Куда наш поезд мчится?
16.09.2015 | Автор: Алена Астраханцева
В конце августа стало известно о назначении Олега Белозерова на пост главы ОАО «Российские Железные Дороги». Мнения экспертов и коллег нового главы о данном решении разделились. Одни указывают на успехи чиновника в прошлых должностях, другие отмечают, что он – не специалист в сфере железных дорог и ему потребуется немало времени, чтобы вникнуть в суть проблем отрасли. Александр Петрушин, заместитель директора Института демографии, миграции и регионального развития на своей странице в Фейсбуке также прокомментировал ситуацию.
По его словам, это очередной пример назначения своего человека, якобы эффективного менеджера, непрофессионала в данной сфере. Типичный случай современного подхода к государственному управлению.
- Александр Дмитриевич, как вы видите дальнейшее развитие отрасли?
- По сути, РЖД – это государственный монополист, отвечающий за железнодорожные перевозки в Российской Федерации. Он, как минимум, обладает одним из редких эффектов - быть заказчиком для российской промышленности. Все современные попытки исполнения, например, проекта по высокоскоростным магистралям, привлечение «Siemens» и немецких поставщиков, я считаю крайне негативной практикой. РЖД должны формировать заказ для отечественной промышленности, быть заказчиком её модернизации, но никак не выступать стимулом для импорта и обогащения тех организаций, которые находятся за рубежом.
На мой взгляд, благодаря таким назначениям будет продолжаться политика по внедрению немецкого «Siemens», французского «ALSTOM». Все решения и дальше не будут отвечать задачам политики импортозамещения. Сегодня нужно своими силами разрабатывать передовой подвижной состав, как было начато в конце 80-х годов со скоростным поездом «Сокол - 250».
- В каком соотношении находятся сейчас российские и иностранные разработки на наших железных дорогах?
- Магистральные тепловозы, электровозы все-таки, по большей части, отечественного производства. Тоже не худшая практика. Есть примеры разработки современных двигателей с участием зарубежных партнеров. Это не отверточное производство, но все-таки это и не хай-тек. То, что хотят сделать с ВСМ «Москва-Казань», очень вредно, если смотреть со стороны российской промышленности. Мы, дай Бог, заработаем на укладке шпал и рельс… Ключевое – это иностранная начинка и иностранные поезда. Наши инженеры и проектировщики даже не получат задачу «поломать» голову над чем-то новым, молодежь не получит новые интересные рабочие места, промышленность не получит задачу модернизировать свои производственные мощности. Долгосрочных перспектив развития, соответственно, никаких не будет.
- А наша промышленность и наши инженеры, вообще, готовы к таким заказам, если бы они поступили от государства?
- С тех пор как закрыли проект поезда «Сокол - 250» таких задач не ставится. Хотя в Новочеркасске есть профильный Всероссийский НИИ Электровозостроения. Процитирую выдержку из ежеквартального отчёта НИИ из раздела «Отраслевые риски»: «Отраслевой риск оценивается как высокий в связи с отсутствием прогресса развития экономики в промышленности. Модернизация тягового электроподвижного состава тяжелой промышленности на внутреннем рынке затягивается и имеется риск снижения востребованности услуг по испытаниям локомотивной научно-технической отраслевой продукции ОАО "ВЭлНИИ"». Какие ещё нужны комментарии?
- Что должно произойти, чтобы у нас появились свои разработки, какие ресурсы для этого нужны?
- Должны ставиться задачи с самого верха, мы должны обладать компетенциями. Здесь и фундаментальная, и прикладная науки, опытно-промышленное экспериментальное производство и серийное производство – без восстановления всей этой цепочки невозможно своими силами наращивать знания, навыки, трудовые капиталы.
- А у государства есть на это финансы?
- Деньги-то есть, другой вопрос, что цели нет. Управленческая верхушка не желает эти цели формировать и ставить. Пока ещё действует политика того, что мы все купим на Западе.
- Не так давно шли разговоры о строительстве ВСМ между Москвой и Пекином. Насколько это возможно в ближайшее время и кто будет главным инвестором?
- Да, разговоры такие были. Я убежден, что инвестиции будут все китайские, с их технологическим надзором и проектами. Мы же со стороны будем смотреть на этот проект. В результате - это снова отток денег из Российской Федерации, причём прибыльность проекта под большим сомнением.
- Почему тогда государство соглашается на такие условия и не привлекает российских инвесторов?
- Российские инвесторы могли бы быть, но должны быть российские интересы и соответствующие задачи. Поставить задачу разработки своего подвижного состава – ничего не стоит. Восстановить свою конструкторскую школу, взять тот опыт, который был наработан. У нас есть профильные НИИ, которым нужно ставить задачу, нужно финансировать эти научные разработки, тогда можно все сделать самим. Под Российскую политику придут Российские инвесторы.
- Есть ли у АНО ИДМРР проекты развития и разработки в данном направлении?
- В железнодорожном направлении есть предложения по вводу в обращение локомобилей. Автомобили и автобусы на колесном ходу дооборудуются железнодорожными элементами, чтобы встать на рельсы и двигаться по железной дороге. Эта же машина может ехать по обычной дороге. Мы считаем данный проект перспективным и намерены его продвигать.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)