Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Школа – территория, свободная от наркотиков

25.05.2015 | Автор: Ксения Гусева

21 мая 2015 в Рабочей группе Центрального штаба ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» под руководством члена штаба, директора школы "Наследник", члена общественной палаты РФ Духаниной Л.Н. прошло экспертное совещание по теме "Территория, свободная от наркотиков".

В совещании приняли участие представители Минобрнауки, ФСКН России, Русской православной церкви, Национальной Ассоциации реабилитационных центров, эксперты в сфере профилактики.

Участники совещания отметили отсутствие системной работы с подростками, недостаточность правовых механизмов, побуждающих несовершеннолетних потребителей наркотиков обращаться за помощью. В результате чего рождается игнорирование проблемы и высокая латентность, когда зависимость обнаруживается в более взрослом возрасте на запущенных стадиях.

Заместитель директора ФСКН России, руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета, Цветков Н.Б. отметил, что сегодня достигнут определённый прогресс в борьбе с наркоманией. Так за последние 5-6 лет число молодёжных смертей, 70% которых исследователи связывают с наркотиками, снизилось со 150 до 90 тыс. в год. Однако программа создания по стране сети реабилитационных центров, принятая правительством в прошлом году, не была профинансирована. Цветков предложил ОНФ поддержать создание национальной реабилитационной системы. Зам директора ФСКН России также считает целесообразным отмену статьи УК за хранение наркотиков без цели сбыта, по которой в последние годы было осуждено более 400 тыс. чел., преимущественно молодёжи, заменив им отсидку на помещение в реабилитационные центры, поскольку на зоне они заведомо ничему хорошему не научатся.

Зам директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Кабанов Владимир Львович рассказал о комплексе мер в системе образования по предупреждению наркомании, особо выделив значение новых федеральных государственных образовательных стандартов, ориентирующих на формирование личности подростка.

В своем выступлении директор Института опережающих исследований имени Шифферса Громыко Ю.В. представил модель организации профилактической работы в образовании. Сегодня ни школа, ни родители не заинтересованы в раскрытии информации об употреблении наркотиков, и не имеют реального знания о ситуации. Положение может быть исправлено, если коллективы школ будут, исключительно на добровольной основе, выступать с инициативой принятия школой статуса "Школа, свободная от наркотиков". Статус предполагает, с одной стороны, что школа в любой момент может быть подвергнута проверке, с другой стороны, что создаются специальные модули, направленные на организацию взросления учащихся и индивидуальную работу с теми, кто попал в сложные жизненные ситуации. Проверки школ должны проводиться бережно, а присвоение школам статуса производиться совместным решением Минобрнауки и ФСКН не ранее, чем через год после подачи заявки, и только после создания всех необходимых условий.

Президент Национальной Ассоциации реабилитационных центров Юрий Крупнов в своем выступлении отметил, что тестирование школьников весьма дорого, но малоэффективно, поскольку проводится анонимно, от тестирования школьник всегда может отказаться, так же, как и от последующей помощи, в соответствии с действующим российским законодательством. А проводимые в настоящее время профилактические мероприятия носят либо слишком общий характер, например "спорт против наркотиков, танцы против наркотиков, и т.п.", и имеют больше отношение к воспитанию, чем к профилактике, либо наоборот пробуждают интерес к употреблению наркотиков. К последней категории профилактических мероприятий относятся так называемые "пугалки", использующие только приёмы запугивания детей, которые зачастую приводят к обратному эффекту – первой пробе наркотиков подростками. Крупнов особо выделил целенаправленный характер наркотических атак на Россию (афганский героин 1997-2003 гг., нынешняя спайсовая волна), рассматриваемых как подготовку наркомайдана 2018 года.

Директор КГУ СРЦ "Возрождение" Корнеяк Д.В. и остановился на четырёх аспектах проблемы: правовой, педагогической, административной и политической. Правовая состоит в том, что МВД и ФСКН сегодня не заинтересованы в составлении административного протокола по факту задержания подростка, употребляющего наркотики – это будет портить статистику. А без административного протокола ни у кого нет оснований для начала работы с подростком. Но даже при его наличии подросток может попасть в реабилитационный центр только добровольно, и сейчас таких добровольцев всего несколько процентов. И даже подростков-распространителей наркотиков невозможно привлечь к ответственности. Положение может измениться только тогда, когда и школам и силовикам будет выгодно проводить социальные расследования.

Педагогическая проблема состоит в том, что школа не учит подростка противостоять лавине медиаинформации, и не проводит гражданско-патриотического воспитания: какие у меня цели, ради чего я живу? Административную проблему докладчик видит в отсутствии межведомственного обмена информации и прозрачных процедур социальной реабилитации. Политический аспект проблемы, считает Кореняк, состоит в том, что государство игнорирует подростков, употребляющих наркотики, они живут в поле безнаказанности и безответственности даже при нарушении УК. Государство должно, с одно стороны, ясно сказать такому подростку – ты социально опасен, с другой – мы тебе поможем.

Кореняк поддержал предложение Громыко о введении статуса "Школа, свободная от наркотиков".

Директор ГБОУ СПО г. Москвы киноколледж №40 "Московская международная киношкола" Керзина О.А. зафиксировала, что школа в её сегодняшнем виде патологически не способна иметь дело с проблемой, и чтобы ей соответствовать, должна:

- создать сложно построенную, без скидки на возраст, систему дел, в которой подростки смогут найти своё предназначение;

- организовать сообщество, где младшие помогают старшим, взрослые доверяют детям, дети взрослым – именно в такой среде старшие смогут остановить младших;

- иметь в штате профессионалов, которые могут отслеживать изменения в состоянии ребёнка – переход из обычного состояния в критическое может происходить очень быстро.

Сотрудник ОВЦС Московского патриархата Нелюбова М.Б. отметила, что типичной атмосферой московской школы сегодня является отчуждение и агрессия, в школе отсутствует поле личностного роста. Профилактические занятия в жанре управляемой дискуссии помогают в определённой мере снять это отчуждение и вызывают эффект групповой сплочённости.

Директор ГОУ МО Центр реабилитации несовершеннолетних "Ариадна" Фишман Л.С. отметила, что для выстраивания эффективной работы с подростками необходимо менять законодательство. Так, родителей не ставят в известность о факте употребления подростком психоактивных веществ по результатам тестирования после 16 лет, но ответственность за ребенка родители несут вплоть до 18 лет! Также, по ее мнению, учитывая специфику спайсовой наркомании, которая постепенно вытесняет употребление других видов наркотиков, отсутствие мотивации к реабилитации и осознания своего состояния подростками, многочисленных психических нарушений, сопровождающих употребление синтетических наркотиков, необходимо законодательно вводить недобровольность лечения и реабилитации несовершеннолетних потребителей наркотиков.

Председатель Правления Ассоциации работников и организаций в сфере образования "Инновационное развитие и сотрудничество в образовании" Половкова М.В. сказала, что сегодня мало кто из педагогов вообще понимает, что такое личностный рост, требуемый ФГОСами, и как его достигать: педагогам не хватает работы с антропологией учащихся. По её оценке, ряд школ Ассоциации будут не против стать экспериментальной площадкой для проекта "Школа, свободная от наркотиков", но начинать надо не со статуса, а с разработки модулей, которые позволят школе сделать такой статус реальным.

Руководитель Центра индивидуальных программ реабилитации НАРЦ Кутянова И.П. отметила, что на сегодняшний день администрация школ старается «не выносить сор из избы», не передают информацию о случаях употребления наркотиков. Поэтому введение пилотных площадок "Школа, свободная от наркотиков" позволит школам стать более открытыми для организации комплексной помощи учащимся, имеющим опыт употребления психоактивных веществ. Необходимы инструменты, которые позволят это реализовывать наиболее эффективно. В качестве примера Кутянова И.П. привела израильский опыт организации профилактической работы, где проблемой зависимости занимаются инспекторы или социальные педагоги местных муниципалитетов, которые не являются сотрудниками школ и не зависят от политики администрации школы.

В заключительном слове Духанина Любовь Николаевна отметила, что разговор требует продолжения, и в первую очередь должна быть создана небольшая рабочая группа по правовым вопросам.

Источник: Центр индивидуальных программ реабилитации НАРЦ

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития:

№65. Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности, №71. Антинаркотический кодекс, №107. Антинаркотический фронт, №108. Глобальная антинаркотическая коалиция, №142. 100 модельных центров социальной реабилитации наркозависимых, №160. Лучшая в мире школа.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011