Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/munizipalnie_antinarkotitsheskie_komissii_dolshni_stat_industriei_reabilitazii/

Об организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий в системе создаваемой реабилитационной индустрии

25.11.2013 | Автор:

Выступление Юрия Крупнова, президента Национальной Ассоциации реабилитационных центров, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

на совещании Председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова

по теме: «Об организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий»

г. Москва, зал Коллегии ФСКН России, 20 ноября 2013 г.

 

                                    Скачать стенограмму:  docpdf

Уважаемые коллеги! Государство сейчас не только повернулось лицом к проблеме реабилитации наркозависимых лиц и некоммерческим организациям, задействованным в этой сфере, при поддержке государства создана фундаментальная программа, которая позволит создать своего рода реабилитационную индустрию. Это очень важно потому, что без решения проблем наркомании и реабилитации наркозависимых лиц мы никаких задач государства не решим.

Необходимо, чтобы программа была принята в этом году и, по возможности, уже в следующем году начала работать. Нам долго придется учиться входить в эту программу. Здесь огромное количество проблем и трудностей, но стоит отметить, что за последние три года ситуация кардинально изменилась.

Также необходимо подчеркнуть, что наша Ассоциация работает как раз с районами и городами, выходит на самый низовой уровень (то, что англичане называют «на уровне травы»), на реальный уровень жизни людей. Именно такой подход является основой регионального развития и региональной политики. Без помощи муниципальных антинаркотических комиссий, мы никаких задач на конкретной территории не решим, в том числе задачу общего развития, а не только задачи, связанные с отраслевыми антинаркотическими вопросами. Поэтому мы при поддержке субъектов Российской Федерации стараемся строить свою работу на уровне районов и конкретных муниципальных образований. Если мы не дойдем до районов, никакой региональной политики в стране не будет.

Третий момент: насколько я понял, муниципальные антинаркотические комиссии, в отличие от субъектовых комиссий и ГАК, должны заниматься конкретными людьми. На мой взгляд, в нашей стране существует уникальный социальный институт, который может стать серьезным подспорьем в работе антинаркотических комиссий, это - комиссия по делам несовершеннолетних, которую раньше пытались ликвидировать. Слава богу, такие комиссии в целом сохраняются. Мне кажется, что муниципальные антинаркотические комиссии крайне заинтересованы в них, поскольку реабилитационные центры должны заниматься не столько бумагами и мероприятиями, сколько конкретными людьми.

Если в каждом муниципальном образовании мы выйдем на уровень работы с конкретными семьями и людьми, то у нас появится основа для решения задачи, которая сформулирована УФСКН в программе комплексной реабилитации. Зафиксированная в этой программе цифра - 150 тысяч ежегодно реабилитируемых - является невероятной в хорошем смысле этого слова, поскольку с точки зрения государства необходимо, чтобы каждый год не менее 150 тысяч наших сограждан, попавших в беду, проходили реабилитацию. С другой стороны, по нашей неформальной оптимистичной статистике, в настоящее время ежегодно проходят реабилитацию 30-35 тысяч человек.

         Говоря технологическим языком, проблема организации потока реабилитантов - это проблема, прежде всего, отношения с муниципальными образованиями. Если на муниципальном уровне не будет проводиться соответствующая работа, то мы не доберемся до конкретных людей, нуждающихся в помощи. Для этого у нас не останется средств кроме рекламы и отдельных обращений к гражданам. Мы будем продолжать и эту работу, но главная задача - выйти на новый индустриальный масштаб реабилитации наркозависимых. Если по решениям этого совещания наладится взаимодействие с муниципалитетами и местными антинаркотическими комиссиями, то хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы уже работаем с ними и готовы укреплять наше сотрудничество.

Также я бы хотел обратиться к Вам, Виктор Петрович, и донести вопрос о создании своего рода моста между крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, или городами с повышенной наркотизацией. Например, Москва как самый большой город страны наверняка может направлять конкретных людей в наши реабилитационные центры через сертификатную реабилитацию, которая разработана в Ханты-Мансийске. Три недели назад я был в Ставропольском крае и обсуждал с врио губернатора края вопрос о том, как поддержать социальную реабилитацию. Он выдвинул идею создания Ставропольского кластера социальной реабилитации. Такой кластер должен работать значительно интенсивнее. Люди, нуждающиеся в помощи, будут получать путевки и проходить реабилитацию по путевкам, все возможности для этого есть. Сейчас необходимо построить мост «Москва-Ставрополь», «Москва-Уфа» и т. д. Дистанцирование от основного места проживания - это важнейший аспект в реабилитации наркозависимых. Мост Москва-регионы, Санкт-Петербург-регионы мог бы помочь муниципальным образованиям, которые не имеют средств для того, чтобы заниматься антинаркотической проблемой.

Я уверен, что введение таких путевок или сертификатов - это действительно базовые технологии, потому что муниципальные комиссии разбираются с конкретными семьями и анализируют ситуацию, которую предоставляют участковые, социальная защита, МВД, другие организации и службы. У нас огромное количество организаций и служб, и, скорее всего, в каждом конкретном муниципальном округе все знают, кто находится в зоне риска. Ситуация на местах всем ясна, но, к сожалению, вместо того, чтобы заниматься конкретными людьми, приезжает самолет с гигантским количеством химического оборудования и проводит тестирование. Если муниципальные комиссии начнут заниматься реальными людьми, а субъект федерации будет давать по их запросу путевки и сертификаты, тогда появляется простая в хорошем смысле, но фундаментальная система, технология реабилитационной индустрии.

Национальная Ассоциация реабилитационных центров готова работать с каждым муниципальным образованием и муниципальной антинаркотической комиссией. У нас сейчас создается новый информационный портал, который будет отслеживать индивидуальные путевки и сертификаты и помогать людям.

Помимо реабилитации существует огромный постреабилитационный период. Он самый сложный. В этот момент нужно, чтобы человек не взорвался, чтобы затраченные, прошу прощения, деньги и усилия не пошли прахом. НАРЦ готова этим заниматься и сотрудничать с каждым конкретным муниципалитетом. Сегодня мы выходим на совершенно новую революционную ситуацию, которую, конечно, надо полностью реализовать.

Спасибо большое!  

Скачать стенограмму:  docpdf