А что, собственно, с легкой промышленностью?
14.07.2015 | Автор: Эксперт
«Как будто в стране не живет 140 миллионов человек
Более подробно о стратегии «Эксперт» напишет в последующих номерах, сейчас хочется сказать об общем впечатлении.
Это важный документ для отрасли, традиционно ожидающей от властей помощи и участия в ее судьбе. Удивляет выбор стратегических целей: «увеличение вклада отраслей легпрома в ВВП с 0,9% до 1,5%» (что вряд ли может служить ориентиром, поскольку эта доля может меняться в зависимости от экспортных цен на российские товары, независимо от успехов в реализации стратегии); «обеспечение стратегически значимых отраслей технологичной текстильной отечественной продукцией с высокой добавленной стоимостью» (речь идет прежде всего об обеспечении оборонных и тяжелых отраслей промышленности специальными видами текстильных материалов); «сохранение и поддержка занятости в отрасли путем создания рабочих мест с высокой производительностью труда и частичного перемещения рабочей силы из сегментов с низкой производительностью» (что такое «сохранение, поддержка и частичное перемещение» в качестве цели, непонятно).
Как следует далее из документа, очевидным приоритетом данной стратегии является создание индустрии по производству полиэфирных волокон и технических тканей, а также спецодежды. Собственно, на это в ближайшее время и будут направлены основное внимание и деньги. Объясняется этот выбор несколькими причинами: нашим страновым конкурентным преимуществом — наличием сырьевой базы (продуктов нефтехимии), большого рынка сбыта при низкой доле (порядка 20%) текстиля отечественного производства, значением выпуска технического текстиля для многих стратегически важных отраслей промышленности, а также экспортным потенциалом этого направления. Безусловно, важный и нужный для страны сегмент отрасли, который мы, как нефтяная страна, обязательно должны развивать. Странно, что мы этого не делали до сих пор. Но это всего лишь отраслевая ниша, объем которой в несколько раз меньше рынка товаров легкой промышленности, предназначенных для личного потребления граждан. И поэтому хочется спросить: а что, собственно, с легкой промышленностью?
А к традиционной легкой промышленности подход следующий: мы же нефтяная страна, а нефтяные страны традиционную легкую промышленность не развивают. Что хоть как-то теплилось, то, может, и выживет, а что не развивалось, то, значит, неконкурентоспособно, и поддерживать его не нужно. А нужно в лучшем случае осуществлять «частичную локализацию» производства, например создавая автоматизированные, роботизированные производства с минимальным количеством занятых и высокой производительностью труда, потому что труд в легпроме — низкооплачиваемый, в Китае и Бангладеш он все равно дешевле, да и люди не хотят в отрасли работать.
Отчасти это, может, и так, и мы не можем соревноваться по издержкам с Узбекистаном, скажем, в производстве пряжи и хлопчатобумажного суровья. Но почему мировое разделение труда не должно нам оставлять права на собственный выбор и почему мы не можем заниматься такими видами деятельности, как пошив одежды и обуви, как это делают, например, в Италии и в других странах, где тоже нет собственной сырьевой базы? Как раз у нас молодые люди хотят заниматься и занимаются этим, пусть и не в китайских масштабах, — об этом сегодня свидетельствует небывалый подъем русских дизайнеров и рост спроса на их продукцию. Почему не дать им шанс создать свой Benetton? Вместо этого основные меры государственной политики в этой сфере, изложенные в стратегии, сводятся к следующему: «создание выгодных условий для контрактного производства крупных иностранных компаний в РФ для локального рынка» и «создание льготных условий для иностранных и российских брендов, частично локализовавших производство».
Причина нашей неконкурентоспособности очевидна — предпринимателям не хватает маржи. Их издержки не соответствуют тому уровню цен, который на нашем рынке формируем не мы, а иностранные конкуренты, в частности глобальные бренды и качественный китайский ширпотреб no name — именно они являются нашими ценовыми маркетмейкерами. Может, все-таки попытаться переломить эту ситуацию, если перед страной стоит задача в сфере национальной безопасности — обеспечить себя не только продовольствием, но и другими товарами? И подумать о реальных инструментах поддержки наших производителей?
Да, это очень сложный, тяжелый в осуществлении процесс с длинной траекторией выхода на позитивные результаты. Существующие сегодня инструменты субсидирования процентных ставок по кредитам, дотаций на НИОКР, проектное финансирование, как оказалось, доступны далеко не всем — по выражению одного из собеседников «Эксперта», это «кашляющие и коррупционные инструменты», которые никогда не дадут стимула к кардинальному развитию отрасли. Существующая налоговая система, логика взимания страховых и социальных взносов практически не позволяет компаниям развиваться «вбелую» из-за того, что на предприятиях много ручного труда и при этом нет никаких других преференций — в кредитных ставках, стоимости недвижимости, подключении к энергосетям и т. д. Именно поэтому многим компаниям в отрасли можно выжить, только либо работая «всерую», либо будучи вечным банкротом. Если стоит задача создания собственной производственной базы и обеспечения определенного уровня доходности своим компаниям, то важным инструментом является таможенное регулирование со всеми вытекающими последствиями: отстаиванием своих позиций на мировом рынке, реальным контролем над серым импортом, упразднением налоговых и прочих льгот, предоставляемых иностранным розничным сетям и производителям, работающим на российском рынке, и т. д. И это то, чего на самом деле ждут участники отрасли.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)