Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Влияние украинского синдрома на политическую обстановку Центральной Азии

05.06.2015 | Автор: Джура Латифов, доктор исторических наук, профессор Российско-Таджикского (Славянского) университета

Интернационализация проблем безопасности стала характерной чертой процесса глобализации. Включение постсоветских стран в процессы мирового и регионального развития породило появление и распространение на их территориях целого ряда новых, несвойственных им ранее угроз и вызовов безопасности.

Основными источниками недовольства оппозиционных групп населения становится их протест против проводимых реформ. Они пока не позволили устранить безработицу, сдерживание массовой миграции трудоспособного населения за пределы страны, коррупцию госчиновников, рост цен и падение жизненного уровня населения. Эти и другие недостатки стали причиной выступлений участников Киевского майдана, которые использовали ультра — националисты, радикалы, представители правого сектора. Национализм, считал бывший идеолог бандеровцев Махновский М., должен стать господствующей идеологией, оттеснив социальные проблемы, возглавить «кровавую и беспощадную борьбу» за свободу должны лучшие представители интеллигенции, готовые полностью посвятить себя «служению великому идеалу». (2)

Сопоставление митингов на площадях «Озоди» Душанбе и Евромайдана в Киеве позволяет обнаружить много общего между ними. Митингующие и здесь и там выражали недовольство правительством, требовали отставки руководителей и выдвигали своих. Тут и там созданные на почве местничества и псевдодемократизма общественные движения и объединения способствовали расколу и отчужденности граждан друг от друга, создавали, напряжение. Митингующие отличались агрессивностью, сопровождались, поджогами, насилием над инакомыслящими оппонентами.

Манипулируя национальным самосознанием, лидеры политических партий и движений и здесь и там выдвигали ни только антироссийские лозунги, но и на первое место ставили приоритет титульных наций, который противоречил международным нормам о приоритете прав человека.

Действия, направленные в интересах национально государственного большинства фактически привели настроению размежевания от такого режима и оттоку русскоязычных граждан за пределы этих республик. Все происходило в соответствии с основными принципами идеолога украинского национализма Донцова Д. предполагающие, что «мораль предполагает ненависть к врагу, даже если он не сделал им ничего плохого, ненависть к „добрым людям“, которые „добры“, т.к недостаточно сильны, чтобы стать злыми, отбрасывает „человечность“, отрицает „справедливость“, исходит из того, что только обыватели могут отрицать войну, убийство, насилие».(5)

Теперь всякому ясно, что авторами сценариев площадей Озоди в Душанбе, грузинской „революции роз“, „оранжевой революции“ в Киргизии, Майдана на Украине является один и тот же — Збитнев Бзежинский, режиссеры — США, ЕС и НАТО, а исполнители -местные националисты, радикалы и криминальные структуры.

Любопытно, что в предвыборный период 2005г в Бишкеке в среде местных НПО активно работали, украинские инструкторы, эмиссары из Грузии. (6) Сегодня в Киргизии лидеры различных политических движений, недовольных президентом А. Атамбаевым создали Единое движение оппозиции во главе с Равшаном Жээнбековым. Он по приглашению Батковщины и «Удара», участвовал в Евромайдане, чтобы использовать их опыт в своей революционной деятельности Он импонирует своим единомышленникам из Майдана тем, что они. дескать стремятся создать государственность с новой идеологией и ценностями в сторону демократического парламентаризма, создания европейской модели государства. Привыкшие решать проблемы с помощью митинговых давлений на правительство, олигархи хотят повторить нынешнюю весну у себя события Евромайдана. (3) Но Р. Жээнбеков не был единственным представителем региона на Евромайдане, там участвовали также и представители социал-демократов Таджикистан, которые считают программы радикалов конструктивными. Романтическая идея националистов Украины предполагает быть догматической, носить теологический, религиозный характер, в нее необходимо абсолютно верить.

Предупреждение Мухиддина Кабири — лидера ПИВТ, о возможном повторении событий на Майдане в Таджикистане не случайно. В программе указанной партии вопросы самосознания, национальной идентичности и исключительности, свободы и независимости, (наряду с созданием исламского государства) являются также приоритетными.

20 августа 2002 г. госдепартамент США выпустил специальный доклад, в котором были сформулированы тезисы, свидетельствующие о качественном изменении политики Вашингтона по отношении Киргизии и Узбекистана. Была поставлена цель — путем предоставления грантов формировать и развивать политические партии демократической ориентации. Пять тысяча НПО финансировались Фондом «Сорос» Мы уже знаем, что именно НПО, а не политические партии обеспечили победу прозападным политикам в Грузии и на Украине. Немалую роль именно они сыграли в изгнании Акаева, Бакиева, как и Януковича в этих странах.

В совокупности в Киргизии было потрачено около 12 миллионов долларов. Еще сотни тысяч были перечислены из финансируемых правительством США институтов вроде «National Endowment for Democracy». Эти ресурсы дают киргизской оппозиции финансовую и моральную поддержку, а также предоставляют ей инфраструктуру, которая позволяла распространить свои идеи среди киргизского народа.(7)

Добившись сетевой активности общества финансовыми затратами Киргизия со слабостью государственных институтов, разнонаправленными интересами политических элит превратилась в наиболее уязвимое звено с точки зрения безопасности и использования территории этой страны для экспорта нестабильности на сопредельные государства.

Так, нежелательные волнения среди граждан Алма-Аты вызвала девальвация тенге, которую эксперты объясняют якобы намерением государства сменить название страны (на «Казак эли»), Прелюдией народных волнений стали здесь протестные выступления перед Центральным Национальным Банком, потребовавших отставки его руководителя, а позже и мэра города — Ахмаджона Есимова. Часть казахстанского общества относится к событиям в Крыму настороженно. У нее наблюдается анти-евразийское движение, которое инициируется национально-патриотическими кругами общества.

Зоной потенциального конфликта традиционно считается Север Казахстана. Но сейчас без внешнего воздействия это конфликт маловероятен, если события на Украине не воспламенят страсти. Воду на мельницу отдельных националистических элементов подливают позиция лидеров Яблоко и некорректные высказывания Жириновского, провокационные высказывания Эдуарда Лимонова о вероятном присоединении части Украины и севера Казахстана к России. Если руководители организаций этнического толка Казахстана, займутся разжиганием сепаратистских настроений, то конфликты вполне возможны. В этих условиях оправданны действия властей Казахстана по ограничению деятельности представительств отдельных международных организаций, возбуждение уголовного дела против отделения «Фонда Сорос».

Как известно, в Узбекистане, его представительство также было закрыто. «Главная цель западных НПО, согласно заявления Ислама Каримова — президента Узбекистана, состоит в том, чтобы отобрать среди узбекской интеллигенции тех, кто завтра может послужить им опорой, с тем, чтобы обмануть их и настроить против конституционного порядка.(1)

На фоне предпринятой массированной информационной войны в связи с событиями на Украине, (Активисты движения «ПОРА!», организации, ставшей движущей силой «оранжевой революции», не скрывают своих намерений экспортировать свое ноу-хау по всему бывшему СССР.) нейтрализация действий вышеуказанных международных организаций позволит формировать правильное общественное мнение по острым, текущим международным событиям.

Общественное мнение части населения Узбекистана характеризуется следующими высказываниям ее граждан:

— если в целом, миграция огромного количества граждан Украины в Россию создаст напряжение и конкуренцию на рынке труда, то присоединении Крыма к России расширит зону трудовой миграции для местных гастарбайтеров;

— негативное настроение части татарского населения к референдуму, которые близки по языку и вере узбекам, объясняется тем, что пережившие в 1943 г. депортацию люди, настороженно относятся к разного рода политическим переменам;

— минувшие события на Украине может озадачить лидеров других государств СНГ, тем к чему может привести излишняя демократизация общества?

— здесь обеспокоены высказыванием отдельных лидеров Украины (как Тимошенко и др.), о том, что в стране может развернуться партизанское движение — «Талибан», когда афганские Талибы более чем достаточно создают угрозы и риски государствам Центральной Азии. Тем более, что отдельные оппозиционные лидеры Афганистана выдвигают требование о возвращении Пендинского оазиса на севере Афганистана, захваченного Царской Россией в 1885 г.

В Узбекистане внутренних факторов для повторения подобных украинским сценариям событий, немного. Андижанские события 2005 года показали, как будут реагировать на попытки дестабилизации страны узбекские государственные структуры, чтобы не допустить развития событий по украинскому сценарию.

Передислокация военных баз в Афганистане может стать лишь поводом для усиления военного присутствия США в регионе, что повлечет за собой усиления напряженности в российско-американских отношениях уже на центрально-азиатском пространстве, особенно в связи с последними событиями на Украине. Можно предположить попытки выдавливания российского присутствия из Киргизии, усиления присутствия в Узбекистане, столкновения интересов США и России в Таджикистане, вхождение с экономическими и военными интересами в Туркменистан.

Как видно, несмотря на кажущуюся не уязвимость государств Центральной Азии — исламский экстремизм, который будет активизироваться после ухода войск коалиции из Афганистана, обострение межклановости, коррупции, наличие территориальных притязаний остаются детонаторами социальной напряженности.

В межэтнической сфере это ярко продемонстрировал киргизско-узбекский конфликт на юге Киргизии 2010 года, погранично-территориальной — киргизско-таджикский военный, по сути, конфликт в баткенско-исфаринском районе, ярко проявившийся в январе 2014 года, ряд конфликтов на границах Киргизии и Узбекистана.4

Т.О. за кулисами столкновения Запада с Востоком сохраняется вероятность распространения украинского вируса нестабильности на государства Центральной Азии. В связи с этим, какие уроки нам следует извлечь от Майдана?

Проявляя солидарность с братским народом Украины, которые борются с действиями своих олигархов, ограбивших свой народ и вывезвших казну за рубеж, правительствам региона считаем необходимым:

— решить острые болевые социальные проблемы — безработицу, коррупцию, бюрократию, местничество, клановость и семейственность;

— нейтрализовать подрывные действия НПО, повышение информационной безопасности;

— не допускать отчуждения чиновников всех уровней от народа, от их повседневных нужд, постоянно изучать общественное мнение и реагировать на них;

— на фоне происходящих дезинтеграционных процессов в пространстве СНГ следует осмотрительно отнестись к отдельным идеям по реформированию административно-территориальному делению республик, которое может иметь негативные последствия.

В связи с этим на страны региона, их руководство легла большая ответственность — позиционировать себя как определенный региональный регулятор, стабилизатор интересов и отношений больших’ держав. В общем и целом, на фоне укрепления влияния России, растущей мощи Китая и амбиций Ирана следует признать целесообразным не допускать чрезмерного усиления позиций США в регионе.

В условиях, когда происходит последовательный распад Содружества в соответствии с идеями Аллена Даллеса, который обещал посеять в Советском Союзе хаос и незаметно подменить их ценности на фальшивые, чтобы сохранить остатки СНГ необходимо определение и закрепление реального" стратегического партнерства государств Центральной Азии с вне региональными державами по решению единых, и во многом общих задач безопасности. В качестве такого рода партнера на средне-долгосрочную перспективу наиболее предпочтительной выглядит Российская Федерация, выступающая в качестве естественного гаранта безопасности стран региона. Вследствие этого, необходимо-наращивание отношений стратегического партнерства между странами Центральной Азии и Россией.

Литература:

1. Associated Press-Tashkent. 2004 -January, 22

2. Донцов Д. Нацiоналiзм. Вiданная 3-те-Лондон,1966.- С.337

3. Дунье. № 9 (516) 25 февраля-3 марта 2014 г)

4. Независимая газета. Князев А. Роль Узбекистана и участие России в сфере безопасности в Центральной Азии с учетом меняющейся обстановки в Афганистане.

5. Помогаев В.В. Украинский национализм: теория и практика. Тамбов 1995. Изд-во ТГУ.-С.22.

6.. Стрешнев Р. Киргизия:юг против севера // Красная звезда.-М., 2005-23 марта

7. The NEW York Times — NEW York. 2005. -Marh, 30

Источник: Евразийское развитие

Опубликовано в рамках продвижения следующих проектов развития:

№35 Мировая держава, №76 Геополитика постсоветского пространства, №94 Соразвитие№96 Право на развитие.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011