Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Экранопланы нужны!

14.04.2012 | Автор: Александр Палагин

В последнее время в российской общественности стали забывать про такой вид транспорта как экранопланы. А между тем отечественные разработки и богатый опыт их проектирования могут сыграть неоценимую роль в их производстве сегодня. Тем более что во многих странах за последние 20 лет сумели оценить по достоинству преимущества экранопланов как уникального аэроморского транспорта и наладить свое производство.

Экраноплан – это транспортное средство, которое может летать в непосредственной близости над водой, льдом или ровными участками суши за счет экранного эффекта, который создает «воздушную подушку», повышающую подъемную силу его крыла. Некоторые типы экранопланов могут также летать на высоте, как самолеты.

В свое время СССР продвинулся в развитии экранопланов далеко вперед по сравнению с другими странами. Производство экранопланов началось в далеком 1957 году и продолжалось в течение более 30 лет, пока не остановилось в начале 90-х. Разработкой этих летательных аппаратов занималось ЦКБ им. Алексеева. Почти за полвека для Минобороны было построено около 30 таких машин. Наиболее известные – это экранолет «Орленок» и экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Это же ЦКБ в 1960-х годах создало экспериментальный экраноплан, который западные спецслужбы окрестили «Каспийским монстром», из-за того что его испытывали на Каспийском море. Его грузоподъемность составляла около 220 тонн. Однако в 1980 году, после катастрофы, проект был закрыт.

Между тем главные преимущества экранопланов, открытые еще в те времена, остались теми же и в первую очередь – это их многофункциональность. Это высокоскоростное амфибийное судно, по праву должно занять свою нишу в системе транспортно-логистического обеспечения страны и прежде всего там, где применение судов, самолетов и вертолетов становится малорентабельным.

Таким показательным примером могут стать районы Сибири и Дальнего Востока, где средняя продолжительность судоходного периода для речных судов составляет не более 100–120 суток в году, а все остальное время навигация прекращается ввиду образования льдов, либо обмеления рек в летний период.

При этом вертолеты имеют ограниченные возможности, как по грузоперевозкам, так и по радиусу применения. Применение малой авиации ограничивает отсутствие во многих местах аэродромной сети и соответствующей инфраструктуры. К тому же перевозка авиационным транспортом – достаточно дорогое удовольствие. Экранопланы могут пройти там, где не могут пройти суда – мелководья, пороги, лед – и с такой же скоростью, как у вертолетов, немного проигрывая по скорости самолетам.

К счастью российские ведомства уже заинтересовались этим видом транспорта и рабочая группа, в составе Минпромторга, Минтранса, Минобороны, МЧС, ФСБ и профильных конструкторских бюро и институтов разработали проект концепции развития экранопланов гражданского и военного назначения.

Концепция касается тех проблем, которые сдерживают развитие экранопланов в России. Прежде всего, развитию этого сегмента мешает неполный комплект нормативно-правовой базы. Поэтому главная задача сейчас состоит в том, чтобы привести государственные нормативно-правовые акты в соответствие с принятым Комитетом по безопасности IMO в 2002 году «Временным руководством по безопасности экранопланов» как высокоскоростных судов. Этот документ был утвержден Международной морской организацией (IMO) и Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

Также общеизвестно, что в международных документах  экранопланы подразделяются на три основных типа. «А» – это экранопланы, которые летают только над поверхностью воды за счет экранного эффекта (высота полета не более размера хорды крыла) и подняться вверх для преодоления препятствий не могут. Тип «В» – это экранопланы, которые могут кратковременно осуществлять выход за пределы экранного эффекта, так называемый «подскок», до высоты 150 метров. И тип «С» – это машины, которые могут отрываться от поверхности и осуществлять посадку с использованием экранного эффекта, а летать на высотах более 150 метров как летательные аппараты. На сегодня в России есть нормативно-правовая база только для экранопланов типа «А». Для экранопланов типа «В» такого положения нет.

Также необходимо законодательно закрепить нормы эксплуатации экранопланов, а это уже относится к компетенции Министерства транспорта. Таким образом, для того чтобы строить экранопланы, необходимо как можно скорее принять соответствующие нормативные документы.

Еще одна проблема, на которую нужно обратить внимание – это вопрос кадров и подготовки летного состава. На данный момент осталось всего четыре действующих сертифицированных пилота-испытателя экранопланов. И это на всю Россию. А имеющих опыт полетов на малых экранопланах различных проектов – ненамного больше.

Что касается сегодняшнего производства, то свои разработки ведут лишь некоторые компании, на собственные средства. К примеру, Арктическая торгово-транспортная компания намерена к 2013 году построить экраноплан «Акваглайд-30» на 30 мест, а к 2014 году – «Акваглайд-60» на 60 мест. Сейчас компания завершает продажу партии из 10 пятиместных экранопланов «Акваглайд-5».

По предварительной оценке компании, «Акваглайд-30» будет стоить порядка 3,5 млн. долларов, а окупаемость работ по его созданию составит пять-шесть лет. Это экраноплан типа «А», который сможет перевозить 28 пассажиров со скоростью 200 км в час на расстояние до 700 км при мореходности до 1,5 метров высоты волны. При этом этот вид транспорта будет значительно дешевле и главное быстрее любого корабля и уже точно превосходить малую авиацию по таким характеристикам как цена/качество/безопасность.

Также Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов «Экраноплан» прошлой осенью начала испытания экраноплана «Орион-20», которые должны завершиться к 2012 году.

Кроме того ведется разработка экранопланов для военных нужд, в первую очередь для погранвойск и каспийской флотилии.  Прошел слух, что производство военных и гражданских экранопланов может начаться в России после 2015 года, если правительство одобрит концепцию создания экранопланов нового поколения. Речь идет о линейке экранопланов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн.

Если говорить о потенциальном спросе, то согласно исследованию, проведенному Российской академией естественных наук, потребность в этих машинах была обозначена в пределах до 1,5 тыс. машин на ближайшие 10–15 лет.

Сейчас неизвестно какова будет судьба у этих уникальных летательных аппаратов. Ясно лишь одно - в мире более 10 стран занимаются экранопланной тематикой, причем ведущие страны – на уровне национальных проектов. У России есть хороший задел в разработке и производстве этих машин. Было бы глупо окончательно его растратить и загубить.

Опубликовано в рамках проекта развития: №49 Суверенная авиация.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011