Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/0568/
Юрий Крупнов принял участие в выездной аграрной секции МЭФ «Костромская мечта глазами аграриев»
29.07.2015 | Автор: Юрий Крупнов
Выступление Юрия Крупнова, председателя Движения развития, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, члена Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА на выездной аграрной секции МЭФ «Костромская мечта» глазами аграриев», 24 июля 2015 г.
СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Дорогие друзья!
Мне поручили вести выездную аграрную секцию Московского экономического форума по теме «Костромская мечта глазами аграриев».
Мне кажется, что это очень хорошая традиция Московского экономического форума не только проводить специализированные секции и за три года, на сколько я знаю, было проведено более 40 специализированных секций. Но для Московского экономического форума, как для подлинной Москвы, столицы, очень важно выезжать на место и проводить секции на месте, здесь, в Костроме. В Костроме это уже вторая секция: 19 мая этого года был проведен молодежный форум «Костромская мечта глазами молодежи», сегодня – аграрная секция, аграрный форум «Костромская мечта глазами аграриев». И я со своей стороны хочу поблагодарить лично Константина Анатольевича Бабкина, как сопредседателя МЭФ, так и на сегодня здесь отсутствующих, двух замечательных сопредседателей Академика Российской Академии Наук Руслана Семеновича Гринберга и ректора нашего главного университета страны, Московского государственного университета Виктора Антоновича Садовничего за то что они три года назад запустили эту глобальную программу Московского экономического форума, и мы имеем возможность принимать в этом участие.
В виде краткого вступительного слова я хочу сказать, что для меня значит «Костромская мечта», почему мечта. На мой взгляд, сегодня, 25 лет после развал СССР, очень важно мечтать, очень важна мечта, именно «Костромская мечта». Почему? Не потому что это отлет от реальности. Наоборот, все предыдущие 25 лет под разговоры о реализме, рыночно-конкурентном интересе, жлобском интересе, который спасет Россию, 25 лет показали, что все, вроде, такие «сурьезные», не мечтают и без идеала, а вокруг нас зарастают поля, поэтому, мне кажется, все начинается в России всегда с мечты, с идеала. И мы все, каждый из нас, я уверен, я знаю здесь большинство присутствующих, мы все, на самом деле люди, служащие идеалам, служащие ценностям, служащие нашей России. Не начнем мечтать, так и будем деградировать, как эти 25 лет. Я считаю, что именно мечта сегодня – важнейший посыл. Очень важно, что МЭФ не боится мечтать, выступая против неолиберальной экономической модели и делом, и выдающимися экспертами, показывает совершенно другую экономическую модель, которую мы должны в стране организовать и перейти к этой модели.
Я хотел бы сразу подхватить тему с одной стороны неожиданную, мы не готовились, а с другой стороны очень точную, которую задал Константин Анатольевич: А что с нами случилось? Мне кажется. Что если мы не отрефлексируем, не осмыслим, а что же произошло за эту четверть века? Четверть века… Понимаете? Гражданская война страшная, через двадцать лет – Вторая мировая война, а мы уже готовы были, и трактора шли тысячами, десятками тысяч в деревню, а сейчас прошло четверть века, мы все ждали: ну, вот 90-е годы, вот 95-е, вот дефолт, вот начало нулевых, вот уже конец нулевых, вот нефть пошла дорогая, как хорошо. И здорово, действительно, мы хоть чуть-чуть приоделись, так сказать, что-то подлатали, отремонтировали, но жить-то мы не начали…И мне кажется. Что вопрос основной: что с нами случилось? И мой ответ эмоционально очень простой, что мы поддались все вместе, и я где-то, хотя я и 30 лет назад выступал против этого курса…Но мы поддались этой легкой идее, что есть абстрактный рынок, есть абстрактные экономисты, они все исправят, все сделают, все организуют. И, в общем-то, мы подошли практически к краху. 400 тыс га, зарастающих кустарником, березками, осинками не просто земель сельскохозяйственного значения, а пахотных земель. То есть специально подготовленных трудом наших отцов, матерей, дедов, бабушек. Подготовленных нам, а мы все это взяли и бросили. Сумасшедшие ресурсные вклады, страшные годы войны, совершенно в другом энергетическом вооружении, за копейки люди поднимали эти земли. А мы пришли с такой нефтью, больше, чем 100 долларов было, и все бросили. И нам нужно это осмыслить и понять. Что так дальше жить нельзя.
Нам в ближайшие, к сожалению, год, два, три, четыре надо эти четверть века нагонять, восстанавливать, отрабатывать то, что мы не доработали в предыдущие годы. А что такое 400 тыс га? Это просто. 400 тыс га – это значит крупный рогатый скот сократился в 10 раз, молоко, только официально, с нулевого года в два раза меньше производится в Костромской области. То есть только за последние 15 лет, я уж не беру провал в 90-е годы. Лен только с нулевого года в 10 раз меньше, а если взять 84 год, когда было 35 тыс га подо льном, а в прошлом году было 340… в 100 раз меньше. В областной администрации говорят, что льну здесь не очень хорошо. То есть в 16 году, когда Россия на БКЛМ вырабатывала ткани и производила 80% всего льна в мире. И создавалась Третьяковская галерея, у братьев Третьяковых, владельцев БКЛМ, на костромском льне пол-Москвы было скуплено доходными домами. А сегодня у нас лен, оказывается нерентабелен…лен неперспективен…ему не подходят условия Костромской области. То есть 400 тыс га – это севооборот, кормовые культуры, молочка, животноводство – почти нет, лен – почти нет, овощи – почти нет. Поэтому, мне кажется, это и есть конкретная программа совершенно понятная и очевидная. БКЛМ, скажет еще Виктор Афанасин, как я его называю, хранитель льна, скажет еще лучше меня. Но я поразился, когда узнал, что в Костромской области, где на сайтах пишут «Столица льна», оказывается на БКЛМе всего 2% этого льна Костромского, остальное приходит с Алтая или с Беларуси. Вот нам повод задуматься, вот – конкретные вещи, что с нами случилось: бросили землю, земля, соответственно, ничего не дает, а на что мы собираемся жить? Мы что думаем, вечно нефтедоллар будет под тысячу и так далее?
Второй момент – возникает вопрос, что мы предлагаем и, вообще, что мы тут делаем? «Почему Кострома?» - мне все задают вопрос. А один мне сказал, это я цитирую: «Более доходяжной области трудно найти в Российской Федерации. И вас, конечно, угораздило попасть в Кострому». Мне говорят, как москвичу, хотя я давно Кострому знаю и люблю. У нас все-таки совершенно парадоксальная, другая стратегия. Мы не верим в эти псевдорыночные, потому что рынок на Западе – это совершенно другое, в эти псевдорыночные бредни мы не верим, в эту неолиберальную модель мы не верим. Мы считаем, наоборот, нужно начинать с самой сложной ситуации, с самой сложной территории. Если здесь мы покажем феномен развития, если здесь люди увидят, что мечта сбывается, тогда у нас уже будет возможность делать все по модели Костромской области. Например, в той же Ярославской области, которая на фоне Костромской выглядит Клондайком можно будет делать все уже запросто по модели Костромской области. Поэтому наша парадоксальная стратегия такова: поднимем Северо-восток Костромской области, самый брошенный, самый тяжелый – поднимем Костромскую область, поднимем Костромскую область – поднимем Нечерноземье, поднимем Нечерноземье – поднимем и спасем Россию. Эта вещь может кому-то не нравится. Нам говорят: «Мечтатели, фантазеры». Ну, да, а реалисты с «сурьезными» физиономиями убивают 25 лет страну и нас. Они все – серьезные реалисты… Поэтому реалисты – те, кто могут мечтать и видеть будущее. По мечтам: вы знаете, мне даже стыдно в Костромской области уговаривать по поводу Нечерноземья и Костромской области. Костромская область дала министра сельского хозяйства РСФСР Флорентьева Л.Я. в 1965 году, когда Брежнев его в пику Хрущеву отставленному назначил министром сельского хозяйства РСФСР. Дала гениальную советскую программу подъема сельского хозяйства Нечерноземья в 1974 году. А Флорентьев Леонид Яковлевич был первым секретарем Костромского Обкома с 1956 по
И последние два момента. Конечно, как Константин Анатольевич сказал, на мой взгляд тоже, самое главное выделил, это вопрос молодежи. Я выступал в вашей Сельскохозяйственной академии, я все время встречаюсь с молодежью, с замечательными ребятами. Не смотря на все эти годы безвременья, молодежь у нас прекрасная. Но мы не должны ее бросить, условно говоря, в 50-е годы, в деревню. Мы ей должны дать достойные условия, создать инфраструктуру сельского развития, должны сделать все, чтобы молодежь чувствовала себя не в отсталой ситуации, а, наоборот, в форвардной ситуации, в передовой ситуации, в авангардной. Поэтому нам нужен другой способ жизни. Я вот говорю: авиатизация. Выступаю в Шарье, мне местный депутат говорит: «Да, что вы? Летать очень дорого». Из Шарьи 25 лет назад 8 раз в день летали в Кострому, а сегодня, в этом году совсем перестали летать, потому что дорого, говорят. «Мы серьезные люди, мы посчитали – дорого!»… Вот дураки-то были 25 лет назад, не умели считать…бензин помножить на километры. И понимаете, возникает-то вопрос: Если не будет авиации, не будет полетов, куда молодежь без дорог? Мы что заткнем ее куда-то далеко? Она что там будет выживать? Нет! Поэтому нужно и летать, и нужны нормальные дома для молодежи. И это все надо делать предметом государственной программы подъема Нечерноземья. Я уверен, что наш форум сегодняшний, короткий по времени, но я надеюсь, что он создаст сообщество развития Костромской области, сельского развития, создаст новые условия для того, чтобы двинуться вперед. Хватит вымирать! Хватит деградировать! Пришло время развития!
Спасибо!