Слуга двух господ? Казахстан вновь отмолчался по важному для России вопросу
31.03.2014 | Автор: Виктор Мартынюк
Представим себе совершенно бытовой случай. Приходим мы в гости к старым знакомым, которые нам даже уже стали казаться друзьями, и в какой-то момент случайно замечаем, как хозяйка прячет в укромное место серебряную утварь – явно чтобы мы не утащили, от греха подальше. Причем делать это пытается как можно деликатнее, но связь с приходом в дом гостей уж больно очевидна.
Обидно будет? Будет желание общаться с такими друзьями-параноиками как минимум на прежнем уровне?
И вот Казахстан вдруг возьми да и выступи такой вот «аккуратной хозяйкой», которая вдруг решила на всякий случай обезопасить имущество дома от, может быть, и хороших, но «а-кто-их-знает» каких гостей.
Казахи зачарованно обсуждают интересное решение своей власти – увеличить в северных районах страны долю коренного казахстанского населения за счет их переселения из центра и юга государства.
Тут следует особо оговориться: речь идет не о каком-то экзотическом прожекте местного «жириновского», а о действительно имеющем место решении Астаны. Определена даже цифра – сколько казахов из южных регионов республики потребуется переселить на север. Для начала – 300 000 человек. Более того, уже заключены определенные договоренности с Китаем, который готов предоставить Казахстану проживающих на своей территории казахов и уйгуров из Синьцзян-Уйгурского автономного района. Ну и, разумеется, поддержать обживаемые коренными казахами северные территории хорошим пакетом инвестиций.
Как и в случае с умозрительной хозяйкой из нашего примера в начале статьи, больше всего задевает в этой истории не сам факт планируемого «миграционного замещения» (это уже внутреннее дело суверенной страны), а потрясающее по степени своей открытости недоверие, причем абсолютно иррациональное, поскольку, в отличие от того же Крыма, на который у Российской Федерации как правопреемницы РСФСР и СССР есть все права, к северным территориям Казахстана претензий нет.
Но ведь яснее и быть не может, что решение Астаны по «коренизации» севера напрямую связано с историей о присоединении Крыма к России. И чтобы Москве сделать это было теперь «в случае чего» очень трудно, решились на столь этически неоднозначный шаг. Хозяйка припрятала столовое серебро – попробуй найди теперь, Москва. Говоришь, что не надо? А кто тебя знает?
Хороший партнер Москвы в построении Евразийского союза, ничего не скажешь.
Небесспорную инициативу казахстанских властей в беседе с обозревателем KM.RU обсудил председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
– Мне представляется крайне недальновидным для бывших советских республик, включая, кстати, и Россию, идти по пути национализации и этнизации, поскольку на каком-то коротком временном отрезке это, конечно, дает серьезные энергетические возможности, мобилизацию части населения, но затем неизбежно начинает тормозить общее развитие государства, а также важнейшие процессы строительства Евразийского союза. История уже знает немало примеров этому.
Так что я глубоко убежден, что подобные процессы ни в коем случае не должны поддерживаться. Их опасность должна стать предметом самых серьезных и публичных обсуждений, поскольку сегодня перед Россией стоит предельно серьезная задача – построение Евразийского союза, и все факторы, ограничивающие решение этой задачи, должны быть честно названы и нивелированы.
– Будут ли эти обсуждения? На минувшем голосовании в ООН по Крыму Казахстан предпочел воздержаться, а ведь вроде как наш верный союзник в деле построения Евразийского союза...
– Тут я могу лишь напомнить, что этот наш «союзник» в свое время не менее неприятно для нас отреагировал на ситуацию с Южной Осетией и Абхазией. Когда «мировое сообщество» гневно «обличило» российскую помощь этим республикам, Астана тогда вообще промолчала, тем самым, по сути, поддержав общий осуждающий Россию хор Запада. То же самое мы наблюдаем и теперь, потому я все же настаиваю на том, что не нужно строить никаких иллюзий на этот счет.
Надо просто честно самим себе признаться, что на сегодняшний день националистические векторы в бывших советских республиках ведут к совершенно эгоистическому отношению к происходящему на постсоветском пространстве, к акцентированию внимания на каких-то своих мифических опасениях, в том числе опасении «потерять» север Казахстана по «крымскому сценарию».
А что мы имеем в конечном счете? А то, что вместо солидарного строительства новой большой страны, построения мощного геополитического полюса нам приходится довольствоваться всякого рода умолчаниями, мягкими геополитическими демаршами, попытками ведения многовекторной дипломатии, а по сути – попытками служить двум и более господам одновременно.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)