Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Легпромовская артикуляция

02.09.2015 | Автор: Андрей Лукьянчиков

Президентская констатация

7 марта 2013 года, находясь с рабочим визитом в Вологде, Президент России Владимир Путин провел отраслевое рабочее совещание, связанное с давно затянувшимися проблемами отечественной легкой промышленности. На этом крупном мероприятии было поднято много действительно злободневных и значимых вопросов.

Президент страны безоговорочно признал, что ситуация в легкой промышленности остается весьма сложной. Доля местной продукции на общем легпромовском товарном рынке России, с президентских слов, составляет всего четверть (25 %), а по текстилю российская доля еще меньше – всего лишь 20 %. Следует дополнительно признать, что эти очень серьезные рыночные перекосы не возникли на ровном месте, они далеко не новы. Глубокий структурный кризис в отечественном легпроме длится уже третий десяток лет(!), но его только сейчас по-настоящему начали замечать. Как это не странно, на общефедеральном уровне до сих пор ничего толком не делалось по активной защите местных товаропроизводителей и потребителей от практически либеральной торговой экспансии извне, в том числе и от навязчивого изобилия низкопробного зарубежного ширпотреба. На российском рынке текстильных товаров по-прежнему в огромных объемах присутствует разнородный контрафакт, нанося большой урон и перерабатывающей промышленности, и экономике в целом. Все более жестко вытесняет с местного рынка отечественные товары нескончаемый поток контрабанды. По оценочным данным объем незаконно произведенной и ввезенной в Россию продукции составляет более 1 трлн. рублей.

О промышленно-торговым беспределе, буквально захлестнувшем экономику страны, красноречиво говорит такой факт. В январе нынешнего года в России была создана новая специальная структура - госкомисия по противодействию незаконному обороту продукции и по борьбе с контрафактом. Как она себя проявит, каких результатов достигнет – покажет время. Но совершенно очевидно одно: нынешнее правительство оказалось совершенно бессильным в предотвращении этого вида беззакония. Вот и пришлось в итоге прибегать к чрезвычайным и непопулярным мерам.

Во время вологодского текстильного совещания президент страны совершенно справедливо заявил, что в данной кризисной ситуации «нужен настоящий прорыв по всей производственной цепочке: от изготовления сырья до выпуска и реализации готовой продукции».

Да, все верно. Прорыв действительно нужен, давно нужен! Как минимум, лет двадцать – двадцать пять.

Тогда, весной 2013 года, обсуждая проблематику российского текстиля, президент верно заметил, что отрасль срочно нуждается в ускоренном развитии, серьезном обновлении основных фондов, существенном увеличении производительности труда.

Да, нельзя с этим не согласиться. Но ведь основные фонды в легпроме практически не обновляли в течении четверти века! Почему раньше этого не замечали? Хорошо, что хоть сейчас заметили. Но плохо то, что столь значимую проблему публично озвучили лишь тогда, когда от некогда мощной и эффективной отечественной легкой промышленности практически ничего не осталось.

Коснулся президент страны и темы сырьевого обеспечения отрасли. Не осталась без внимания также необходимость разработки и внедрения новых технологий. Была поднята и проблема кадрового обеспечения отрасли.

Давно закончилось вологодское мартовское (2013 года) совещание – два года прошло, но заявленный на нем легпромовский ускоренный прорыв так до сих пор и не состоялся. Он даже, откровенно говоря, и не начинался. Создается такое впечатление, что про то ответственное выездное мероприятие в стране дружно подзабыли. Ситуация же в легкой промышленности, надо заметить, с тех пор в лучшую сторону принципиально не изменилась, а на многих подотраслевых направлениях даже продолжился спад товарного производства.

Премьерское поручение

Спустя полтора года после того президентского совещания, 31 октября 2014 года, находясь с рабочим визитом в г. Иваново, теперь уже Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел очередное открытое выездное заседание по проблемам, за долгие годы накопившимся в отечественной легкой промышленности.

Данная поездка в текстильную «мекку» России была, вне всякого сомнения, предельно целевой, а программа пребывания - максимально насыщенной. Там, как и положено в таких случаях, обсуждалось много злободневных проблем и задавалось столь же много сложных и неприятных вопросов, а в процессе открытого обсуждения делались ответственные заявления и давались различные поручения.

Так, в частности, по результатам ивановского совещания было принято очередное правительственное решение о развитии легкой промышленности (резолюция от 31 октября 2014 г., №ДМ-П9-84пр). Сразу следует заметить – весьма интересное по своему содержанию.

Согласно подписанного премьером поручения, состоящего из пятнадцати пунктов, правительственным министрам предписывалось в срок до конца I квартала 2015 года в неотложном порядке решить ряд важных, с точки зрения премьера, вопросов. Ответственными за исполнение этого «текстильного» документа назначались совершенно разные министры медведевского кабинета: Силуанов, Мантуров, Улюкаев, Федоров, Новак, Шойгу, а также руководители ряда федеральных служб и агентств.

Следует отметить, что отдельные тезисы этого поручения выглядят совершенно уместными и актуальными, но, учитывая масштабность и глубину легпромовской проблемы, сам документ в целом смотрится откровенно слабо. Данное поручение, увы, не отличается многофункциональной антикризисной конкретикой, крайне необходимой в нынешней архисложной ситуации, не отличается специально разработанным системным подходом, направленным на начало широкомасштабного развития легкой и текстильной промышленности. Краткий правительственный документ обобщает в себе какой-то странный набор разного рода наспех составленных мотивационных рекомендаций: и стратегических, и тактических, и даже частных. Все вперемежку. По сути дела, там сконцентрирована небольшая выборка из ранее излагавшихся властных намерений и пожеланий. Причем, так на практике ранее и не реализованных. Все словно повторяется по второму, третьему, четвертому кругу.

Например, Председатель Правительства поручает своим министрам «проработать вопрос о предоставлении долгосрочных кредитов для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых отечественными предприятиями текстильной промышленности».Да, но где эти инвестиционные проекты, поднимающие и развивающие целую отрасль? Их попросту нет! Отрасль – вся в руинах!

Мало того, не следует забывать, что нынешняя банковская кредитная политика носит откровенно разорительный характер для промышленного сектора отечественной экономики. О запредельно высоких ставках хорошо знают студенты вузов и даже старшеклассники общеобразовательных школ. На таких сверхдорогих процентных ставках любое текстильное предприятие опустится ниже уровня рентабельности, оно попросту не сможет выжить. Даже ныне предоставляемые крохотные государственные компенсации тут не помогут.

Выдача столь дорогих кредитов выгодна разве что банковскому сектору экономики и спекулянтам, но не местным товаропроизводителям. Государство в данном конкретном случае готово приоритетно поддерживать банковский сектор, активно помогая продвигать на рынок их сверхдорогие кредиты, когда мощная целевая поддержка в срочном порядке требуется промышленным предприятиям, аграриям и сельхозпереработчикам.

Еще один пункт все из того же октябрьского премьерского поручения. В нем предлагается «проработать вопрос об использовании существующих механизмов предоставления государственных гарантий для долгосрочного кредитования инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств». Но ведь в том то и дело, что нормальных механизмов по предоставлению госгарантий для масштабных общеотраслевых проектов нет. Легкая промышленность переживает многолетний инвестиционный кризис. Стремительно сокращаются производственные мощности. Новые крупные и средние производства давно не создаются. Технологическая модернизация и техническое перевооружение, за крайне редким исключением, - практически забытые у текстильщиков понятия.

В октябрьском поручении премьер-министр настоятельно требует от министров «подготовить перечень приоритетных проектов» для развития российского легпрома. В этом лаконичном тезисе, как ни странно, находится и убедительный ответ. Все это лишний раз подтверждает, что никаких успешно работающих проектов развития до этого не существовало – они числились только на бумаге. О подготовке проектов опять вспомнили и спешно заговорили только сейчас.  То есть все опять начинается с начала.

Далее премьер предлагает «провести анализ действующих технических условий на предмет их соответствия материалам для военной одежды и обуви». Допустим, что в данный момент в этом действительно появилась острая необходимость, и, по всей видимости, такой анализ в ближайшее время будет обязательно сделан. Но, как и следует полагать, после любой важной аналитической проработки в обязательном порядке должны последовать конкретные практические действия. В противном случае эта спонтанно затеянная документальная аналитика останется обыденной кабинетной суетой. Очень важно, чтобы не оказалось так: ответственные министерские чиновники просто заменят одни технические стандарты и условия на другие. Просто подредактируют и перепишут старые документы, и на этом будет поставлена точка. Ни легкой промышленности, ни армии от этого в итоге не станет лучше и легче. Никакого развития в итоге не получится.

Вполне уместен и еще один вопрос: почему в данном случае речь идет исключительно об одежде и обуви для военных? Почему столь скуден перечень предполагаемых мер и список потенциальных заказчиков? Ведь специальной одеждой ежедневно пользуются все без исключения сотрудники МВД, МЧС, Минздрава. Униформой и спецодеждой пользуются сотрудники всех видов общественного транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), а также сотни тысяч работников промышленных, торговых, коммерческих предприятий. В этот перечень унифицированных товаров можно было бы добавить комплекты форменной одежды для школьников и спортивную форму для национальных и региональных команд. К тому же, и это не следует забывать, в России проживает более 146 млн. человек. Каждый из них - потенциальный потребитель отечественного легпрома (все виды одежды, обуви, нательного белья, постельных принадлежностей и пр.). Сюда же можно добавить мебельную ткань, гардинные полотна, а также многие и многие виды специальных тканей и нетканых изделий.

По результатам своей поездки премьер-министр поручил также «продолжить работу по созданию в Ивановской области производства полиэфирных волокон и нитей». Да, предприятие по производству полиэфирного волокна необходимо. В любом случае – это развитие, которое нельзя не приветствовать. Лучше на месте перерабатывать углеводороды, повышать добавленную стоимость продукта, при этом еще и производя сырье для российских текстильных предприятий. Все это лучше, чем круглосуточно качать газ и сырую нефть за рубеж. Но сразу же следует отметить, что этот газпромовско-сибуровский протекстильный проект далеко не нов. Хвастаться тут нечем. Между прочим, в процессе его реализации, несмотря на объявленную в стране политику импортозамещения, на данном производстве будут, скорее всего, внедрены все те же старые зарубежные технологии и установлено зарубежное оборудование. Этот проект ранее уже был включен в государственную программу «Развитие промышленности и повышения ее конкурентноспособности», а также в «Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса  на период до 2030 года». Российский текстиль от полной деградации такое предприятие не спасет.

Еще одна немаловажная деталь. На сегодняшний день полиэфирное волокно и нити импортируются в Россию из Китая, Южной Кореи, Белоруссии, Индии и других стран. Всего в этом списке более двадцати стран-поставщиков. Проблематика вот в чем: планируемый к строительству новый завод в Ивановской области не сможет компенсировать даже небольшой части нынешнего импорта полиэфирного волокна. К тому же надо учитывать, что некоторые ныне действующие российские предприятия, производящие аналогичную продукцию - полиэфирное волокно и нити, до сих пор загружены не на полную мощность, а некоторые, к великому сожалению, влачат откровенно жалкое существование. Не секрет, что в условиях нынешней либеральной экономики их производственными и рыночными проблемами никто из властей никогда не занимался, со своего внутреннего рынка их жестко выдавливали более успешные зарубежные конкуренты. Об этом в министерских кругах, видимо, принято не говорить.

И еще один очень важный комментарий по поводу предполагаемого строительства нового предприятия по производству полиэфирного волокна. Все дело в том, что в настоящий момент отечественный легпром в еще значительно большей степени нуждается в восстановлении сырьевой базы натуральных волокон. Наиболее проблематичная ситуация сложилась в льноткачестве и в шерстоткачестве. Все последние годы объемы производства льноволокна в стране стремительно сокращались. Было ликвидировано несколько льнозаводов. Устойчиво падали и объемы производства шерстяного волокна. К тому же после развала Советского Союза у России существует тотальная зависимость от импортных поставок хлопка. Именно эти три вида натурального сырья (хлопок, шерсть, лен) являются в легкой промышленности ключевыми. Без собственной сырьевой базы возрождение текстильного производства в стране просто немыслимо.

Далее премьер предложил правительству «проработать вопрос запрета на вывоз сырых шкур с территории России». Тут сразу следует отметить, что к возможному процессу стратегического развития отечественного легпрома данная инициатива не имеет никакого отношения. Таким образом правительство решает совершенно другие проблемы. Дело в том, что по действующим условиям ВТО в настоящее время снизилась экспортная пошлина на эту сырьевую товарную группу, а падающий курс рубля начал дополнительно стимулировать экспорт. Если в этой ситуации не принимать радикальных мер, то из страны мгновенно вывезут весь кожевенный полуфабрикат и сырье за бесценок. Переработчики и производители останутся ни с чем. Окончательно рухнут производства.

Перспективного развития в этом подотраслевом направлении как не было, так и нет. С момента вступления в ВТО производство кожи сократилось на 10,5%, а производство кожгалантерейных изделеий - на 20%.

Следует поподробнее остановиться еще на одном пункте премьерского поручения. Вот цитата: «Рассмотреть возможность проектного сотрудничества с предприятиями легкой промышленности Беларуси и Казахстана».

Возможность такую рассмотреть, конечно же, можно. Но на сегодня новых крупных межгосударственных проектов пока нет. Промышленное и торговое сотрудничество ведется в основном в частном порядке.

Проекты проектами, а вот поучиться у белорусских руководителей есть чему. Именно с этого и надо начинать.

В Республике Беларусь не существует олигархов и плутократов, в белорусской экономике отсутствует либеральный хаос. Там государство и создает, и работает, и контролирует, и требует, и помогает, и защищает.

Небольшой пример, характеризующий белорусскую льняную подотрасль и  белорусскую сырьевую базу. В Республике Беларусь успешно работают 36 льнозаводов, 148 сельскохозяйственных организаций всех категорий, 7 льносеменных станций и 5 экспортно-сортировочных льнобаз. Все указанные предприятия равномерно размещены по территории республики – они сосредоточены во всех ее шести областях. Везде превалируют порядок и деловитость. Трудовые коллективы с обоснованным оптимизмом смотрят в будущее. Процесс развития находится под контролем государства и местных органов власти. Из бывших советских предприятий не выжимают последние соки. Наоборот, белорусские льнозаводы постоянно технологически совершенствуются и технически перевооружаются. Так, в ближайшее время планируется модернизировать сразу 6 льнозаводов. Результаты работы белорусских льноводов и переработчиков говорят сами за себя. По показателю валового производства льноволокна Республика Беларусь занимает 2-е место в мире, лишь совсем немного уступая первую позицию традиционно сильной Франции. До сих пор успешно работают и белорусские прядильщики, и ткачи, и швейники, и обувщики. Полностью обеспечен свой потребителель. Впечатляют объемы экспорта белорусских текстильных товаров, швейной продукции и обуви. С целью защиты собственного рынка рационально оптимизирован импорт.

В октябрьском премьерском поручении говорится также о необходимости «продолжить работу по разработке системы идентификации продукции легкой промышленности». Все верно, унифицированная система действительно нужна. О ней много лет настойчиво говорят российские производители. Возникает только вопрос: почему эта «работа по разработке» все продолжается и продолжается? И опять ее рекомендуют в очередной раз лишь продолжить, но не закончить. Хотя, давно пора бы и внедрить для пользы дела полностью завершенную и разработанную систему. Все возможности для этого существуют.

В своем октябрьском поручении премьер-министр потребовал «представить на рассмотрение новую редакцию «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года».

Поразительно, но сколько можно редактировать эту стремительно устаревающюю «Стратегию развития легкой промышленности...». Не за горами срок ее завершения, а она до сих пор не работает. Этот текст без устали доделывают и дорабатывают аж с 2009 года! Практически все заложенные в эту «Стратегию...» региональные пилотные проекты потерпели полное фиаско, многие из них по-настоящему и не начинались. За период новейшего «стратегического развития» практически все отраслевые показатели опустились настолько, что сама «Стратегия...» стала в итоге малоактуальной, а вот для планового масштабного развития находящейся в критическом положении российской легкой промышленности не сделано за это время ничего конкретного.

Можно сколь угодно долго комментировать то премьерское поручение и его оптимистичное напутствие на очередную попытку казалось бы столь желаемого возрождения отечественного текстиля, но судить, как и положено, следует исключительно по реальным делам.

И еще. Вот что явно выделяется из сравнительно небольшого и не совсем конкретного текста правительственного поручения. Сплошь и рядом в этом документе присутствуют уже давным давно набившие оскомину рекомендательные наставления: подготовить, представить, продолжить...

Минторговский разворот

С наступлением 2015 года года подготовка анонсированных ранее так называемых прорывных мер и всевозможных стратегических инициатив стала явно пробуксовывать, а вскоре этот псевдоразвивательный процесс пошел совершенно в обратном направлении. Вся министерская программа так называемого легпромовского развития оказалась полупустотой, писаной по пресловутым либерально-рыночным лекалам. Если еще конкретнее, то никакой федеральной стратегической программы разработано вовсе не было.

Вместе с этим, в январе текущего года, то есть спустя неполных три месяца после принятого правительственного решения, Минпромторг РФ презентовал лишь так называемую подготовку мер государственной поддержки для предприятий легкой промышленности, и сделал это с весьма странной оговоркой: чтобы не допустить закрытия предприятий (!).

Два года высшие государственные руководители на высоких совещаниях публично говорят о необходимости прорыва, о крайне важной необходимости развития отечественной легкой промышленности, и за два года, к сожалению, так ничего не было сделано для этого многократно заявленного развития. Пока все ограничивается лишь изрядно затянувшейся подготовкой.

Закончился первый квартал 2015 года. Истек срок, оговоренный в октябрьском правительственном поручении. Разумеется, самым естественным образом возникает вполне закономерный вопрос: что сделано? Ответ вполне очевиден.

Прошло уже целых пол-года после пресловутого ивановского правительственного совещания, но ни о каком масштабном отраслевом развитии теперь и речи больше не идет. Если публично и говорят ответственные чиновники, то в их словах слышится скорее робкий призыв о спасении и сохранении пока еще работающих текстильных комбинатов и ткацких фабрик.

Для подтверждения вышеизложенного достаточно привести один весьма красноречивый пример. Во время работы последнего Гайдаровского форума заместитель Министра промышленности и торговли В. Евтухов, занимающийся в министерстве координацией деятельности легкой промышленности, сделал весьма оригинальное заявление. Буквально это звучало так: «Придется, может быть, забыть об инвестициях в техническое перевооружение, об инвестициях в новое производство и сосредоточиться прежде всего на том, чтобы пополнить свои оборотные средства, чтобы не остановить предприятия, чтобы пережить этот период и адаптироваться ...».

Трудно понять, о каком «этом периоде» идет речь. Ведь совершенно очевидно, что разрушение отечественной легкой промышленности происходит в течении последних двадцати пяти лет. Четверть века ничего не развивалось! Между прочим, процесс отраслевой деградации перманентно и безостановочно протекал и протекает на виду у всех ранее действовавших и ныне действующих постсоветских правителей.

Еще труднее понять, к чему и каким образом промышленников призывают адаптироваться. Может быть к кабальным условиям ВТО. Но ведь еще до вступления в эту международную структуру каждому здравомыслящему человеку, тем более специалисту было понятно, что для российских текстильщиков это вступление - смерти подобно.

Может быть во властных кабинетах навязчиво призывают адаптироваться к новейшим проблемам - западным санкциям. Но к ним совершенно бессмысленно приспосабливаться, и конечно же не следует давать таких странных приспособленческих советов. Надо просто развивать и реально совершенствовать свою родную экономику, особенно ее промышленный сектор и сельское хозяйство. Альтернативы этому нет!

Из публичных высказываний заместителя министра становиться очевидным лишь одно – ни о каком долгосрочном плановом развитии легпрома сегодня не может быть и речи. Главное - приспособиться, выжить, сохраниться.

Казалось бы, прозвучала и небольшая надежда в высказывании замминистра. Г-н Евтухов, в частности, заверил, что и в дальнейшем будет продолжено субсидирование на возмещение части затрат, необходимых на уплату процентов по кредитам при осуществлении закупок сырья и материалов, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на техническое перевооружение.

Звучит красиво, но никакой серьезной выгоды для общего планового развития отрасли от такой помощи нет.

Во-первых, объем потенциально возможных субсидий в пересчете на одно предприятие легкой и текстильной промышленности является символическим. Все это – унизительные крохи. Во-вторых, вероятность получения этих субсидий крайне мала. Их доступность крайне ограничена. В-третьих, субсидии эти работают скорее на банковский кредит, на ростовщика, чем на помышляющего о развитии промышленника. В-четвертых, условия для получения кредитов носят поистине кабальный характер. В-пятых, банковские кредитные ставки настолько высоки, что производственная деятельность кредитополучателя неизбежно становится нерентабельной. Об этом уже говорилось выше.

Упрямые факты

Вот так и получается. Высокие совещания периодически происходят и происходят. О проблемах отрасли открыто говорят, обсуждают всевозможные проблемы, даже дают поручения. Но при всей при этой совещательной активности ничего путного в отечественной легкой промышленности до сих пор не происходит. Слова есть, а дела не делаются. Планов нет, стратегия не работает, масштабное развитие не начинается. По многим направлениям до сих пор происходит достаточно серьезное падение объемов производства.

В качестве наиболее наглядного примера можно остановиться на самом текстильном, если так можно выразиться, регионе России. В Ивановской области, по итогам работы за 2014 год, общий объем выпуска продукции местного легпрома сократился на 3,5%. В области был отмечен лишь рост производства некоторых видов швейных изделий: костюмов (на 12,6 %) и постельного белья (на 2,9 %). Если посмотреть отдельно на текстильную составляющую, то там произошло снижение на 6,1%. Объемы производства пряжи уменьшились на 14,8%. Объемы производства хлопчатобумажных тканей сократились на 8,6%, льняных – на 13,3%, а нетканых материалов – на 18,9%. Производство трикотажных полотен и изделий снизилось на 6,8 %, а производство одеял и пледов – на 3,5 %.

Цифры, что называется, говорят сами за себя, убедительно отвечая на все чаще и чаще раздающиеся вопросы о результативности принимаемых мер по спасению российского легпрома. Совещательных инициатив много, всевозможных прожектов, деклараций и презентаций еще больше, а необходимых результатов нет. В таких условиях вероятность долгожданного легпромовского прорыва по-прежнему остается под вопросом.

Источник: Завтра, опубликовано 13 мая 2015 г.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011