Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Будущее Афганистана – общая ответственность мирового сообщества

22.02.2012 | Автор: Екатерина Туранова

На протяжении почти сорока лет Афганистан находится на военном положении. Многолетняя гражданская война и вмешательство внешних сил ослабили афганскую государственность настолько, что эксперты заговорили об Афганистане как о «несостоявшемся государстве» (failed state).

Американский фонд мира, который уже седьмой год публикует рейтинг недееспособности государств (Failed States Index), в 2011 году поставил Афганистан на седьмое место в списке стран группы риска, а соседний Пакистан – на двенадцатое. По оценкам экспертов Фонда, по параметру «легитимность государства» (legitimacy of the state) в печальном рейтинге Афганистан обгоняет лишь Северную Корею, Сомали и Чад.

Концепция несостоявшегося государства подвергается критике со стороны противников внешнеполитического курса Вашингтона, которые не без основания утверждают, что понятие failed state является одним из идеологических оснований для проведения так называемых гуманитарных интервенций. Правда, в случае с Афганистаном причинно-следственная связь немного другая. Окончательного разрушение основ афганской государственности – это не повод, а результат иностранного военного вмешательства начала третьего тысячелетия.

С момента государственного переворота 1973 года Афганистан превратился в арену кровавых столкновений противоборствующих внутренних политических сил, которые стали причиной хаоса в стране. Контроль над государственной территорией больше не концентрировался в одних руках; экономическая система превратилась в машину по обслуживанию международного наркобизнеса; сам Афганистан перестал быть субъектом международных отношений, превратившись в объект чужих геополитических игр.

Операция «Несокрушимая свобода», начавшаяся в 2001 году, фактически поставила Афганистан под контроль оккупационных войск. Десять лет операции не принесли в страну мир и стабильность, скорее, наоборот: при полном попустительстве ISAF (Международных сил содействия безопасности в Афганистане) окончательно сформировался феномен афганского наркопроизводства и наркотрафика. Именно это глобальное явление является не только угрозой международному миру и безопасности, но и главным препятствием на пути к послевоенному, а в перспективе – пост-НАТОвскому, восстановлению страны.

 Наркопроизводство в Афганистане – важнейший экономический и политический фактор, как внутри страны, так и на региональном и даже планетарном уровне.

Во-первых, Афганистан как один из двух мировых центров наркопроизводства (наряду со странами Южной Америки) – мощный плацдарм мирового наркобизнеса, по вине которого ежегодно умирают тысячи людей по всему миру. Только в 2011 году на территории Афганистана было произведено 5800 тонн опиума, большая часть которого попала на европейские и российские рынки.

 Во-вторых, наркотрафик на региональном уровне – это не только загубленные человеческие жизни, но и инструмент продвижения геополитических интересов. Сегодня США реализуют в регионе вокруг Афганистана, так называемой Большой Центральной Азии, сценарий, отработанный в Южной Америке: проникновение в силовые структуры центральноазиатских государств под предлогом борьбы с наркотрафиком, целью которого является превращение Центральной Азии в американский военно-стратегический плацдарм. Как показывает история, подобное развитие событий грозит долгосрочной дестабилизацией региона с непредсказуемыми последствиями.

В-третьих, наркопроизводство в Афганистане полностью разрушило экономику страны: существующая уродливая модель наркоэкономики жизнеспособна только в качестве механизма стимуляции производства и переработки наркосырья. Причем вопреки распространенному мнению, сверхприбыли, которые получают наркобароны от торговли наркотиками, оседают вовсе не в Афганистане, а попадают в глобальную финансово-организационную систему, не подконтрольную ни государствам, ни международным организациям.

В существующих условиях единственный способ вернуть Афганистану государственность – уничтожить наркопроизводство и связанную с ним модель наркоэкономики и построить социально-экономическую систему на новых принципах, которая сможет обеспечить комплексное развитие страны. Необходимо заменить «экспорт нестабильности», в котором обвиняют Афганистан, на «экспорт развития», который должны провести заинтересованные в судьбе Афганистана стороны.

Слабый, полностью зависимый от внешних сил Афганистан – это безвольный американский военный плацдарм, источник региональной нестабильности и героиновой экспансии. Задача мирового сообщества – не допустить превращения Афганистана в такую черную дыру, которая угрожает не только ближайшим соседям, но и - посредством героинового трафика - всему миру.

Афганистан на сегодня не имеет ресурсов для самостоятельной реализации задачи восстановления независимости и нуждается в помощи. Стоит уточнить, что под словом «помощь» подразумевается не продолжение оккупации, которая лишь усугубляет внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране, и не бессистемное вливание донорских пожертвований.

Необходим четкий стратегический план строительства экономически и политически независимого, самостоятельного Афганистана. В первую очередь, нужно восстановить базовую инфраструктуру жизнеобеспечения, которая позволит получать не менее одного киловатт-часа электрической энергии, трёх литров питьевой и десяти литров технической воды в день на каждого жителя Афганистана. Эти показатели создадут условия для промышленного и сельскохозяйственного развития,  гарантируют достойный уровень жизни населения страны.

Замена наркоэкономики новой эффективной системой должна происходить на основе реализации набора проектов развития Афганистана, касающихся восстановления ключевых сфер и отраслей: первичная индустриализация на основе восстановления советских промышленных объектов; полная электрификация страны; включение Афганистана в мировую транспортно-логистическую систему; создание новой системы ирригации; обеспечение доступа к качественному образованию и многие другие. Одновременно должна вестись планомерная борьба с наркопроизводством: от уничтожения маковых полей до применения финансовых инструментов, препятствующих отмыванию наркоденег в крупнейших мировых банках.

Претворение в жизнь проектов развития Афганистана и ликвидация наркобизнеса неразрывно связаны друг с другом и могут быть реализованы только синхронно.

Без осуществления перечисленных мер у Афганистана, как самостоятельного и независимого государства, будущего нет.

Опубликовано в рамках проектов развития: №12 Новый Средний Восток; №60 Афганская стратегия России; №65 Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности; №67 Мир и согласие в Афганистане; №93 Индустриализация Афганистана.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011