Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Освобождение Труда

04.05.2011 | Автор: Дмитрий Данилов

28 апреля в московском центре Движения развития состоялась проектная сессия по теме «Держава достойного труда: программа преобразований». Ее участники ставили себе целью определить проблемы возрождения труда как важнейшей социальной ценности нашего общества и ее преобразования на основе новейших технологий и социальных программ.

В сессии приняли участие: главный редактор портала

государство Я.А. Бутаков, заместитель главного редактора газеты «Завтра» А.А. Фефелов, ведущий аналитик портала Проектное государство А.В. Елисеев, политолог, член «Русского клуба» П.В. Святенков, генеральный менеджер портала Проектное государство И.Ф. Хаськович, директор портала Проектное государство Д.С. Пурыжинский, научный сотрудник Института демографии миграции и регионального развития Е.Ю. Солдатов и другие эксперты.

Нетрудовая Россия

В современном мире Труд как важнейшая определяющая человеческого бытия уже давно претерпевает значительные метаморфозы. Провозглашение эпохи т.н. «информационного общества» обозначило знаковый смысловой и психологический рубеж в начале восприятия людьми Труда как архаичного пережитка индустриальной эпохи. Пришествие глобализации с ее прозрачными границами, сверхтекучими капиталами фондовых рынков, культом потребления и повсеместной компьютеризацией создали сразу у нескольких поколений иллюзию превосходства т.н. «сервисной экономики» постиндустриальных обществ перед приоритетами, которые большинству населения в предыдущую эпоху сулила занятость на массовом промышленном производстве. В итоге все мы наблюдаем и одновременно являемся участниками грандиозного массового побега человечества от Труда, от перспектив вовлечения в реальное производство, даже если оно сулит немалые прибыли (как в агроиндустрии или инженерном деле в западных странах).

По мнению большинства участников проектной сессии, главная проблема заключается в том, что в нынешней России кризис Труда многократно усугублен по сравнению даже с мировыми тенденциями. Труд в нашей стране не просто перестал быть ключевой категорией общественной жизни, но само его понятие извращено до неузнаваемости. В Конституции РФ сегодня практически отсутствуют как четкое отношение государства к Труду, так и определение того, чем эта категория ценна для общества. Поэтому, как замечал в своей статье «Возвращение труда» председатель Движения развития Юрий Крупнов, «труд не является сегодня значимым для «подрастающего поколения» не случайно, поскольку он не является значимым, как определяет нынешний основной закон, для всей страны». В итоге труд и успех в сознании людей и в общественных приоритетах разведены максимально далеко. Более того, по мысли Ю.Крупнова, успех связывается с не-трудом и анти-трудом: удачей, «талантом», связями.

Культ «быстрых денег» и успешной карьеры, культ высокого уровня жизни и высокой конкурентоспособности создал в России особо аномальную картину, в которой менеджер с результатами труда, с точки зрения общественной пользы, более, чем сомнительными, зарабатывает в десятки и даже в сотни раз больше, чем работяга на станке или учитель в школе, польза труда которых для общества несомненна. Однако именно первые являются шаблоном, с которых копируется все социальные приоритеты и даже социальное поведение, а вторые – синонимы «лузеров». И если в России 100 или 50 лет назад слова «Я – инженер в третьем поколении» свидетельствовали об успешности и о высоком социальном статусе сказавшего, то теперь эта фраза считается принадлежностью к разряду неудачников.

По мысли Андрея Фефелова, искажение понятия труда сегодня в России дошло до такой степени, что больше напоминает геометрию Лобачевского. С одной стороны, в РФ пытаются ввести 12-часовой рабочий день, с другой стороны, страна пребывает в состоянии перманентного болезненного безделья. В правоте заместителя главного редактора «Завтра» можно легко убедиться, наблюдая, как огромное количество трудоспособных мужчин пополняют многомиллионную армию российских охранников, растрачивая на бездельном просиживании на своих «постах» свое призвание и трудовой потенциал попусту для страны.

Фефелов считает, что труд как ценность был осмеян в конце 1980-х годов, после чего в сознании вместо формулы «Труд возвышает» стала доминировать установка «меньше работать, больше получать». В итоге сейчас утвердился устойчивый образ «человека труда» как человека у компьютера. Все это происходит оттого, что до сих пор нет единых целей развития страны, но есть цели определенных классов, которые в итоге и определяют характер трудовых отношений. Результаты этой политики очевидны: трудовое законодательство извращено донельзя: даже сотни тысяч относительно успешных менеджеров вынуждены по-рабски трудиться до ночи только потому, что не могут уйти с работы раньше начальника. Эксперт уверен, что развитие категории Труда должно иметь «партизанские стратегии». Они и должны переломить эту негативную ситуацию. Труд, по мнению Фефелова, должен строиться в будущем как быт, как средообразующее понятие.

Эксперты полагают, что на эрозию ценности Труда еще больший отпечаток накладывает общая ситуация с трудовой политикой в сегодняшней РФ, когда стоимость единицы реального труда сильно занижена даже по сравнению с нашими соседями по СНГ. До сих пор Россия является единственной страной в общем экономическом пространстве СНГ, где минимальная заработная плата не дотягивает до прожиточного минимума. Например, в Белоруссии минимальная зарплата соответствует уже 100% прожиточного минимума, а в Казахстане эта цифра составляет 150%. Только в России законодатели, преследуя интересы тех, кто на занижении зарплаты делает себе сверхприбыли, искусственно удерживают минимальную зарплату ниже прожиточного минимума почти в два раза и поощряют антирабочие поправки в Трудовой кодекс. Да и сам официальный прожиточный минимум, если разобраться, в нашей стране занижен минимум в два раза. То есть, фактически цена труда в России занижена, как минимум, вчетверо по отношению к тому, что должно было бы быть при справедливом распределении национального дохода.

К тому же до сих пор крепки мифы о неэффективности, дороговизне и неконкурентоспособности российского труда. Однако факты говорят о другом. Согласно статистике, средний российский работник на 1 рубль заработной платы производит в 4,5 раза больше продукции, чем в Западной Европе. Значит, кому-то очень выгодно распространять миф о «ленивых русских работниках», по сравнению с которыми «трудолюбивые гастарбайтеры» намного эффективнее. О том, что последних надо активно завозить в Россию, , в которой, по словам высших российских чиновников, «работать некому», слышны доводы с самых высоких государственных постов.

Но ведь заниженная стоимость труда в России прямо пропорциональна не только его низкой производительности, но и общей неразвитости отечественного рынка труда. Поэтому, несмотря на то, что предложение на рынке труда в РФ стабильно превышает спрос, официальная безработица в России сегодня составляет 7,1% от экономически активного населения страны (5,4 миллиона человек). Многие квалифицированные русские работники просто не идут работать за 11 тысяч рублей средней зарплаты, уступая эту «честь» сверхдешевому, почти рабскому труду гастарбайтеров.

При такой низкой зарплате для многих работников труд лишен смысла. Возникает ситуация искусственной нехватки рабочих рук при одновременной высокой безработице среди квалифицированного трудоспособного населения. Например, в Москве квалифицированный рабочий в строительном бизнесе давно вытеснен мигрантами из Средней Азии, рабски эксплуатируемыми новыми «хозяевами». Ведь принятие на работу квалифицированного рабочего означает трудоустройство по КЗОТу, уплату социального налога и полный соцпакет. А на «рабе» можно хорошо «сэкономить».

Такое положение дел, по словам главного редактора Проектного государства Ярослава Бутакова, вынуждает владельцев предприятий компенсировать низкую производительность труда увеличением эксплуатации производителя. В результате последний вынужден работать больше, но это не означает, что он работает лучше. Именно это происходит в сегодняшней России, где олигархическое лобби в лице РСПП и Минфина активно лоббирует введение 12-часового рабочего дня и увеличение пенсионного возраста. Введение 12-часового рабочего дня формально провозглашается в качестве юридического «оформления» уже «устоявшейся» практики, когда работники часто перерабатывают, но получают за переработку те же деньги. Однако в реальности возникает опасность чудовищного прецедента, когда при односторонности трудового права капиталист будет нарушать даже формальные права рабочих, принуждая их трудиться по 12 часов, ссылаясь на норму закона.

От Маркса до Крауча

Корни нынешней деградации Труда следует искать еще в прошлых веках. Так, по мнению политолога Павла Святенкова, этот кризис произошел путем «гегелевской революции». С одной стороны, присутствие антагонизма «трудящийся – господствующий класс» реально существует. Но вместо марксистских установок, что социальная революция освободит от власти капитала трудящихся, развитие пошло по Гегелю: с исчезновением классического капитализма сам трудящийся перестал быть таковым.

С одной стороны, как утверждает Святенков, на место капиталиста в социалистических обществах пришло государство, которое пошло не путем оптимизации трудовых отношений, а путем тиранической и «колониальной» сверхэксплуатации трудящихся, как в сталинской России. С другой стороны, Запад пошел по пути полного упразднения трудящегося класса, который выродился в нечто напоминающее позднеримский плебс. В настоящее время происходит создание некого нового, не имеющего национальных границ транснационального класса, который сделал ставку на стагнацию и угнетение.

П.В. Святенков считает, что развитие трудовых отношений сейчас идет не в пользу труда или капитала, а возвращается к некому подобию «нового феодализма», к которому стремится новый класс элиты. Центром этого класса, по мнению эксперта, уже стали США, которые постепенно ставят в зависимость весь мир и фактически становятся некой разновидностью «феодальной империи», концентрирующей бóльшую часть как национальных, так и мировых богатств. Выход из этой цепи антагонизмов Святенков видит в создании нового мирового и социального устройства, основанного ни на капитализме, ни на социализме.

С тезисом о «колониальном» и тираническом характере эксплуатации труда в Советском государстве в корне не согласны Ярослав Бутаков и глава медиагруппы портала Проектное государство Дмитрий Данилов. Первый напомнил участникам сессии, что именно в России в 1917 году впервые в мире был введен 8-часовой рабочий день. А в 1950 году И.В. Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» писал о необходимости ограничения рабочего дня сначала 6, а затем и 5 часами. Сталин считал, что этого времени будет достаточно для производства необходимого общественного продукта, а оставшееся время человек будет использовать для своего развития и личного творчества. Дмитрий Данилов подчеркнул, что Совнарком СССР еще в конце 30-х годов стал развивать иные, помимо государственной, формы собственности на средства производства через поддержку различных форм потребкооперации и т.п. Все эти здоровые и абсолютно необходимые для развития страны импульсы на корню загубил Хрущев под видом борьбы с «частнособственническими интересами».

Д.В. Данилов обратил внимание участников сессии на то, что как социалистические, так и капиталистические общества, хоть и на разных уровнях развития производственных отношений, столкнулись с одной и той же «гегелевской» трудностью: невозможностью качественно развивать трудовые отношения после достижения «верхней» исторической точки борьбы за свободу труда. Об этом свидетельствует состояние социальных прав трудящихся во всем мире, характеризующее во многом «состояние демократии». Период усиленной борьбы трудящихся, начавшийся в конце XIX – начале XX вв., обернулся высшим взлетом прав и свобод в 50-70-е гг. прошлого века, после чего где-то с середины 1980-х годов начался длящийся до сих пор период упадка.

По мнению эксперта, во многом это является логическим итогом неудачной попытки цивилизации позднего Модерна заменить социальными классами место сословных кластеров традиционного общества, рамки которых рухнули, но социальные функции остались. Однако, если в мире Традиции труд крестьянина был неотъемлемой частью его самого – его быта, его идентичности, его микрокосма, то общество Модерна, имитируя эту лакуну классовыми структурами, так и не смогло восполнить утерянное. В условиях все возрастающего отчуждения Труда от человека, неизменно отчуждался и традиционный миропорядок человека, и он сам, вместе со все более утончающимися классовыми ячейками.

Дмитрий Данилов напомнил также, что все нынешние политические права граждан во всем мире произошли именно из борьбы рабочих за право на достойный труд (например, современная демократия никогда не сложилась бы, если бы не было тред-юнионов). Однако, сейчас ситуация развивается по т.н. «параболе Крауча», когда наступление на права трудящихся возвращает мир к додемократической эпохе (до 90-х годов XIX века) – к всевластию правящих классов, сговору монопольных групп и лоббистов, продажности «карманных» профсоюзов и бесправию работников во всем мире. Этот период британский социолог Колин Крауч называет постдемократией – сворачиванию завоеваний трудящихся и угнетенных классов, в том числе и пространства достойного Труда, а также самой возможности работников оказывать сколько-нибудь значительное влияние на характер трудовых процессов.

Например, представители экономической элиты, в поиске максимально приемлемых условий для ведения бизнеса в той или иной стране, через лоббистские группы намекают правительству, что оно не дождется от них инвестиций, если не будут свернуты те или иные «устаревшие» права трудящихся, являющиеся естественным барьером для полного триумфа транснациональных элит. Ведь в условиях глобализации и «открытости рынков», становящихся все более ненадежными, капиталы становятся «текучими», а компании из-за частых слияний и поглощений меняют лицо, собственников и даже специфику производства. Вместо старой конкурентной борьбы за рыночные ниши и качество продукции, приоритетной задачей становится максимизация акционерной стоимости любым путем.

Постоянная занятость в этой системе становится все более случайной. Начинают процветать такие явления, как временные трудовые договоры, суб-контракты, франчайзинг и аутсорсинг. Производства все чаще выносятся за пределы страны компании, при этом часто они почти полностью доверяются внешним субподрядчикам из третьих стран. Сама же компания сосредотачивается целиком на разработке и поддержке своего бренда, из-за чего продвижение товара, освобожденного от тесной привязки с материальным производством, все больше связывается с образами, идеями и ассоциациями вне зависимости от его реального качества.

По мнению Дмитрия Данилова, этот разрыв между вынесенным реальным производством и «мозговыми центрами», обязанными разрабатывать новые промышленные технологии и инновации, приводит к стагнации как одного, так и другого, так как только в непосредственной «обкатке» идей на промышленном уровне инженерная и инновационная мысль способна развиваться сама и подстегивать развитие производства. Это же подталкивает к еще большей несправедливости и деградации трудового пространства. Например, даже Китай, экономический рост которого почитается за знак успешности китайского труда, по коэффициенту Джини (степень неравномерности в распределении доходов, исчисляемая от 0 до 1) в прошлом году составил 0,47, превысив уровень России (0,42) и приблизился к уровню стран Латинской Америки (свыше 0,50) – региона мира с наибольшей неравномерностью распределения доходов.

В этих мировых тенденциях генеральный менеджер Проектного государства Илья Хаськович усматривает угрозу национальной безопасности. Он напомнил, что помимо «золотого миллиарда» есть и т.н. «серебряный миллиард», представляющий собой более бедную прослойку бенефициариев – среднего класса из стран Азии, СНГ, Латинской Америки и даже Африки, который по темпам потребления новых материальных благ как бы догоняет «золотой миллиард». Однако, в отличие от «золотого», «серебряному миллиарду» все труднее кормиться за счет своих же сограждан, потребности которых они не могут так же эффективно удовлетворять, как «золотой миллиард». Поэтому в настоящее время «серебряный миллиард» пытается так или иначе слиться с «золотым миллиардом». Происходит дополнительная консолидация на уровне мировых бенефициариев разного уровня, что ведет к постепенному разрушению национальных государств, т.к. бенефициарии более не ограничены интересами своих стран. Таким образом, по Хаськовичу, если неверно выстроить линию «труженик—бенефициарий», то в результате рано или поздно произойдет разрушение любого государства. Этот тезис поддерживает Ярослав Бутаков, который уверен, что организовать свободный труд для своих граждан способно только по-настоящему суверенное государство. Именно сценарий десуверенизации из-за неправильно выстроенной трудовой политики России мы и должны предотвратить.

Свобода, труд, творчество!

Труд как важнейшая социальная категория не может определяться исключительно экономическими критериями, так как он является частью природы человека. Так, решение трудовых задач определялось выдающими отечественными психологами Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым как деятельность по самопреобразованию. Юрий Крупнов пишет: «Труд — это каждый раз тяжёлое усилие по воспроизводству своей человечности, качества жизни и системы деятельности. Труд складывается из духовно-волевого усилия, которым преодолевается хаос и разрушение всемирного целого и организуется мировое развитие».

Поэтому одной из основных задач проектной сессии стал поиск ответа на вопросы: как сделать труд действительно достойным человека? и как разрешить вечное социальное противоречие между «принудительной» работой без любви к своему труду и трудом как творчеством, которое реально работает на развитие общества? Если в XX веке развитие общественных сил шло по пути увеличения свободного творческого времени работника, то сейчас происходит обратная тенденция.

Между тем, по мнению Ярослава Бутакова, труд, даже самый творческий, никогда не может занимать первое место в жизни человека. Иерархия жизненных ценностей нормального, здорового человека естественным образом должна выстраиваться в следующем порядке (сверху вниз): любовь, воспитание детей (желательно своих), общение с родными и близкими, уединенное размышление (которое великий австрийский ученый ХХ века Конрад Лоренц называл «подлинно человеческой деятельностью», отличающей нас от животных) и только после всего этого – труд. Если человек силою обстоятельств вынужден переворачивать этот порядок с ног на голову и ставить на первое место труд, тогда в его жизни не остается места ни для полноценной любви, ни для полноценного воспроизводства потомства (не только биологического, но и социального акта), ни для полноценной работы мысли. Что мы, собственно, и наблюдаем в суррогатной жизни современного капиталистического социума.

Действительно, между Трудом и работой есть принципиальное отличие как в ценностном, так и в духовном планах. Труд – это кропотливый, долгий процесс, заповеданный самим Богом. Это ценность изменяющая, раскрывающая и преображающая человека – так исконно употреблялось понятие труд, так и вошло в русские поговорки: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Терпение и труд все перетрут» и т.д.

Напротив, работа – это вынужденное усилие к отстраненному объекту, временное исполнение дел, не связанное с внутренним развитием человека. Работа – это «тюремная» неизбежность, от которой человек внутренне дистанцируется. Вот и поговорки говорят: «Работа не волк, в лес не убежит», «Работа дураков любит», «Всех дел не переделаешь: всей работы не переработаешь» и т.п. В итоге смешения этих категорий, Труд стал толковаться максимально широко, его используют для пригодных и непригодных ситуаций, в итоге и само понятие и его ценности оказались за бортом нашей жизни.

Между тем, как напоминает ведущий аналитик портала Проектное государство Александр Елисеев, значительная часть проблем восприятия Труда сегодня связана с тем, что не учтен религиозный фактор, которым Труд обладает, даже если человек не верит в Бога. Религиозный фактор – это скорее отпечаток цивилизации, оставленный на современном человеке. Умаление ценности Труда, по мнению Елисеева, наиболее отчетливо проявилось в западном христианстве, отвергающего тезис о нетварных энергиях Бога и отчуждающего их как «ничейный актив». По сути, оно инициировало процесс отчуждения Труда, который вложен всем обществом, но плоды которого присваиваются элитой, выплачивающей обществу лишь компенсацию. И это отчуждение есть прямое следствие западно-христианского понимания, в корне отличающегося от Православия.

Православие настаивает на том, что творящие энергии Бога нетварны и содержат в себе всё Божество. Следовательно, и весь тварный мир причастен Божеству. Каждая вещь имеет свой Божественный логос, и ей владеет только Бог. А значит, все остальные виды владения относительны, результаты труда неотделимы от труженика, а присвоение Божьего творения отдельными людьми носит лишь временный характер.

Труд, по Елисееву, символизирует Божественное творение, но ведь Бог творит для всех, а не только для узкой прослойки элиты. И потому наша сегодняшняя задача – отойти от того положения, что результаты Труда ничейны. Проблема заключается еще и в том, что исторический социализм не вернул подлинный смысл труда: на место собственника, отчуждающего собственность, пришло государство с его материалистическим госкапитализмом, и вместо возвращения сакрального значения России, как «Державы Труда», стало строить зыбкую «республику труда».

Как считает ведущий аналитик портала Проектное государство, артельно-кооперативный сектор должен занять достойное место в экономике Русского Будущего. Однако он не сможет стать тотальным, ибо некоторые производства требуют организации на основах частного предпринимательства или «госкапитализма». Но и здесь возможно «снять» и преодолеть отчуждение Труда от труженика. Для этого необходимо рабочее самоуправление, в ходе которого весь коллектив принимает участие в организации хозяйственного процесса. Этот тезис разделяет и Дмитрий Данилов, предлагая использовать сетевые возможности отчужденного постиндустриального общества для создания кластеров рабочего самоуправления, объединенных по сетевому принципу, горизонтально (несколько подобных примеров, кстати, уже есть в движении антиглобалистов).

Как полагает директор портала и руководитель проекта развития Проектное государство Денис Пурыжинский, на труд человека оказывает не последнее влияние борьба в человеке двух его начал – животного и высшего, собственно человеческого. Однако человек в современном мире больше является роботом, стремящимся лишь к результату, который интересует его шефа или бенефициария. Нравственное и духовное развитие человека не происходит, поскольку он вынужден заниматься только поиском средств к существованию. Труд в этих условиях неизбежно превращается в механистическое действие, и в результате чего человек деградирует. И эту парадигму необходимо сломать.

Для этого, по мнению директора портала Проектное государство, необходимо при выборе труда наличие такой социально-технологической системы, в которой возможно осознание себя и своего предназначения, своих жизненных целей, которые будут осуществляться посредством рефлексивных практик («умных» или «думающих» технологий саморазвития субъекта, которые могут на деле составлять каркас и основу восстановления России как державы). Посредством рефлексии человек возвращается из первичного животного состояния к человеческому, реализует себя как личность. Пурыжинский убежден в том, что в школах и ВУЗах необходимо ввести занятия по развитию у учащихся высших способностей и переориентировать учебный процесс с чисто формально-количественного пополнения знаний и умений на творческое образование, побуждающее человека к самостоятельному, созидательному мышлению.

Д.С. Пурыжинский считает, что сейчас, когда экономическая система производства и распределения, вместе с идеологическими установками, нацеленными на массовое сознание, атомизирует наше общество, по пирамиде Маслоу, распределяя лишь первичные потребности человека, необходимо возродить традиционный принцип жизне- и бытоустройства российского общества, возродить принцип общинного уклада, земств и советов. Таким, отвечающим современным требованиям жизни, звеном в прерванной цепи должны стать сети лабораторий качества жизни и лабораторий качества образования. Они призваны стать современными ячейками общества, работающими на благо повышения качества жизни нашего народа. Руководитель проекта развития Проектное государство также напоминает, что хотя творческий труд всегда сложнее, но от любимого труда человек никогда не устает.

Этот тезис развил научный сотрудник ИДМРР Евгений Солдатов. Он полагает, что сегодня человек идет по накатанному пути, уже поступая в школу. Заканчивая ВУЗ, у него не остается даже формальных альтернатив, поскольку достойные средства для жизни обеспечивают лишь несколько специальностей и лишь определенный труд. Если раньше в школе готовили универсально образованных людей, сейчас из них пытаются выращивать лишь «специалистов». Очень часто специальность и работу определяют родители без учета мнения своего чада. Соответственно, происходит некая стандартизация труда, интерес к нему исчезает уже со школьной и студенческой скамьи. Человеку в современном мире надо дать возможность реализовать себя, попробовать все. Для этого стоит выделить для начинающего работника какой-то период в жизни. Так человек найдет своё дело, свой труд и будет выполнять его с интересом и желанием.

Научный сотрудник ИДМРР Сергей Ким обратил внимание на то, что именно на Западе, особенно в США, присутствует образ миллионера, представителя элиты, как человека, который обязан своим преуспеянием упорному труду. Это облегчается тем, что обогащение многих кланов относится к давним, легендарным временам. У нас же такой образ создать невозможно.

В итоге участники проектной сессии сошлись во мнении, что дальнейшее развитие страны невозможно без изменения государством самой политики трудовых отношений и создания концепций, предполагающих введение мер по созданию условий для достойного труда, а не бесконечно эксплуатирующего личность (например, программ альтернативной занятости для определенных категорий юных и пожилых работников). Иначе не только текущие задачи развития страны, но и суверенитет России окажется под угрозой.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011