Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/osvoenie_arktiki/

"К освоению Арктики следует подходить комплексно"

11.03.2013 | Автор: Юрий Крупнов

Председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов дал комментарий газете "Файл-РФ" по поводу российских планов по освоению Арктики.

На основе анализа мирового судостроения предложено сосредоточить усилия отечественных корабелов в ледокольном сегменте. Да и Арктику без судов ледового класса не освоить. Комментирует председатель Движения развития Юрий КРУПНОВ:

– Как известно, в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года намечены конкретные пути решения проблем этого региона. Наряду с развитием инфраструктуры, железнодорожной сети, модернизацией уже имеющихся и созданием новых арктических портов, формированием опорной сети автомобильных дорог, развитием малой авиации, улучшением жилищного фонда и т. д. в ней содержится и такое важное положение, как строительство ледоколов.

Безусловно, развитие ледокольного флота является приоритетным в системе судостроения. Эта подотрасль сможет получить значительные заказы в свете планов интенсивного освоения Арктического шельфа. Власти уже фокусируют корабельщиков на повышение значимости ледокольного сектора, в частности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданского морского судостроения в 2009–2016 годы». Она предусматривает разработку и конструирование техники для Арктики.

Объединённая судостроительная корпорация сосредоточена сейчас на создании судов ледового класса: ледоколов, в том числе атомных, танкеров, ледостойких шельфовых платформ и кораблей обеспечения. Без этих судов мы не освоим Арктику.

Однако необходимо помнить и другое. Сам по себе ледокольный флот – только часть транспортной и промышленно-экономической системы, необходимой для арктического освоения. Эта огромная работа требует создания единой системы управления. Она существовала в 1930-е годы в виде Дирекции Севморпути, которой были приданы функции одного из ведущих наркоматов страны. В новых условиях должна функционировать единая система проектирования транспортной инфраструктуры и промышленно-экономической деятельности. Надо не обсуждать текущие параметры конкурентоспособности судов неледовых классов, а выстроить стратегическое планирование (в том числе разработать прогнозы по упомянутой конкурентоспособности) как минимум на 15–20 лет. Без этого мы не сможем восстановить отечественную судостроительную промышленность.

В январе нынешнего года президент РФ Владимир Путин принял участие в Петербурге в торжественной церемонии «имянаречения» нового судна ледового класса. Ледокол «Витус Беринг» будет выполнять задачи по обслуживанию добывающих платформ на Сахалине. Как заявил глава государства, в России уже есть «самый большой в мире атомный ледокольный флот». Теперь мы «будем продолжать работать над тем, чтобы осваивать все суда, всю линейку специальных судов…» Какие суда имелись в виду, не считая ледоколов? Их более десятка – аварийные, спасательные, для экологической очистки, для доставки экипажей и сменных рабочих, суда снабжения и доставки продуктов, запчастей, топлива и т. д. Вот почему, акцентируя внимание на развитии ледокольного транспорта, мы не должны забывать о необходимости эффективного использования комплексной транспортной инфраструктуры Арктики.

Источник статьи: Файл-РФ