Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Юрий Крупнов: Свободный порт Владивосток – очередная симуляция развития

03.04.2015 | Автор:

Создание свободного порта Владивосток (СпВ), в том виде, в котором его представили разработчики проекта, не решит задач по развитию Приморья и Дальнего Востока. Как максимум получат незначительные выгоды отдельные субъекты отечественного и иностранного бизнеса, а самой территории достанутся крохи. Урбанист, писатель, публицист, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, действительный государственный советник РФ 3-го класса Юрий Крупнов специально для РИА PrimaMedia – о проблемах нового механизма развития для Приморья.

Инициатива введения режима свободного порта принесет определенные незначительные выгоды Приморскому краю и не принесет большого вреда, что уже хорошо. Однако, по большому счету, подобные инициативы отражают падение культуры управления в стране, поскольку создание свободного порта Владивосток (СпВ) в любом формате, в том числе, в том виде, как это предложено в законопроекте, не достигает решения поставленных задач и проблем транспортной логистики Приморского края.

Вместо предметных тяжелейших задач по строительству инфраструктур нового поколения по всему Приморскому краю, восстановления флотов и создания транзитного плацдарма в Хасанском районе,

СпВ, в лучшем случае, сделает несколько более выгодным бизнес для ограниченного числа хозяйствующих субъектов – и все. Краю достанутся крохи.

Это не только парадокс, но и трагедия, поскольку федеральное правительство никак не может приступить к управлению реальными процессами и находится в стадии виртуального фантазирования. Впрочем, понятно, почему так происходит, ведь это абсолютно безответственно и, следовательно, при изображении бурной деятельности не грозит ничьим карьерам.

Через три года все забудут о великих обещаниях и даже самом СпВ, а если кто-то и начнет задавать вопросы о результатах очередной инициативы, то ему расскажут "о сложной ситуации в стране" и т.п. и т.д. Ответственности никто не понесет, напротив, чиновники перейдут на новую ступень своего карьерного роста и всем будет хорошо. Только не Приморскому краю.

У транспортной логистики Дальнего Востока и Приморского края три давно перезревшие проблемы.

Во-первых, это отсутствие большого порта. У нас не порты, а портики. Какие режимы не вводи, наши портики или портовые пункты не в состоянии сделать то, что должны делать настоящие порты - по сути восточные ворота страны.

Сегодня грузооборот Владивостокского порта составляет чуть более 15 млн тонн. Для сравнения порты АТР: китайский Шанхай — около 700 млн тонн, примерно столько же Сингапур, корейский Пусан — 300 млн тонн, Гонконг — 270 млн тонн. Вот это – порты! А у нас – портушечки.

Понимаете, с кем мы должны конкурировать, осознаете масштаб задачи?

В мире очень жесткая конкуренция за доступ к ресурсам, рынки сбыта и контроль над транспортными путями. При этом мы наблюдаем резкое обострение глобальной конкуренции, практически ситуацию экономической войны. Если мы, Россия, хотим выжить в этой конкурентной борьбе, и занять свое достойное место в новом мире, следует адекватно оценивать обстановку и должным образом реагировать на существующие вызовы.

Без кардинального укрупнения портов, прежде всего, по моему мнению, порта Зарубино, все финансово-правовые игры ни к чему не приведут.

Это как, представьте, где-нибудь в Альпийских лугах поставить палатку, посадить рядом собаку и, имея 100 долларов в кармане, а также прекрасный горный воздух и виды, объявить эту палатку зоной свободной торговли и призвать "все флаги в гости к нам", сесть и ждать, когда повалит турпоток с потоком евро. Но на этом примере понятно, что пройдет и год и два, и пять, и десять, но бизнес не бросится к этой палатке, даже чтобы получить какие-то преференции.

Смысла нет бросаться к этому необустроенному раю.

В Приморском крае ситуация та же самая - нельзя с помощью складских пунктиков, без подлинных портов, встроенных в мощную инфраструктуру, решить проблему.

Второй момент – дважды перегруженное РЖД с убогой инфраструктурой, и в целом крайне низкая обеспеченность всеми видами дорог. Кстати, и никак не введены в инфраструктурный оборот реки на Юге Дальнего Востока – тоже дополнительное ограничение и слабость.

В-третьих – мы утеряли самое главное – пароходство и морские суда и сам флот как таковой. Мы – не только бездорожные, но и безфлотовые! Для порта мы должны иметь свой флот и увеличивать объемы собственных перевозок в 5-10 раз.

Поэтому – что тут обсуждать? В ситуации, когда правительством не принимаются решения перезревших принципиальных кричащих проблем, а выкатывается очередная фантазия, надо ставить жирную точку. Уверен, что сам законопроект по свободным портам нам ничего не дает.

Понятно, что сам Владивосток как порт при всех имеющихся ограничениях еще в 10 раз более ограничен, потому что он заперт, потому что он находится на полуострове и добраться до него, везя товары с порта и в порт, это неблагодарная задача.

То, что этот режим распространяется на все Южное Приморье – это правильный ход, но он не отменяет сам тупиковый подход федерального центра.

Неолиберальная модель экономики, из которой и исходит 25 лет наше правительство, опирается на создание условий. Вот, мол, создадим благоприятные условия, привлекательность и т.п. – и к нам потекут инвестиции, грузовые потоки и т.п. Но СЭЗ, ОЭЗ и т.п. уже десять раз показали, что это абсолютно несерьезные, ни на чем не основанные предположения.

Условия есть – а создания добавленной стоимости нет!

Нужна принципиально другая модель экономики – я ее называю проектной экономикой развития, где все должно начинаться с проектов и персональной ответственности за его реализацию, когда должен возникнуть очевидный эффект развития, а не просто кто-то прокрутит какие-то деньги и разбогатеет, а страна продолжит беднеть.

Более того, федеральный центр не готов и даже малые текущие выгоды терять – какой же тут будет свободный порт?

Например, создаем классический "порто-франко" и выключаем весь юг Приморья, госграницы из таможенных режимов. На мой взгляд, эффект будет небольшим, но тут хоть механический эффект можно будет наблюдать. Но, как сказал полпред Трутнев, в результате создания свободного порта не должны уменьшаться поступления в бюджет.

Но тогда, это будет не "порто-франко", а режимы с отдельными стимулами и преференциями. В ситуации инфраструктурно-необорудованного юга Приморья создание порто-франко привело бы к тому, что все было бы захвачено транснациональными корпорациями и через какое-то время пришлось бы ставить вопрос в политическом и геополитическом контексте и принимать срочные меры. Хорошо, что в результате традиционного "чисто российского подхода" ничего страшного не произойдет, да и вообще ничего не произойдет, хотя разговоров будет много - года на два.

Другой не менее важный момент - схожесть подходов свободного порта с подходами ТОРов.

Она закономерна, потому что писали и выдвигали законопроекты одни и те же люди. Эти люди истово верят, что льготные режимы принесут экономическое развитие и при этом еще и не принесут геополитического ущерба стране. Как говорится, надежды юношей питают! Но это не имеет отношения к реальному развитию Дальнего Востока.

На мой взгляд нужно делать три вещи.

Первое – надо создавать на тихоокеанском побережье хотя бы один, но крупный порт, сопоставимый с Пусаном и т.п. Считаю, что таким портом должен стать порт Зарубино, нельзя его ограничивать только зерновым терминалом. При этом такой проект должен быть под персональной ответственностью премьер-министра страны, не меньше.

Второй пункт – строительство новых городов.

В том же Зарубино перезрел вопрос строительства биоэкополиса под названием "Хасан-2", который бы объединял в себе и транспортно-логистическую функцию и, главное – переработку биоресурсов Японского моря по берегам Хасанского района. Также это касается создания и других городов на Дальнем Востоке, и города Циолковский, и Нового Лазарева и других.

И третье – это вопрос, связанный с новым способом жизни для Приморья.

На Дальнем Востоке должна оставаться местная молодежь, а также туда должна стремиться самая талантливая и предприимчивая молодежь России, из той же Москвы.

Для этого нужно создавать специальный способ жизни с домом за городом и квартирой в городе, должна быть развита малая авиация и система малых аэродромов и гидродромов. Без таких мер нынешние потуги сделать Дальний Восток новым Сингапуром приведут к тому, что и происходит уже четверть века – к вредной для страны трате бесценного времени, в то время как наши геополитические соперники наращивают мускулы и уже ушли на 10 шагов вперед.

Как же быть? Как действовать?

Хотите Югом Приморского края оседлать глобальные транспортно-логистические потоки?

Правильно, великолепно! Так, вложите для начала миллиардов 50 рублей в гениального Семенихина, в возглавляемый им легендарный ДНИИМФ (ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота") и дайте спроектировать по-человечески впервые всю новую транспортную логистику хотя бы Приморского края после развала СССР, спроектировать новые российские флоты и дороги, грузо- и товаропотоки.

Но нет. Вместо этого опять и опять тратится столь ценное время и колоссальные деньги на непрекращающийся поток трескотни из Москвы. И деньги не ввозятся в Приморский край и Дальний Восток, а, прямо наоборот, вывозятся на деле с Дальнего Востока в Москву и даже дальше.

В итоге мы затрачиваем не 50 миллиардов, а триллион – на тысячу фирмочек, которые распыляют и проедают народный ресурс, в то время как Приморский край и Дальний Восток продолжают деградировать.

Впрочем, они не только проедают ресурсы, но и выкачивают их в Москву или за рубеж, тем самым обескровливая Дальний Восток, погружая его все дальше в пучину внешней гиперэксплуатации и вывоза капитала и людей.

В СпВ, как и ТОРах, есть и очевидное измерение национальной безопасности.

Все эти свободные портики и ТОРы в нашей реальности означают способ организовать идеальные условия для западных и восточных транснациональных корпораций, ТНК, их беспрепятственное проникновение на русский Дальний Восток, что окончательно превратит регион в колониальный сырьевой придаток.

За всеми этими пустыми новациями стоит элементарное непонимание "новаторами" реальных проблем Дальнего Востока России и неспособность продуктивно хозяйствовать и создавать государственную инфраструктуру для качественной жизни населения и возможности ему достойно зарабатывать.

Нужно разрабатывать реальные проекты, сопоставимые по мощности с действиями ТНК и таких гигантов как Китай, Корея, Япония, Евросоюз и США. Вместо этого идут во вреднейшей и глупейшей идеологии "создания условий".

Для проектов нужны выдающиеся люди, таланты, генеральные конструктора, проектные молодежные команды, консолидированные ресурсы, персональная тяжелейшая ответственность. А для превращения нашего Дальнего Востока в отдельных точках в "псевдосингапуры" – не нужно ничего, кроме сотрясания воздуха.

Порт Зарубино надо делать главным российским портом Тихого океана. Создавать при нем новый российский гражданский океанический флот, мультимодальный транспортный коридор к нему от Хуньчуня. Это должно быть совместным российско-китайско-корейско-японским проектом, по сути реализация в российских национальных интересах Большой расширенной инициативы Туманган, дающий возможность провинции Цзилинь и всему Китаю получить прямой выход в Японское море, стать субъектом Японского моря, а нам стянуть на юг Приморского края колоссальные потоки товаров, денег, людей.

По деньгам тут нужно всего половину от бюджета Чемпионата мира по футболу-2018 и пятую часть от затрат на Олимпиаду в Сочи.

При таком новом порте Зарубино, подлинном порте, а не очередном портовым пункте-портике, следует уже сейчас начинать строить новый молодежный город на 30–100 тысяч человек с четырьмя специализациями: логистика, туризм, переработка уникальных биоресурсов моря, вместо их варварской контрабанды, и создание дальневосточного "голливуда": съемочных павильонов, медиа-центра, федерального Дальневосточного ТВ как кнопки в каждом российском телевизоре. Одновременно надо соединить Владивосток с Хасанским районом низководным мостом на полуостров Песчаснный, по сути делать Хасанский район частью запертого на полуострове Владивостока.

Все это с совместном с Китаем планом сопряженного развития на 25 лет, где с их стороны предполагать форсированный рост машиностроения и промышленности всех типов, что даст товарно-грузовую массу.

Вот это будет дело, реальное действие, действительный исторический акт, а не симуляция развития.

Справка РИА PrimaMedia: КРУПНОВ Юрий Васильевич - российский государственный, политический и общественный деятель. Писатель и публицист. Председатель "Движения Развития", председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса.

Источник: PrimaMedia

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011