Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Пространство иностранных инвестиций в России на примере Калужской области

17.02.2012 | Автор: Владимир Хрыков

Мои рассуждения по поводу иностранного капитала и производства в России будет строиться на примерах Калужской области и ряда примеров иностранных предприятий Москвы, и связан, с практикой проектов, которые удалось увидеть, вследствие, участие во всероссийском проекте Индустриальная Россия 2012.

Рассматривая общую практику иностранных инвестиций в России проявляется интересная особенность, все хотят видеть приток иностранного капитала и иностранных технологий. Сразу обозначу свою позицию, из которой исходит мое видение инвестиционного процесса, она строиться на необходимости сбора всего лучшего со всего мира, и очень хорошо выражена С.Н. Рерихом: «чтобы развиваться, нам надо учиться и заимствовать, никогда не опасаясь утратить нашу индивидуальность. Изучая и впитывая все лучшее в любой области достижений каждой страны и каждого народа, мы накапливаем тот необходимый запас впечатлений, который, в конце концов, претворяется – преобразованный нашей неповторимой индивидуальностью – в новую и более глубокую выразительность». В современном инвестиционном процессе, происходящем в России, заложена опасность, которую я прослеживаю для России – отсутствие динамики, не познание и улучшение, а слепое предоставление места для копирования.

Немного отстранюсь от конкретной территории. Обобщая, выявляются следующие факторы экспертной риторики в России, например, сейчас происходит обсуждение проекта ТПП России о создании Российского агентства по иностранным инвестициям в Россию, которое должно будет сосредоточиться на информационном сопровождении иностранного бизнеса (разработка информационной карты России, «единое окно» для иностранного бизнеса, создание реестра инвестпроектов). Экспертами называются реальные проблемы, которые отпугивают иностранный бизнес от России: огромное число бюрократических процедур, несовершенная система судопроизводства, отсутствие инфраструктуры и полное незнание, какие конкретно предприятия нужны конкретному региону. Таким образом, риторика о том, что есть и чего нет, сводится к общим темам, которые регулировать должно государство с уже имеющимися институтами и важность их определяется совершенно не прямой зависимостью от инвестиционного процесса. Я разделяю точку зрения, что современный подход к инновационной политике должен обеспечить кардинальное изменение социокультурной ситуации в стране.

Давайте посмотрим на ситуацию в Калужской области. Приток иностранных инвестиций строится на основах полного расположения административного ресурса региона и подготовленных строительных площадей – технопарков. Приток иностранных компаний начался с кластерного подхода, когда расположение одного крупного завода с выпуском конечной продукции для потребителя принуждает строиться заводы-партнеры, производящие комплектующие. Следующий этап можно назвать «этап слуха», когда большой пул иностранных компаний фактически дают рекомендации своим присутствием следующим иностранным инвесторам.

Самопрезентация региона строиться по классическим европейским схема, что понятно международному бизнесу: прозрачность, информированность о себе, использование рейтинговых агентств с получением высокого кредитного рейтинга А+, подготовленная инфраструктура и индивидуальный подход к каждому инвестору первым лицом региона, близость к Москве. Данная схема понятна инвестору и представляется крайне рентабельной для иностранного инвестора.

Анализируя сам механизм работы иностранного инвестора, то весьма интересной, на мой взгляд, представляется система управления иностранными предприятиями. Во-первых, каждое из них является обществом с ограниченной ответственностью и по своей законодательно определенной сущности в России не является публичным, а значит, финансовая информация является тайной. Второе, предприятия возглавляет иностранный менеджмент, очень часто вплоть до позиции руководителя департаментов и каждое предприятие, независимо от его юридической организации в России (филиал, основное юр.лицо в РФ) подчиняется напрямую головному предприятию холдинга.

Оборудование и комплектующие полностью поставляются иностранным производителем, что дает преимущества иностранным государствам по созданию оборота доходности на уровне строительства иностранных филиалов их компаний в других странах.

Большинство предприятий работают на одного потребителя и не имеют намерений создавать свою систему поставок различным клиентам, что создает прямую зависимость от успеха конечного сборочного предприятия.

Рассматривая систему организации иностранных инвесторов, то она строится по жесткой корпорационной структуре. У компаний не меняются собственники, но любой проект имеет сложные финансово-зависимые схемы строительства, например, российский филиал компании Benteler производя в Калуге комплектующие для российского завода Фольксваген, реализовало проект Benteler РусКалуга на совместных финансовых с Фольксваген условиях.

Следующим моментом рассмотрения будет позиция привлекательности инвестиционной площадки иностранным инвестором. Выделенные позиции привлекательности площадки компанией Магна:

1. автомобильные дороги

2. административный ресурс

3. цена земельного участка

4. кадровый потенциал

5. расстояние до таможенного поста оформления груза;

Компания ХемоФарм:

1. близость Москвы

2. спокойный режим работы в смысле темпа жизни

3. административная поддержка

4. кадры. Подобные характеристики очень схожи в предприятиях абсолютно разных сфер бизнеса и по своей сути являются проблемами для всех иностранных инвесторов.

Важной проблемой инвестиционной привлекательности отмеченной всеми компаниями является вопрос кадрового обеспечения, который сейчас решается за счет обучения на собственных предприятиях и приезжающих из других регионов. При этом сами компании не имеют в планах проведение мероприятий по участию в образовательных программах своих сотрудников в образовательных учреждениях профессионального образования среднего и высшего уровня и не предполагают участие в решении проблем обеспечения жилья.

Существующие проекты региона об обеспечении жильем сотрудников новых предприятий сложно оценивать по причине наличия малой информации, но представляется, что стоимость частного дома для среднего класса 2 млн. руб. несколько дороговата и затруднительна для приобретения даже средним звеном ИТР, не говоря об огромном классе конвеерных работников. Поэтому без разработки программ доступного приобретения жилья и наличия недорогого жилья по цене 15 тыс. руб./кв.м. на государственном уровне, полагаю, что в регионе в недалекой перспективе возможны социальные осложнения.

Сам подход к окупаемости также не прозрачен, смею полагать, что план по краткости периода окупаемости заводов в России превосходит аналогичные производства на родине инвесторов.

Полагаю, сейчас нужно говорить о том, что Калужская область переходит в новый этап, когда нужно говорить не о привлечении инвестиций в регион, а об управлении существующими производствами, дабы обеспечить минимизацию утекания финансовых ресурсов к источнику инвестирования и уменьшить риски зависимости от воли инвестора относительно функционирования производств. Необходимо обеспечение максимальной интеграции научного потенциала и российского бизнеса в процессы обеспечения иностранных предприятий комплектующими и технологиями.

На мой взгляд, эти вопросы должны разрешаться общегосударственной политикой обозначаемой в литературе «общество знаний». Полагаю, что на региональном уровне должны поддерживаться научные разработки даже на самые не сложные механизмы, но возможные к применению в работающем производстве, создание собственных инвестиционных структур, возможно Калужского инвестиционного банка или фонда, который мог бы реализовывать качественные проекты в области, через механизмы участия в капитале и управления новым проектом, и качественное развитие социокультурной жизни всего населения Калуги, поскольку это создаст возможность конкуренции в иностранных производствах.

Также, на мой взгляд, сейчас в Калуге важно проведение социологических работ, позволяющих оценить баланс понимания инвесторов, российского менеджмента и населения в проводимой региональной политике, поскольку в действительности Калуга это первая территория в России совмещающая в себе провинциальность России и модерновость Европы.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011