Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Юрий Крупнов: «Стабильность и процветание Евразии будут зависеть от того, как будет развиваться Центральная Азия»

28.10.2014 | Автор: Андрей Захватов

Чем ближе подходит срок вывода из Афганистана основной части войск НАТО, тем тревожнее становится тон политиков и комментаторов, обсуждающих будущее не только Афганистана, но и остальных стран Центральной Азии. Своими взглядами на этот счет с читателями Dialog.TJ поделился председатель Наблюдательного совета российского Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

- Юрий Васильевич, итоги саммита ШОС, состоявшегося в Душанбе 11 – 12 сентября, политические обозреватели обсуждают до сих пор. Какие итоги саммита Вы бы отнесли к основным?

- Саммит выявил ключевое значение Центральной Азии, поскольку именно здесь - самая неопределённая ситуация на всём гигантском евразийском материке. Не случайно председатель КНР Си Цзиньпин прилетел в Душанбе не только для участия в 14-м саммите ШОС, но и с масштабным государственным визитом, в результате которого были обещаны прямые инвестиции в Таджикистан в размере 6 миллиардов долларов в течение трёх лет.

Завораживающие цифры, которые, однако, обозначают не только очередной рост значения Центральной Азии, но и необходимость выбора для Таджикистана и других государств Центральной Азии. В соседнем Узбекистане ещё большие инвестиции были обещаны со стороны Вашингтона и Брюсселя. Но что будет в итоге? Структурация региона гигантскими геополитическими игроками? Или независимое развитие? Вот вопрос.

Одновременно происходит всё большее взаимоувязывание друг с другом бывшей советской Средней Азии и Южной Азии – Пакистана, Афганистана и Ирана. На наших глазах образуется единая большая Центральная Азия. Но кто будет обеспечивать не эксплуатацию этого нового региона, а его развитие? Способен ли кто-нибудь из геополитических игроков, кроме России, на это? Не уверен. По сути, выбор Центральной Азии делает её поистине центральной Евразией, важнейшей территорией для судеб Евразии, и не только.

- Какие задачи решают на пространстве ШОС политические «тяжеловесы» - Россия и Китай? Кто они в регионе друг для друга – конкуренты или партнеры?

- Китай и Россия - достаточно автономные структуры, которые преследуют свои интересы. Пока, к сожалению, не удалось выстроить системную интеграцию инициатив, предлагаемых Китаем, а именно экономического пояса Великого шелкового пути, и российских интересов. Это задача на ближайшие один - два года. Сейчас все еще только начинается. Мы находимся у истоков возникновения нового общего рынка Центральной Азии, большой Центральной Азии, включая Пакистан, Иран и Афганистан.

Важно понимать, что этот рынок не сможет создать одна страна, даже такой тяжеловес как Китай. Здесь нужна консолидация всех усилий, с четким статусом региональных держав и с недоминированием заокеанских держав.

- Какими, на Ваш взгляд, были цели России и Китая на саммите ШОС в Душанбе?

- Для Китая было очень важным подтверждение того, что он является лидером ШОС. А для России критически важно было расширить состав членов-государств ШОС с целью возникновения большого единого евразийского пространства, способного к совместному развитию. Именно в этом сегодня и состоит противоречие, но оно «рабочее», оно задает интригу и динамику ШОС на ближайшие годы.

- В ходе саммита просматривалось желание российской делегации заручиться поддержкой стран-членов ШОС по позиции России в отношении Украины. Удалось ли это российскому президенту в Душанбе?

- Это удалось в полной мере. Так, внимание всех было буквально приковано к выступлению президента Узбекистана Ислама Каримова, который неожиданно, но предельно четко зафиксировал позицию Узбекистана по поводу необходимости в любых переговорных процессах по украинской проблеме учитывать «исконные интересы России».

Это прозвучало как сенсация, поскольку Узбекистан в последние три года буквально вовлечён в орбиту НАТО. Напомню, что 21 мая именно в Ташкенте открыт Центрально-азиатский центр НАТО. Несмотря на это, Ислам Каримов оказал поддержку российским усилиям по Украине. Это, кстати, показало не только то, что ШОС и далее не собирается идти на поводу у НАТО, но и что Узбекистан остаётся сильным суверенным государством - и это один из важнейших результатов этого саммита.

- Вместе с тем, по мнению ряда обозревателей, президент Узбекистана Ислам Каримов, заявив о необходимости прямых переговоров Украины и России, фактически признал тем самым Россию стороной конфликта. Считаете ли Вы это заявление узбекского президента стремлением Ислама Каримова как-то дистанцироваться от России в этом вопросе? Или здесь Вы видите что-то иное?

- Прямо наоборот. Это была попытка Каримова заявить о неотъемлемых национальных интересах России по Украине. Это была полная поддержка России, и речь шла не о том, что Россия сторона в конфликте, а о том, что без России конфликт на Украине невозможно решить. Это крайне интересное выступление, подчеркивающее совершенно новую ситуацию в Центральной Азии. Узбекистан по-прежнему имеет независимую позицию и открыт для интенсификации сотрудничества с Российской Федерацией.

- В той или иной мере все участники саммита ШОС затронули тему возможного ухудшения обстановки в Афганистане после вывода основной части войск США и их союзников. Что, на Ваш взгляд, следует ожидать вслед за выводом войск?

- Все участники саммита подчеркнули свое беспокойство по поводу ситуации в Афганистане, но не будем забывать, что на тот момент, еще не был решен вопрос, кто будет президентом. Сейчас найден компромисс, Ашраф Гани Ахмадзай стал президентом и ситуация уже значительно лучше. Однако все участники саммита прекрасно понимают, что прогнозировать ситуацию в Афганистане попросту невозможно. Дело в том, что либо ШОС серьезно займется Афганистаном и начнет его экономически поднимать, организовав форсированную индустриализацию Афганистана, либо - «черная дыра» и ситуация близкая к гражданской войне будет усиливаться.

Я много лет продвигаю программу форсированной индустриализации Афганистана с помощью всех соседних государств и с особым значением «тройки» Пакистан, Иран и Россия. Ключевая задача, без которой невозможны стабильность и процветание Афганистана и всей Центральной Азии – это ликвидация афганского наркопроизводства. Для этого необходим срочный запуск альтернативного развития Афганистана — с участием, как членов ШОС, так и стран-кандидатов на вступление в ШОС. Напомню, что решения о полном членстве Индии и Пакистана в ШОС могут быть приняты 9 - 10 июля 2015 года – в дни прохождения следующего саммита ШОС в Уфе. Отмечу, что сразу после саммита БРИКС, который пройдет 8 - 9 июля.

Надеюсь, что саммит в Душанбе был важным этапом перед судьбоносным, без всякого преувеличения, двойным июльским саммитом в Уфе в следующем году. На наших глазах происходит интенсивное выстраивание нового мирового порядка, где важна не только многополярность, но и реализация принципа со-развития.

- В экспертном сообществе Вас знают, как автора «Плана Крупнова» и сторонника вложения российских денег в экономику Таджикистана и Афганистана. К каким изменениям, на Ваш взгляд, эти вложения могут привести?

- Сегодня для экономики России создание общего рынка с Центральной Азией является жизненно значимой задачей. Речь идет не только о помощи нашему братскому Таджикистану и другим государствам Центральной Азии, но и о подъеме экономики самой России. Поэтому в «Плане Крупнова» идет речь о привлечении инвестиционного пула в размере 12 миллиардов долларов на ближайшие годы для реализации новой индустриализации в государствах Центральной Азии.

Мы продолжаем разработку базовых инфраструктурных и индустриальных стратегических инвестиционных проектов под этот план, в Душанбе у нас работает проектный офис, находящийся в тесном контакте с Москвой. Для Таджикистана мы уже два года разрабатываем стратегию «Евразийский лев» - и очень ждём встречных инициатив от Республики Таджикистан.

Отрадно, что в июне между Институтом демографии, миграции и регионального развития и Министерством индустриализации и новых технологий Республики Таджикистан подписано соглашение о разработке программы новой индустриализации для Таджикистана. Индустриализация – это база, особенно в трудоизбыточном регионе. Чем быстрее будет организована новая индустриализация в регионе Центральной Азии, тем быстрее новая индустриализация будет поднимать саму Россию. Это абсолютно сопряженные процессы и только они позволят России и странам Центральной Азии оставаться суверенными и самодостаточными государствами.

- Давайте вернемся к визиту Председателя КНР Си Цзиньпиня в Таджикистан. Как Вы оцениваете решение Китая вложить в экономику крупнейшие за всю историю независимого Таджикистана инвестиции?

- Китай реализует свой проект - Экономический пояс Нового Шелкового пути, свою базовую стратегию. Это здорово. Но все-таки рано впадать в эйфорию, потому что те, кто понимает реальные экономические процессы, никогда не скажет про вложение просто в экономику. Всегда идет подсчет выгод для государства. 6 миллиардов долларов, обещанных Си Цзиньпинем, будут вложены за три года преимущественно в китайские предприятия, в китайские проекты, в китайскую рабочую силу. И трудоизбыточный регион Центральной Азии, в частности, Таджикистан, не получит серьезного экономического стимула для развития страны.

Поэтому не стоит обольщаться словами о миллиардах. Следует выстраивать суверенную программу новой индустриализации Таджикистана. Кроме России вряд ли кто-то сможет стать долгосрочным и перспективным партнером Таджикистана...

- …Но ряд политических обозревателей, и я в том числе, считает, что своими инвестициями Китай буквально выдавливает Россию из Таджикистана. Какими могли бы быть шаги руководства России, чтобы сохранить уровень своего влияния в этой стране?

- Сегодня руководство России готово к тому, чтобы осуществлять капиталовложения в экономику государств Центральной Азии, причем не только в бывшую советскую Среднюю Азию, но и в Пакистан, Афганистан. Сегодня нужен централизованный план, нужна пятилетка или трехлетка развития. Я уверен, что к саммитам БРИКС и ШОС 2015 года, мы такой план увидим.

- Ваши предложения о вторичной индустриализации Таджикистана были озвучены еще в 2012 году, но реальные сдвиги в этом направлении пока не ощущаются. Почему, на Ваш взгляд, эти предложения до сих пор не приняты?

- Этот вопрос надо задать высокопоставленным чиновникам в Республике Таджикистан. Под лежачий камень вода не течет. Если чиновники думают, что кто-то однажды прилетит на голубом вертолёте с чемоданом с большими деньгами, - это несерьёзно. Это обрубание перспективы для всего Таджикистана.

Меня в Москве всё время спрашивают: «Какова позиция правительства Таджикистана к предлагаемым стратегическим инвестиционным проектам?». А мне нечего ответить, кроме как «проекты изучаются». Один из высокопоставленных руководителей в Москве полушутя-полусерьёзно сказал: «Наверное, ваши проекты в энергетике, сельском хозяйстве, промышленности Таджикистану не нужны, а нужны только вам…».

Самое главное в инвестициях – это не сами деньги, а привлечение и сохранение в Таджикистане имеющихся драгоценных кадров по ведущим отраслям, а также подготовка молодых кадров мирового уровня. Без решений правительства Республики Таджикистан этого не сделать. А без кадров и адекватных проектных команд инвестировать будет не во что. Ну, разве что в нетаджикских работников, как это делает Китай.

- И последний вопрос. В чем Вы видите главные угрозы миру и безопасности Центральной Азии в обозримой перспективе? И что нужно, в первую очередь, предпринять, чтобы не допустить негативного развития ситуации?

- Угрозу вижу в депрессивном состоянии экономик стран Центральной Азии. Поэтому без форсированной первичной индустриализации Афганистана, без вторичной индустриализации Пакистана, Ирана, Таджикистана, Узбекистана, мы никогда не увидим позитивных сигналов о налаживании ситуации.

На самом деле ежедневно в регионе осуществляется эрозия данной ситуации и возможно, что через год никто не удивится, что Центральная Азия станет второй Украиной. Не дай Бог! России ни в коем случае этого допустить нельзя.

Против этого есть одно средство – резкий подъем экономики, мощные инвестиционные программы, создание перспективных рабочих мест. Государства ШОС, Россия, государства Центральной Азии должны консолидировать свои усилия в этом направлении. От того как Центральная Азия будет развиваться, зависит ответ на вопрос, можно ли создать стабильную экономически процветающую Евразию в целом.

Источник: Диалог Таджикистан и мир

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011