Приморью оставили одну точку роста
18.02.2015 | Автор: Татьяна Двойнова
Стали известны три площадки будущих территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, которые Минвостокразвития внесет на рассмотрение в правительство РФ. Среди отобранных проектов два будут реализовываться в Хабаровском крае, один – в Приморье. Хабаровские чиновники оказались эффективнее приморских: все предложенные ими проекты вошли в итоговый шорт-лист. При этом эксперты по-прежнему скептически относятся к самой идее ТОР.
Проекты-финалисты отбирались на заседании подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Изначально на рассмотрение в Минвостокразвития и Дальневосточное полпредство было подано 17 заявок. В итоге утверждены три площадки: две в Хабаровском крае – ТОР «Хабаровск» и ТОР «Комсомольск» (столько же и предлагалось), а также одна в Приморье – ТОР «Надеждинская» (предлагалось пять). Впрочем, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев выразил надежду, что список приморских ТОР еще пополнится. А по подсчетам главы Минвостокразвития Александра Галушки, запуск первых проектов даст федеральному округу 7 тыс. рабочих мест. Для создания инфраструктуры потребуется 6,2 млрд руб. бюджетных средств, а объем частных инвестиций превысит 50 млрд руб.
Как сообщил директор департамента экономики и стратегического развития Приморья Николай Дубинин, проект ТОР «Надеждинская» предусматривает создание инвестиционной площадки в 806 га, которая будет обеспечена дорожной и инженерной инфраструктурой. На этой территории можно разместить до 30 инвесторов. Якорный инвестор проекта – ООО «Инком ДВ», предложивший идею мультимодального транспортно-логистического комплекса. Начать строительство планируется в первом квартале 2015 года. «На первом этапе будет создан контейнерный терминал с железнодорожными путями и возможностью переработки груза, – рассказал гендиректор ООО «Инком ДВ» Владимир Воробьев. – Грузооборот комплекса в 2017 году составит 40 тыс. контейнеров, в 2018-м – 80 тыс.». Задача – довести грузооборот до 1 млн контейнеров в год.
Между тем с момента возникновения замысла создания ТОР в Приморье не умолкают споры не только об эффективности тех или иных площадок, но о состоятельности самой идеи. Ранее «НГ» рассказывала (см. номер от 13.05.14), как местные эксперты раскритиковали закон о ТОР. Не нашел он поддержки у них и после его форсированного принятия в декабре 2014 года.
Директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Александр Латкин считает, что иностранные инвесторы пока видят в Приморье больше минусов, чем плюсов. Он скептически относится к возможности кардинального решения проблемы, а саму идею ТОР считает бесполезной.
Директор Института географии РАН академик Петр Бакланов отмечает, что идея ТОР не нова и в целом понятна. «Просматривается нацеленность на мультипликативный эффект. Но в законе это не очень ощущается, хотя ТОР рассматриваются как инструмент развития региона, – рассуждает ученый. – Непонятно само понятие «территория опережающего социально-экономического развития»: опережающее кого? Какая шкала измерений для этого берется?»
«Важно отделять проектирование от прожектерства. Пора заканчивать с предположением, что идеальные условия привлекут инвестора, – сказал на урбанистической конференции «Дальний Восток завтра» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Когда говорят о производстве в ТОР, надо понять, о каком производстве мы говорим: отверточное – это одно, высокотехнологичное и суверенное – другое». «Все показатели экономической жизни здесь должны быть выровнены с общероссийскими. Иначе Дальний Восток первым уйдет под воду», – резюмирует он.
Источник: Независимая газета
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)