Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Оптимизировать надо не вузы, а чиновников!

29.08.2012 | Автор: Юрий Крупнов

Когда из уст наших правительственных чиновников звучат иноземные слова «оптимизация» и «реструктуризация», то впору хвататься за голову: быть беде. Вышеозначенными терминами, как уже давно убедился наш народ, в России принято обозначать погром, убийство и ликвидацию чего-то очень важного и полезного для страны. Но что именно у нас принято «оптимизировать» с особым азартом и упорством, достойным лучшего применения? К сожалению, наше главное конкурентное преимущество – одну из лучших в мире систем образования.

В последние месяцы «оптимистические» новости от наших «государственных мужей» просто зашкаливают. На днях новый министр образования Дмитрий Ливанов заявил о том, что количество государственных вузов в России пора «оптимизировать» – то есть попросту сократить. Мол, в стране расплодилось огромное количество ненужных институтов и университетов, которые готовят неквалифицированные кадры, дают некачественное образование и штампуют липовые дипломы. А раз так, то уже к марту необходимо подготовить специальную программу, в соответствии с которой львиная доля «лишних» вузов будет закрыта. Эта идея господина Ливанова «творчески» развивает его же майское предложение – ограничить число бюджетных мест в российских университетах. Дескать, нечего всем подряд бесплатное образование давать – за знания платить надо. Вот такой у нас министр – рачительный и прагматичный!

Господин Ливанов действует по принципу: «Раз болит голова, то ее нужно отрубить!» Не желая разбираться, почему качество образования в стране в последние годы упало в разы и в чем здесь вина вверенного ему ведомства, он предлагает простой рецепт – взять и прикрыть «лишние» вузы. Такая политика чем-то напоминает поведение призывников, которые, чтобы избавить себя от армии, занимаются членовредительством. В самом деле, зачем браться за тяжелый созидательный труд, когда любую проблему можно «реструктуризировать» и «оптимизировать»?

Впрочем, не думаю, что в случае с так называемой «реформой образования», идущей уже 25 лет, речь идет просто о некомпетентности наших высших чиновников. Складывается ощущение, что наша образовательная система целенаправленно «затачивается» под такую «амбициозную» задачу, как построение нефтегазовой экономики и интеграция в глобальный мир в качестве сырьевого придатка Запада и Востока. Если Россия претендует на роль «снежной Нигерии», занятой лишь поставками углеводородов, то для обслуживания трубы потребуется не так уж много образованных кадров. Зачем плодить «шибко умных» граждан и тратить на них нефтедоллары? Не дай бог эти «всезнайки» еще осознают ущербность государства и предъявят элите совсем другие требования! Поэтому, по мнению истеблишмента, львиная доля вузов должна срочно пойти под снос.

Кстати, «оптимизации» и «реструктуризации» подвергнутся не только высшие, но и средние учебные заведения. Уже с 1 сентября мы ощутим на себе действие скандального 83-го федерального закона «О бюджетных организациях», который предусматривает перевод на коммерческие рельсы школ и ПТУ. Отныне все они будут вынуждены перейти на самоокупаемость, что по определению невозможно без предоставления платных «образовательных услуг». То есть мы движемся в сторону построения жесткого кастового общества, в котором верхи и низы отличаются не только по уровню доходов (это еще полбеды), но и по уровню образования.

Коммерциализацию школ, ПТУ и университетов наши неисправимые «оптимисты» оправдывают священной идеей конкуренции. Мол, только всеобщая платность и соревновательность могут заставить студентов относиться ответственнее к своему образованию, а преподавателей – повышать свою профессиональную планку в условиях жесткой войны с коллегами. Но немецкая и японская системы образования, считающиеся мировыми лидерами, не предполагают в стенах университетов излишней рыночной конкуренции. Напротив, в вузах Германии и Японии среди преподавателей и студентов взращиваются идеалы солидарности, коллегиальности и служения Знанию. Поэтому в той же ФРГ образование бесплатное, и о введении аналога нашего 83-го закона там, несмотря на кризис в ЕС, никто не заикается.

Проблема российского образования состоит в том, что в условиях нынешней социально-экономической модели оно попросту не нужно нашему государству. Отсюда и берутся эти варварские планы по «оптимизации» и «реструктуризации». А вот если бы наше правительство всерьез поставило перед страной задачу возрождения промышленности (проект индустриализации – 2), то нам, напротив, понадобились бы дополнительные школы, училища и университеты. Россия может выжить в условиях усугубления глобального кризиса лишь как индустриальная держава, но состояться в качестве таковой немыслимо без огромного количества высококвалифицированных кадров. А эта задача решается лишь при наличии всеобщего и – главное – бесплатного высшего образования.

Опубликовано в рамках проектов развития: №13 Всеобщее высшее образование; №14 Нет ЕГЭ.

Обсуждение в ЖЖ Юрия Крупнова

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011