Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Беларусь предлагает ЕАЭС запустить евразийскую индустриализацию

19.01.2015 | Автор: Юрий Царик

1 января 2015 года начал свою работу Евразийский экономический союз. Председательство в организации, согласно принципу ротации, приняла на себя Республика Беларусь.

О том, какие приоритеты поставил перед собой Минск в рамках своего председательства в интеграционных структурах ЕАЭС, своим коллегам сообщил белорусский президент. В Обращении к главам государств — членов Евразийского экономического союза, распространенном 13 января 2015 года, белорусский лидер указал следующие интеграционные приоритеты в наступившем году:

— принять меры по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной и агропромышленной политике;

— ускорить разработку и принятие основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза;

— обеспечить безусловное начало функционирования с 1 января 2016 г. единых рынков лекарственных средств и медицинских изделий;

— начать практическую реализацию положений Договора, предусматривающих совместные действия по развитию экспорта.

Кроме того, Александр Лукашенко сделал акцент на таких задачах, как выработка концепций формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов; развитие интеграционных процессов в сфере услуг; защита единого таможенного пространства, в том числе — в рамках диалога с ВТО; выработка механизмов функционирования Евразийского экономического союза в условиях применения одним из государств—членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств.

Понятно, что целый ряд указанных мер референты сугубо белорусским национальным интересам. Однако ключевые предложения Минска отвечают общим интересам и работают на укрепление всего Евразийского экономического союза.

ЕАЭС: необходимость обновления возникла ещё до начала работы

В последнее время в постсоветских медиа, в том числе — в России, распространяется точка зрения, что евразийская интеграция стартовала в «неподходящий момент». Мол, в условиях кризиса Россия не способна оплачивать интеграцию, а ее партнеры не хотят, да и не могут, брать издержки на себя.

То, что спокойное формирование общего рынка — дело, в большей степени подходящее для периода умеренного или быстрого экономического роста, а не для кризиса, очевидно. В этом плане критика в адрес ЕАЭС, как структуры, которая в нынешнем виде не способна дать необходимый экономический эффект, может быть признана частично оправданной.

Однако слабость интеграции никак не означает необходимость отказа от интеграции. Как справедливо отметил эксперт ЦАЭК «Евразийское развитие» Юрий Крупнов в ходе круглого стола в редакции газеты «Комсомольская правда» отметил:

- Невозможно создать Евразийский союз, который зависит от цен на нефть. Если через пять лет окажется, что ЕАЭС по-прежнему так же чувствителен к уровню цен на энергоносители, как сейчас, это будет глубоким поражением интеграционной инициативы. Именно поэтому необходимо в опережающем порядке создавать инфраструктурно-промышленную базу нового интеграционного объединения.

Иными словами, за то время, которое прошло с момента подписания и до момента вступления в силу Договора о ЕАЭС, возникла острая необходимость в укреплении «архитектуры» союза и интенсификации интеграции. Необходимость эта существовала и раньше, но все были уверены, что у союза есть достаточно времени для размеренного прохождения данного пути. Сегодня стало очевидным, что промышленное развитие ЕАЭС — это дело срочно.

И белорусские предложения по приоритетам интеграции на 2015 год отражают это в полной мере.

Евразийская интеграция: шаг первый

Три из четырех ключевых предложенных мер — выработка общей, а затем и единой промышленной политики, ускорение разработки и принятия основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза, создание механизма совместных действий по развитию экспорта — фактически представляют собой первый шаг к началу политики индустриализации в масштабе всего Евразийского экономического союза.

Учитывая резкое сжатие внутреннего рынка, а также обострение конкуренции на внешних рынках, задача сохранения и наращивания производственных мощностей в обрабатывающей промышленности требует перехода к активной роли центров принятия политических решений в организации промышленного развития. Важную роль в данном аспекте играют и санкции, введённые против России, которые ограничивают доступ производителей к новым технологиям.

На этом фоне велика вероятность и опасность того, что национальные правительства стран — участниц ЕАЭС начнут разрабатывать и реализовывать антикризисные стратегии изолированно друг от друга. В Казахстане это уже фактически сделано. Беларусь и Россия еще не определились.

Сценарий «выплывания» из кризиса по одному теоретически может укрепить ЕАЭС в макроэкономическом плане, но при этом совершенно точно подорвёт дееспособность союза в долгосрочном плане. Это связано с фактическим наращиванием гетерогенности производственных цепочек и сокращением пространства промышленной кооперации, что будет неизбежным следствием несогласованных национальных индустриализаций.

Следует понимать, что данный сценарий весьма привлекателен для Беларуси и Казахстана в краткосрочном плане. В частности, Астана уже обозначила свою готовность выступить посредником в трансфере технологий из Украины и стран Запада в Россию, что может принести Казахстану хорошую ренту. Другим источником технологий и продукции станкоинструментальной отрасли, готовым «взять» освобождающийся рынок, является Китай.

Однако очевидно, что без воссоздания и развития собственной технологической базы невозможно создание несырьевой экономики стран ЕАЭС. Именно поэтому остро необходима не просто общая промышленная политика участвующих государств, позволяющая стимулировать рост производства в сложных кризисных условиях, но и определение основных направлений и конкретных проектов промышленного сотрудничества в рамках Союза. Фактически это позволит определить области приоритетной промышленной кооперации сконцентрировать ресурсы на них, в том числе — создать или расширить для их потребностей станкоинструментальную базу.

Второй важнейший аспект союзной антикризисной индустриализации — это предотвращение ненужного дублирования и конкуренции производителей. С решения этой задачи и создания тем самым условий для рационального расходования имеющихся финансовых ресурсов может, по сути, начаться выработка генерального плана размещения производительных сил в масштабах всего союза. И данный вопрос тоже является той критической точкой, в которой государства — участники ЕАЭС должны поступиться краткосрочной выгодой в пользу долгосрочных стратегических интересов.

Однако и краткосрочная выгода не должна быть полностью упущена, поэтому белорусская сторона предлагает уже в 2015 году перейти к выработке механизмов реализации положений Договора о ЕАЭС, предусматривающих совместные действия по развитию экспорта.

В данном контексте, безусловно, встанет вопрос и о слиянии активов, создании совместных предприятий. Однако крайне важно сначала создать нормативную базу для подобной кооперации на уровне глав государств, правительств и Евразийской экономической комиссии. Это позволит избежать негативных инцидентов, подобных белорусско-российскому «калийному» скандалу 2013 года, наносящих вред всем его участникам и дискредитирующих интеграцию.

Таким образом, если предложения по развитию интеграции в 2015 году, озвученные белорусской стороной, будут реализовываться в полную силу, следующие 12 месяцев могут стать периодом рождения проекта евразийской индустриализации. Очевидно, белорусские предложения не могли быть выдвинуты без предварительного обсуждения с партнерами по интеграции. Поэтому их можно считать отражением «промышленного консенсуса» в ЕАЭС.

Кстати, США выдвинули проект реиндустриализации в рамках курса на «решоринг» и снижения цен на углеводороды на внутреннем рынке еще после первой волны глобального кризиса, в 2009 году. Китай для данных целей сформулировал геополитический проект двух Шелковых путей в 2013 году. Еврокомиссия в конце 2014 года заявила о политике реиндустриализации в ЕС.

Пора и Евразийскому Союзу сказать свое веское слово по поводу новой индустриализации. Ведь от успеха промышленного развития будет зависеть и состоятельность всего интеграционного объединения.

Источник: Евразийское развитие

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011