Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Культура – это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания

14.04.2014 | Автор: Ксения Гусева

Прекрасен сказок мир воздушный -

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К.М. Фофанов.

С давних времен ценится живой и меткий язык сказки. Искренность и простота, которые совмещает в себе русская народная сказка, способны развивать не только фантазию ребенка, но и увлекать его размышлениями. Пословица гласит: «Сказка – сладка, песня – быль». Однако сказка обладает не столько поэтической ложью, но является основой для формирования взглядов человека на жизнь, историю своего народа и, конечно же, на его будущее.

русские сказкиРебенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. Задача сказок – воспитывать в человеке человечность. Именно сказка формирует в сознании ребенка модель внешнего мира – образы отца и матери, врага и друга, добра и зла.

Практически всю информацию дети воспринимают в виде образов, так они строят свою модель мира. Пожалуй, самый главный образ, который формируется у дитя, - это образ девочки, девушки, Женщины. В будущем девочка станет подражать своему образу в поведении, а мальчик будет отталкиваться от данного образа в выборе матери своих будущих детей.Что «пропагандируют» нам добрые русские народные сказки? Главные качества героинь всех сказок – это целомудрие, застенчивость, скромность, материнство как таковое. Героини сказок условны и воздушны, внешне они даже не претендуют на реалистичность. Их женственность обозначена в большей степени внутренними качествами. Нельзя забывать о том, что манеру поведения героинь дети копируют автоматически. Поэтому следует крайне ответственно подходить к подбору литературы, с которой ребенок начинает знакомиться в детстве. Литература оказывает огромное влияние на развитие ребенка и как следствие – на всю его последующую жизнь. Настоящая сказка способна воспитать национальное сознание, любовь и уважение к традициям родной страны. Народный дух, которым пропитано большинство произведений устного и письменного творчества дореволюционной России, позволяет человеку узнать о жизни своего народа прошлых столетий.

Помимо сказок на воспитание детей оказывают немалое влияние частушки, потешки, загадки, перевертыши, считалки, пословицы и поговорки. Сказка же более полно раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, природе и другое.

Кстати, хочется заметить, что сказка так же очень сильно связана с жизнью народа, именно в сказке отражено сознание нашего народа, его отношение к существующей действительности. Рассказывание сказок  – старинный русский обычай, ему следовали и в курной избе, и в княжеских теремах, и в царских палатах. У нашего народа наиболее цельно сохранились сказочные традиции, они развивались среди крестьян, среди солдат, мастеровых, то есть именно в той среде, которую меньше всего затронули петровские преобразования. Благодаря этому слою населения сохранились сказки, и наша народность как таковая.

Невозможно себе представить, чтобы наши бабушки доверяли такое ответственное деяние как рассказывание сказок какому-то чужому человеку. Но почему сейчас миллионы родителей ограничиваются в воспитании собственных детей лишь включением телевизора? Почему сегодня наших детей воспитываем не мы сами, а уродливые героини американских мультиков?

Отдельно следует сказать о главном – о женском образе в русских народных сказках.картина Васнецова Что мы наблюдаем, читая сказку: девушка в наших сказках, как правило, кротка, трудолюбива и чрезвычайно терпелива. Счастье ей приносит полюбившийся герой. В русских сказках ум, мудрость, чудодейственные свойства воплощаются чаще и ярче в женских образах. Это и Василиса Прекрасная, и Елена Премудрая, и Марья-Краса, и просто старушка, и даже баба-яга. Кстати, следует отдельно поговорить о последнем персонаже. Известно, что «Баба» — главная женщина в культурах всех народов. В далекие времена люди поклонялись каменным бабам, считая, что они наделены сакральной ценностью. Бабой испокон веков называлась женщина после рождения ребенка. Если попытаться детально разобрать это слово, то мы увидим, что «бабай» означает собой домового, а «яга» - огонь. Глагол «ягать» подразумевал собой крик, выражающий всю силу русской женщины. Из русских народных сказок мы знаем, что баба-яга являла собой главную матерь. В различных сказаниях данная героиня желала изжарить детей, однако никогда этого не делала, а лишь обещала.

Стоит подробно сказать о самом обряде перепекания детей, существовавшем на Руси. В давние времена бабки-повитухи клали ребенка на раскатанное тесто (специально заговоренное), заворачивали дите в него, затем клали его на хлебную лопату, опускали в печь на несколько минут. После данное тесто выбрасывалось, а ребенок выздоравливал.

Таким образом, мы можем судить о том, что баба-яга вовсе не отрицательная героиня сказок, а совсем наоборот. Василиса Прекрасная также ходила к бабе-яге, обращаясь к ней за советом, перенимая ее мудрость, необходимую для замужества.

Огромное влияние оказывает сказка на формирование образа семьи. Если посмотреть на большинство русских народных сказок, можно безошибочно отметить, что мужчина являлся хозяином, добытчиком, одним словом, главенствующим началом. Практически нет ни одной сказки, в которой главная героиня являлась бы «матерью-одиночкой». Зачастую напротив – описывается лишь та ситуация, где дети остаются на воспитании с отцом, по причине смерти женщины в семье.

К сожалению, со временем русские народные сказки заменяются различными мультфильмами, заграничным комиксами и т.д. Однако следует помнить, что народную мудрость несут собой именно старинные сказания. Задача современных людей в том, чтобы знать свою родную культуру, ценить ее, жить в согласии с ней, возводя на мощном духовном фундаменте новую молодую русскую элиту.

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития:

№80 Многодетная крупная многопоколенная семья; №5 Четырехдетная семья - национальный приоритет для России; №17 Перспективное детство; №47 Крестьянский дух и культура; №182 Русская песня.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011