Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/0413/
Как «открыть» Россию?
19.12.2014 | Автор: Известия
Парламентарии ищут способы привлечения молодежи в труднодоступные регионы.
В декабре сахалинские студенты обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать проект «Открой свою Россию». Задумка ребят с Дальнего Востока призвана помочь студентам из других регионов познакомиться с жизнью области, расположенной на островах, и, возможно, сделать свой выбор дальнейшей карьеры в пользу этой территории. Свою просьбу студенты озвучили в ходе онлайн-конференции, в которой участвовали Сергей Неверов, заместитель председателя Государственной думы, Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации, и Сергей Собянин, мэр Москвы.
Главная цель сахалинского проекта — обмен студенческими делегациями, которые будут способствовать межрегиональному сотрудничеству вузов. Как пояснила представительница инициативной группы — студентка четвертого курса Сахалинского государственного университета (СахГУ) Татьяна Шохина, программа мероприятий разрабатывалась совместно с Белгородским государственным университетом. Направлена она прежде всего на то, чтобы привлечь в экономику Сахалинской области кадры из числа выпускников вузов материковой России.
«Сегодня, с одной стороны, Сахалинская область обладает большим потенциалом и соответственно привлекательностью, с другой — сохраняется дефицит кадров по жизненно важным специальностям, — пояснила Диана Афанасьева, помощник проректора СахГУ по сетевому взаимодействию. — Проект «Открой свою Россию» создан в рамках сетевого взаимодействия вуз — работодатель — школа». В рамках его реализации планируется взаимодействие с несколькими высшими учебными заведениями. Уже налажены контакты с Таврическим национальным университетом (Симферополь), Северо-Восточным федеральным госуниверситетом (Якутия).
Замыслив раз побег
Проблема оттока молодежи с окраин страны была и остается для России одной из самых болезненных, напоминают эксперты. Только за 2013 год отток населения из Дальневосточного федерального округа (ДФО) составил 19 тыс. человек, хотя в этой части страны и так проживает лишь 4% населения России. Если миграционные потоки останутся на том же уровне, то к 2030 году население ДФО может составить 5,9 млн человек (уровень 1970 года), а к 2050 году — 5,2–5,4 млн человек (уровень населения 1959 года). При этом надежд на то, что в ближайшем будущем ситуация изменится сама собой, к сожалению, не очень много.
Так, согласно исследованию Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН, проведенному в прошлом году, 45% опрошенных жителей Дальнего Востока хотели бы поменять место постоянного жительства. Из них 86% хотели бы переехать в другой регион России, 10% раздумывают над возможностью эмиграции за границу.
По мнению респондентов, наиболее привлекательными российскими городами для новой жизни являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Сочи и Краснодар, а государства — США, Канада и страны Евросоюза. В качестве причин возможного переезда 98% желающих уехать называют низкие зарплаты и высокие цены, 64% — отсутствие дорог и другой инфраструктуры, 23% опрошенных недовольны климатом, а 5% — перспективами карьерного роста.
«Те меры, что сегодня предпринимаются для того, чтобы этот переезд остановить или хотя бы замедлить, конечно, недостаточны, — заметил в беседе с «Известиями» Иван Абрамов, член комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. — К примеру, мы планируем в ближайшей перспективе создать в ДФО 37 тысяч рабочих мест. А уехали оттуда за последние годы 2,5 миллиона человек. В первую очередь нам нужно давать там молодым специалистам жилье. Причем я даже говорю не о готовых квартирах, а о земельных участках с небольшой новостройкой. У молодых людей будут появляться семьи, им захочется дома постепенно увеличивать. А такие, хозяйственные, работы затягивают».
Не менее важным, по словам депутата, для молодых специалистов являются и карьерные перспективы. «Молодые люди должны понимать: устраиваясь на работу в отдаленные регионы, они не только получат очень достойную по сравнению, к примеру, с Москвой или Санкт-Петербургом зарплату. У них появится шанс сделать карьеру и достичь профессиональных высот в более сжатые сроки, чем у их коллег в остальных субъектах Федерации», — подчеркнул законодатель.
ТОР в действии
Одним из способов удержать молодежь на том же Дальнем Востоке сами чиновники называют пакет рассматриваемых в Госдуме законопроектов, связанных с созданием так называемых ТОРов — территорий опережающего развития. Предполагается, что первым делом механизм ТОРов опробуют на Дальнем Востоке, после чего этот опыт смогут перенять и другие регионы России.
Законопроекты определяют правовой режим ТОРов, а также регулируют отношения, связанные с осуществлением деятельности на них. «Мы рассчитываем, что такие территории в течение 10 лет обеспечат приток более 600 миллиардов рублей частных инвестиций только на Дальний Восток России, позволят создать не менее 37 тысяч рабочих мест», — заявил, выступая перед депутатами, Кирилл Степанов, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока.
По словам замминистра, до конца 2017 года может быть создано пять территорий опережающего развития. При этом предварительный отбор прошли 14 площадок, где начиная с 2015 года будут реализовываться 18 инвестпроектов. В перспективе они способны привлечь 1 трлн рублей инвестиций. По некоторым данным, руководители крупнейших японских и южнокорейских компаний уже заинтересовались проектами ТОРов на Дальнем Востоке и готовы развернуть здесь свои производства.
Идея создания ТОРов была высказана президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в декабре 2013 года. На территории опережающего развития будут установлены особые условия для предпринимательской деятельности. В частности, предусмотрены особый режим землепользования, налоговые и арендные льготы, облегченное подключение к объектам инфраструктуры, таможенные послабления, а также возможность привлекать в ускоренном и льготном порядках квалифицированный иностранный персонал.
Для инвесторов, которые придут в регион в первые три года создания ТОРов, страховые взносы составят 7,6% в течение 10 лет, также предусмотрены пятилетние налоговые каникулы на прибыль, имущество и землю. Есть возможность ускоренного и упрощенного возмещения НДС.
Имеются к предприятиям и определенные требования. В частности, юридические лица, претендующие на налоговые льготы, должны быть зарегистрированы на территории опережающего развития и не могут иметь обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОРа. Также организация не должна применять специальные налоговые режимы или являться некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией.
Региональные законотворцы, которым этот закон исполнять придется непосредственно, в большинстве своем идею одобрили. «По этому пути пошли очень многие государства — Китай, Корея, Япония. В свое время они также создавали у себя свободные экономические зоны с наилучшими условиями для инвестиций, — напомнил Галуст Ахоян, председатель комитета Законодательного собрания Приморского края по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам. — На нашей территории проживает всего около 6 миллионов человек. И здесь можно было бы попробовать предлагаемую модель, используя уже имеющийся опыт».
По мнению аналитиков, создание ТОРов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке поможет раскрыть в полной мере потенциал этих регионов. Ведь на их долю приходится 84% всех российских запасов золота, 96% запасов платины, 91% запасов угля и более 70% запасов никеля и меди. Кроме того, ТОРы позволят сократить отставание по уровню валового регионального продукта и по инвестициям от среднероссийских показателей.
С востока на запад
В частности, как обещают чиновники, реализация программ ТОРов и инвестиционных проектов может удвоить валовый региональный продукт Дальнего Востока в два раза за 10 лет. Однако вопросы у независимых аналитиков к подобным посулам остаются. Удастся ли такими мерами добиться не только экономического процветания региона, но и остановить миграционный поток из него?
«Недавно ученые из Хабаровска провели одно любопытное исследование, — рассказал «Известиям» Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. — В частности, они выяснили, что сам по себе рост ВВП в том или ином регионе мало влияет на отток оттуда населения. Размер ВВП может запросто расти, а коренное население ускоренными темпами из района уезжать». Так что настолько прямолинейным способом унять тягу россиян к перемене мест вряд ли удастся.
Однако рецепт, как именно это сделать, подсказывает опыт не только западных, но и восточных стран. «По нашим престижным техническим столичным вузам уже давно «ходят» специалисты, к примеру, из Samsung или Intel. Разговаривают со студентами, предлагают им работу в своих странах. Что мешает это делать представителям наших проблемных регионов?» — интересуется эксперт.
Большая проблема России, по мнению Юрия Крупнова, заключается как раз в том, что в стране не налажена работа с талантливой молодежью. И мы запросто позволяем сманивать перспективные кадры концернам из других стран в то время, как наши собственные регионы испытывают острейший дефицит в них. «На Дальнем Востоке, Сахалине необходимо строить специальные молодежные города, разрабатывать специальные программы по привлечению туда юношей и девушек прямо со студенческой скамьи. Однако складывается впечатление, что, несмотря на отдельные законопроекты, четкой стратегии действий в этом направлении у руководства страны нет», — отметил эксперт.