Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Концепция миграционной политики – это самоубийство

24.07.2012 | Автор: Юрий Крупнов

Юрий Крупнов: «Концепция миграционной политики – это бюрократический памятник самоубийственной политике по ликвидации собственной экономики и населения»

Не прошло и 20 лет со дня создания Федеральной Миграционной Службы, как в июне текущего года ФМС получила основной документ для своей деятельности – «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года». До этого внешняя и внутренняя миграция в России управлялись безо всяких концепций – волевыми решениями, законами и отдельными документами президента и правительства. Что же изменится с принятием Концепции, которую сначала разрабатывали люди в погонах, а потом – те же люди, снявшие погоны? На эти и другие вопросы «Политком.Ру» отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

— Юрий Васильевич, чем же, на Ваш взгляд, в основном, занималась ФМС все эти 20 лет, не имея основополагающего документа для своей работы?

— ФМС как служба состоялась, и огульно отрицать её деятельность нельзя. Более того, Концепцию государственной миграционной политики считать ведомственной тоже нельзя – это документ президентского уровня. Концепцию утверждает президент, поэтому за качество документа отвечает власть в целом, а не только ФМС. Концепция миграционной политики должна быть документом, определяющим стратегию государства, всех ветвей и всех органов власти. Тем не менее, я с большей грустью воспринимаю утверждённый документ. Власть оказалась не в состоянии правильно сформулировать проблему. В документе по-прежнему преобладает абстрактный подход, где миграция рассматривается в качестве позитивной экономической и даже демографической составляющей. Это абсолютно не соответствует реальности и, по сути, имеет выраженную антироссийскую направленность. Что же касается технологии разработки Концепции, то до утверждения она 10 лет «бродила» по федеральным органам исполнительной власти, всё никак не могла согласоваться и уже дважды готовилась к утверждению. Сегодня бюрократические мытарства документа закончились, но Концепция осталась в своей основе практически той же самой, что и первый вариант проекта 10-летней давности. Одно успокаивает, - у нас такие концепции не читают и уж тем более не исполняют…

— Россия теряет население, в основном, за Уралом. По мнению ряда экспертов, «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом», была изначально обречена на провал. Этим, чисто экономическим процессом, управляла ФМС, действующая в составе МВД, - ведь именно на МВД возложены функции по выработке государственной политики в сфере миграции. Но МВД - полицейское ведомство, и оно по определению не предназначено для решения экономических проблем. Согласны ли Вы с этим?

— Не согласен. Госпрограмма – едва ли не единственный пример правильного и хорошо проработанного государственного плана, направленного не только на помощь соотечественникам, но и на прямое развитие регионов. Поэтому ответственными за реализацию Госпрограммы были назначены губернаторы. Почему Госпрограмму я считаю уникальной? Потому что в ней исходно весь процесс завязывался не на сдачу государственных позиций, а на экономическую победу и взятие новых социально-экономических высот. Это - большая редкость. Но для этого необходимо было полностью пересмотреть все базовые принципы экономической политики. К сожалению, вместо того, чтобы воспользоваться уникальным случаем и вокруг Госпрограммы построить новую социально-экономическую модель в стране, руководство страны пошло на поводу текущих событий вопреки положениям утверждённой Госпрограммы. Вот в этом я вижу коренные причины провала Госпрограммы. Миграция - не экономический, а геополитический процесс. А в экономическом плане миграция у нас является прямым экономическим убийцей (помните нашумевшую книгу Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы»?), то есть антиэкономическим процессом. Неконтролируемая миграция, особенно внешняя, ведёт экономику к примитивизации, росту доли низкоквалифицированного труда, и к вытеснению из экономики высококвалифицированных работников – то есть коренного населения.

- Ну а что-то изменилось в стиле и методах работы ФМС с июня 2011 года, когда генерал-полковник милиции Константин Ромодановский снял с себя и со своих коллег погоны и возглавил службу в качестве гражданского лица?

— Ничего не изменилось. ФМС нормально делает свою административно-полицейскую работу. Другое дело, что миграционная политика – это межведомственная политическая вещь и одно такое ведомство её ни вырабатывать, ни реализовывать не в состоянии. А на самом высоком уровне по-прежнему слушают узкую группку идеологов, маскирующихся под демографов и экономистов, лоббирующих интересы наживающихся на иммиграционных потоках.

— За провал Госпрограммы переселения соотечественников не ответил никто. Возможно, потому что под ее текстом нет списка и подписей разработчиков. Не видно списка исполнителей и под Концепцией миграционной политики. Значит, в 2025 году спросить за выполнение пунктов Концепции можно будет лишь с утвердившего ее Владимира Путина, который к тому времени наверняка будет на пенсии?

— Я один из участников, пусть и совсем не главный, той Госпрограммы – поэтому можете смело с меня спрашивать! Но я горжусь этой программой – всегда повторял и повторю сейчас: это выдающийся документ. Другое дело, что власть оказалась не в состоянии действовать, как должно действовать государство. Когда я работал в полпредстве в Дальневосточном федеральном округе, под моим руководством была создана межведомственная рабочая группа, и мы провели обстоятельное исследование, что называется, «в поле», выезжая с высокопрофессиональными представителями 15 федеральных министерств в 3 пилотных региона. Там не знают федеральных программ, там нет инвестиционных проектов, там не нужны люди извне, и соотечественники, — своих некуда девать. Ведь гигантский дефицит достойных рабочих мест. Но работать по-другому их никто не собирался учить, и не учат до сих пор. Вот в этом и лежит главная причина провала Госпрограммы. В итоге Минрегион в последние два года просто свел Госпрограмму к упрощенному порядку переезда практически в любой субъект РФ, и Госпрограмма стала одним из инструментов накачивания России приезжими людьми трех – пяти более-менее благополучных территорий, прежде всего, конечно же, Москвы.

— Давайте представим, что Вы и я собрались в Германию поработать годик дворниками и прилетели туда с женами и малыми детьми без трудовой визы, по обычной турпутевке. Нас с Вами выставят из страны на второй же день после окончания срока туристической визы! Прибыть же в Россию без приглашения работодателя может кто угодно, в том числе нелегальные мигранты…

— Так называемые нелегальные мигранты есть и в Германии. В США, кстати, 21 миллион таких мигрантов – то есть как раз вдвое больше, чем в РФ, но и населения в США вдвое больше. В Германии — порядка больше, но и там гигантское иммиграционное давление извне. И много тех, кого мы привыкли называть, пусть и юридически неточно, «нелегальными мигрантами». В России же рынок труда защищён очень плохо, хотя за последние 10 лет принято немало правильных постановлений по ограничению возможностей для работы приезжих из-за рубежа. Но я считаю, что корень проблемы – не в трудовых мигрантах, а в развитии рынка труда в пользу «дорого» и высококвалифицированного труда. Но этого у нас не делается, и в этом - ключевая проблема.

— Концепция декларирует защиту собственного рынка труда, не практически не ставит преград перед бесконтрольным наплывом трудовых мигрантов в Россию. Значит, кому-то это выгодно?

— Ответ очевиден — выгодно большей части нынешнего отсталого бизнеса, коррумпированным чиновникам и государствам Центральной Азии, которые таким образом решают свои проблемы. А ещё - наркомафии и этнопреступности. По объёму извлекаемых прибылей внешняя трудовая миграция сопоставима с прибылями от потоков наркотиков и от торговли нефтью. Значит, миграционные потоки надо рассматривать с такой же серьезностью, как наркотрафик и экспорт углеводородов, учитывая, что ущерб от неуправляемой трудовой миграции наносится экономике России. Прежде всего, - регионам и коренному населению.

— Ряд российских экспертов и депутатов Государственной Думы считают, что хаотичный, не зависящий от российской власти поток трудовых мигрантов из стран СНГ разрушает российский рынок труда. Вы согласны с этим? И чем Вы аргументируете свое мнение?

— Не просто разрушает – а убивает. А вместе с рынком труда убивает и экономику, - особенно все её сложные промышленные сегменты, прежде всего, машиностроение. В «мигрантской» экономике прибыль извлекается из сверхэксплуатации человеческого материала в крайне экстенсивной форме – это-то и есть главное оружие, которое направленно против развития российской экономики. По сути, неконтролируемая трудовая миграция – это приговор стране.

— Давайте вернемся к утвержденной Концепции миграционной политики. В IV главе говорится о квотировании привлечения иностранной рабочей силы. Но знают ли в ФМС, что трудовые мигранты, зачастую не знающие русского языка, вообще не имеют понятия о квотах? Они свободно едут не туда, где есть квоты, а, в основном, туда, где есть их земляки. Можно ли в этой связи считать работу чиновников по разработке квот действительно нужной работой? Или это имитация работы?

— Квоты в теоретическом плане - правильное явление. Но они должны задавать оценочные границы для наплыва мигрантов, а не симулировать учёт занимаемых приезжими рабочих мест и не стимулировать коррупцию. Поэтому главным механизмом должен стать оргнабор работников в конкретные российские компании со специальной декларацией в региональные органы власти. А государство должно регулировать эту численность, но не играть на стороне предпринимателей.

— Концепция миграционной политики рассчитана на три этапа. Первый этап (2012 – 2015 годы) предусматривает разработку и принятие нормативных правовых актов, разработку и апробацию программ, проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции. Не кажется ли Вам, что три с половиной года на это дело – слишком большой срок для пишущих бумаги чиновников?

— Поскольку де факто Концепция не нужна никому, поскольку она в своей основе способствует продолжению гибельной экономической политики, не внося ничего нового, за «разработку и апробацию» чиновнику можно будет никак не отвечать. Отсюда и столь длительный срок, - примерно равный среднему сроку пребывания чиновников на своих местах.

— Второй этап Концепции (2016 – 2020 годы) предполагает «принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации». Честно говоря, я ничего не понял, – каких программ. А Вы что-нибудь поняли?

— А это уже специально «мутные» формулировки, - чтобы «забить» место для программ тех, кто придёт в ведомство через три года и тоже пожелает проводить «разработки и апробации». Абстрактность здесь – это продукт высокого уровня чиновничьей креативности. Только, к сожалению, эта энергия направлена не на решение объективных проблем, а на самовоспроизводство бюрократического аппарата.

— По итогам реализации второго этапа Концепции предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока. Но что, на Ваш взгляд, изменится в этих регионах за предстоящие 9 лет, если в Концепции до 2021 года фактически запланирован отток коренного населения?

— В период нефтяного бума 2003 – 2011 годов все научились вместо унылой фразы «средств нет» произносить длинные речи про инновации и прорывы. Поэтому в Концепции заявления делаются помпезные и пафосные. Но нет ни одного, даже самого дохлого механизма по реальному стимулированию удержания населения на Дальнем Востоке и в Сибири. И уж тем более – по стимулированию переезда людей на Дальний Восток. Что ж, – это ещё одно отражение уровня госуправления и неспособности власти влиять на главные процессы. По сути, что касается управления государством, власть сегодня проигрывает бизнесу и бандитам. Вот и всё. А до Дальнего Востока - в Концепции и дела нет…

— Как записано в пункте 32 Концепции, «по итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока». Однако вместо цифр притока населения я вижу только слово «приток» в этой бумаге, но ведь «приток» трех калек в Сибирь – это тоже приток… Значит ли это, что утвержденная Концепция обрекает восточные регионы России на вымирание еще на 14 лет?

— Да, Вы правы. Нам нужна миграционная политика в целостности, а не та, что де факто сводиться к иммиграционной. У нас гипертрофированная разбухшая Москва, другие мегаполисы. Именно их них можно и нужно «черпать» людей для переезда на Дальний Восток. И закреплять людей на Дальнем Востоке комплексом мер. Но эта базовая политика по организации правильной внутренней миграции государство не интересует, - все хотят порулить потоками въезжающих в страну. Поэтому и Концепцию честно было бы назвать не миграционной – а иммиграционной.

— Мы с Вами не коснулись других разделов Концепции, затронув лишь основные. Интересен Ваш прогноз – как оценят эту Концепцию в 2026 году?

— Как бюрократический памятник самоубийственной политике по ликвидации собственной экономики и населения. Скажут, - что же они так убого жили и такой великой страной так примитивно управляли?..

Беседовал Андрей Захватов Животные рептилии

Обсуждение в ЖЖ Юрия Крупнова

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011