоящий прорыв. Пожалуй, это был пик развития нашей страны. 12 апреля 1961 г. всему миру стало окончательно ясно: русские вырвались вперёд. Казалось, ещё пара десятков лет – и человечество ступит на Марс, откроется космическая эра... "Скоро в космос будем по профсоюзным путевкам летать…", - то ли шутил, то ли действительно был уверен Королёв. И ведь, казалось, не было причин, которые остановили бы нас.

И что сегодня? А сегодня, находясь на первом в истории человечества космодроме Байконур, хочется как следует ущипнуть себя, чтобы проснуться и избавиться от навязчивого кошмара, в который превратилась наша реальность…

Байконур расположен в бывшей пустыне, превращённой нами в современный город - в зелёный и цветущий оазис. В середине 1970-х он был одним из самых зелёных городов в СССР. Но после развала страны город подвергся разграблению, словно Рим - вандалами. По Байконуру, превратившемуся в кладбище умерших деревьев, бродили толпы пьяных мародёров, солдаты бывшей армии разбегались по возникшим из ниоткуда суверенным государствам, а офицеры не сдавали оружие после дежурства, ибо иначе на улицах стало опасно ходить. Начались массовые грабежи, поджоги... Зимой, в минус 30, в городе не было электричества, горячей воды, отопления. Это было страшное зрелище.

Сейчас, по прошествии стольких лет, конечно, обстановка в городе спокойная, многое восстановлено, но чувствуется отсутствие перспектив и запустение...

Ведь это где-то там - далеко-далеко - качают нефть и газ, перегоняют их на Запад, и множатся, как на дрожжах, виллы на солнечных берегах тёплых морей, особняки и квартиры в самых престижных уголках мира, белоснежные гигантские яхты и шикарные «Бентли», «Феррари» и «Майбахи», сверкающие часы «Патек Филипп» и «Вашерон Константин», на которые простому сотруднику с того же Байконура не накопить за всю свою жизнь…

А здесь, в 200 км от погибшего Аральского моря, старый, жалобно скрипящий автобус проезжает мимо лопнувших отопительных труб, обрушившихся заводских цехов и ржавеющих цистерн с горючим. Сквозь грязное стекло видны опустевшие жилые дома, окна и подъезды в которых заложены кирпичами. А зайдя в обитаемые строения, можно увидеть облезшую краску на лестничных площадках в подъездах, со стен которых осыпается штукатурка...

Первое, что бросается в глаза впервые попавшему в Байконур человеку – почти полное (по московским меркам) отсутствие людей на улицах. Кажется, что город не обитаем. Наверное, только отдалённость Байконура, его особый статус и существование более доступной в транспортном плане Припяти с Чернобыльской АЭС объясняют тот факт, что Байконур так и не стал местом паломничества «сталкеров».

Циклопические сооружения стартового комплекса «Буран-Энергия» дают недвусмысленное представление о том, сколько труда, сил и средств было вложено в эту грандиозную программ … Какой это был гигантский шаг вперёд, в будущее! А где теперь это будущее?

Единственный «Буран», летавший в космос, был разрушен в 2002 г., когда на него рухнула крыша заброшенного монтажно-испытательного корпуса. В окрестных же аулах из растащенных космических материалов соорудили какие-то постройки…

Что с космодромом? Из почти двух десятков пусковых комплексов действуют чуть больше половины. Сюрреалистическое впечатление производят колючки саксаула, заползающие под ржавеющие рельсы, по которым раньше ракеты доставлялись к стартовым площадкам…

Ракетно-космическая отрасль России за 20 лет пришла в упадок. Произошла не просто деградация промышленности – деградировала промышленная культура страны.

В декабре 2010 г., в результате невообразимой ошибки были потеряны три спутника «Глонасс-М» стоимостью более $ 80 млн. В феврале 2011 г. чуть менее бездарно был потерян очередной военный спутник «Гео-Ик-2». 18 августа 2011 г. был выведен на нерасчётную орбиту спутник «Экспресс-АМ4» стоимостью $ 200 млн. Уже через 4 дня запуск ракеты-носителя «Союз-У» с транспортно-грузовым кораблем «Прогресс М-12М» на МКС закончился неудачей впервые за более чем 30-летнюю историю полётов ракет этого типа. 9 ноября произошёл аварийный запуск российской автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» стоимостью более $ 165 млн. И, наконец, 23 декабря 2011 г. спутник связи «Меридиан» рухнул на землю.

Это является закономерным следствием развала и технологической деградации космонавтики, которой уже не помогает даже неплохое финансирование.

Уже несколько лет как закрыта программа многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер».

Даже в тех случаях, когда вроде бы удаётся добиваться положительного результата, он в реальности оказывается не столь однозначным, как на первый взгляд.

К примеру, в 2011 г. Россия запустила в космос геостационарный метеоспутник "Электро-Л". Но разработка этого аппарата была начата еще в 2000-2001 гг., а вывод его на орбиту был изначально запланирован в 2006 г. Затем запуск многократно переносили, пока это не случилось 20 января 2011 г. В 2004-2009 гг. - после выхода из строя аппарата "Метеор 3-М" - Россия вообще не имела ни одного многофункционального метеорологического спутника на орбите и закупала данные у Японии и США.

Вообще, последние годы мы наблюдаем попытку сформировать миф о том, что Россия при Путине смогла восстановить утерянные позиции в космосе.

Может, восстановлением позиций России в космосе можно назвать то, что в начале 2001 г. Путин затопил нашу орбитальную станцию «Мир», которая была одним из самых крупных достижений нашей космонавтики? Почитайте статью "Пособие по борьбе с пропагандой 2" и комментарии к ней - там об этом подробно написано.

Или то, что в 2007 г. был закрыт космодром "Свободный" в Амурской области? Активную борьбу за российский космодром на Дальнем Востоке ещё в 2006 г. развернул лидер Движения развития Юрий Крупнов (в 2007-2008 гг. - помощник полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе). Это закончилось принятием Путиным решения о строительстве космодрома "Восточный" - с исчерпывающей информацией о том, как сегодня обстоят дела с его строительством, можно ознакомиться в моей статье "Проекты развития Дальнего Востока".

Но одним из основных достижений нынешней власти преподносится ввод в строй системы ГЛОНАСС.

СССР начал формировать её ещё в 1982 г. 24 сентября 1993 г. эта система уже была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. А в декабре 1995 г. группировка была развернута до штатного состава — 24 спутника. Однако вследствие недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы спутников, число работающих единиц сократилось к 2001 г. до шести, и лишь 2 сентября 2010 г. их количество удалось восстановить до 24, а затем и увеличить до 31 (по состоянию на февраль 2012 г.).

Давайте же теперь сравним количество запусков космических аппаратов для ГЛОНАСС до Путина и при нём.

Как видно, за последние 12 лет было запущено лишь на 8 спутников больше, чем за 14 лет до этого (если принять во внимание, что в 1996-1997 гг. и в 1999 г. запусков для системы не производилось вообще).

Так или иначе, в настоящий момент спутниковый компонент навигационной системы полностью сформирован, и его зона покрытия – вся планета. Но проблема возникла с неожиданной стороны: ГЛОНАСС испытывает сложности в конкурентной борьбе за рынки транспортной телематики, устойчиво уступая GPS не только в самой России, но и во всём мире. В 2011 г. в России было продано 1,52 млн. спутниковых навигаторов, из них рынок ГЛОНАСС/GPS приемников оценивается в 200-300 тыс. устройств. При этом доля китайских производителей на нашем рынке ГЛОНАСС/GPS приемников составляет 14 - 17%.

Это – те самые достижения, на которые мы вправе рассчитывать, обладая второй в мире глобальной навигационной спутниковой системой?

Более того, почему-то при продвижении на мировые рынки продукции, как-либо связанной с ГЛОНАСС, случаются на редкость бездарные провалы – возьмем, к примеру, хотя бы «русский айфон». Вот эта история вкратце.

В конце 2010 г. председатель совета директоров АФК «Система» В. Евтушенков продемонстрировал Путину: «То, что Вы держите в руках, на самом деле это первый в мире телефон с чипом ГЛОНАСС/Джи-Пи-Эс. Здесь есть обратная сторона. Он практически по всем, скажем так, функциям соответствует Айфону-4. За исключением того, что Айфон-4 поддерживает Джи-Пи-Эс, а этот поддерживает ГЛОНАСС/Джи-Пи-Эс».

Между тем, «русский смартфон» производился китайской компанией ZTE на базе чипсета американской QUALCOMM. В апреле 2011 г. этот продукт под названием «МТС Глонасс 945» был выпущен на российский рынок по цене 10 тыс. руб. (при том, что в октябре 2010 г. он же поступил в продажу у английского оператора Vodafone под брендом «ZTE Vodafone 945», но по цене 1 фунт стерлингов с контрактом).

«В него был встроен чип «ГЛОНАСС», который поддерживался единственным приложением под названием Glonass Test. Это приложение выводило на экран колонки мерцающих цифр, смысл которых нигде не объяснялся. Для навигации в Яндекс.Картах, Google Maps и всех других геолокационных приложениях трубка использовала чип GPS, который в нее тоже был встроен», - делится своими впечатлениями от тестирования аппарата известный стартап-менеджер и блогер А. Носик.

В итоге, когда «русский айфон» окончательно провалился в России, китайцы решили его больше не выпускать. При этом реальный объем первой партии товара, поступивший на наш рынок, не превысил 5 тыс. штук, но чтобы распродать даже такое количество, МТС потребовалось полгода.

При этом государственные СМИ с гордостью рассказывали о прорыве российских нанотехнологий и утверждали, что данный продукт способен конкурировать с мировыми флагманами, в то время как специалисты и просто адекватные люди с удивлением крутили пальцем у виска. Было совершенно непонятно, как клон дешевых китайских телефонов со старой версией операционной системы Android на борту собирается соперничать даже с аутсайдерами мирового мобильного рынка.

Самое худшее, что подобные провалы мощно ударяют, прежде всего, по ГЛОНАСС, подрывая её репутацию. Как можно допускать подобное?

Тут остаётся только процитировать самого Евтушенкова: «Самое главное, что я ещё хотел сказать, что это не потёмкинская деревня…».

Но вернёмся к мифу о том, что якобы при Путине мы сумели восстановить свои позиции в космосе. Давайте сравним общее количество космических запусков за последние 12 лет с точно таким же по длительности периодом – но до прихода Путина к власти.

Вы замечаете какие-то тенденции к восстановлению советских позиций? Более того, не достигнут даже тот уровень, который имел место в начале «лихих 90-х». А если учесть, какое количество запусков осуществляется для вывода на орбиту спутников не для нас, а для иных государств – ситуация становится ещё плачевнее.

Глядя на это, скажу так: Россию превратили в дешёвое такси в космос для иностранных клиентов, и это делается под пафосные вопли о вставании с колен и возрождении космоса.

С прошедшим праздником, товарищи!

Полная публикация статьи - здесь.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011