Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/0156/

Юрий Крупнов: «Проблема наркомании есть, а теории наркомании — нет»

10.01.2014 | Автор: Владимир Гилев

Еще каких-то 30 лет назад тема наркомании казалась чисто западной,  не российской и, тем более, не советской. И в этом есть своя правда – с тех пор уровень наркотизации нашего общества возрос не в два и даже не в три раза –  в десятки раз. По мнению ряда ученых (социологов, политологов и т.д.), одна  из главных причин этого явления – геополитическая – распад СССР в 1991 году. И как следствие этого – идеологическая революция, мировоззренческая и, если хотите, формационная. Вот только на смену «социалистическому светлому будущему» пришел иной идейный инструмент, по силе воздействия на умы людей явно уступающий. Сегодня становится очевидным, что одного призыва «не кури, не пей, не употребляй наркотики» недостаточно, чтобы оградить подрастающее поколение от ошибок. Пропаганда в абсолютном своем виде оказывается бессильной.

Об этом и не только говорил Юрий Крупнов, президент Национальной Ассоциации реабилитационных центров, в ходе двухдневного семинара-совещания, на котором обсуждались вопросы, объединенные одной темой: «Совершенствование деятельности муниципальных антинаркотических комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Инициатива проведения мероприятия, в котором приняли участие представители муниципалитетов округа, принадлежит Департаменту внутренней политики ХМАО – Югры.

– Юрий Васильевич, в чем, на ваш взгляд, заключается сложность в осуществлении эффективной антинаркотической политики в субъектах Федерации и в России в целом?

– Ситуация отнюдь не утешительная. Проблема наркомании есть, а теории наркомании – нет. Чтобы было понятнее: на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти отсутствует единое понимание того, как нужно бороться с наркоманией. А в этом триединстве усилий и кроется основа национальной антинаркотической политики.Причем базовый уровень этой пирамиды – муниципальный.

– Это значит, что мы должны свести антинаркотическую политику до самой отдаленной деревушки или села?

– Когда мы говорим о муниципальном уровне, мы должны задать себе логичный вопрос, а где мы останавливаемся – село, деревня, район, город? Наверное, цементирующее звено в этой цепочке последнее. Это вовсе не значит, что все на себе должны «тащить» муниципальные образования. Суть в том, что именно от последних должен исходить импульс в сторону центра, именно местные власти должны выступать в роли лоббистов антинаркотической деятельности, формулировать и транслировать социальный заказ.

– То есть муниципалитеты должны выступать в роли ретранслятора, своеобразного рупора, а в ряде случаев и генератором антинаркотической деятельности?

– Вы правы. Зачастую вся антинаркотическая политика в регионах сводится к пропаганде, оформленная в комплексные планы работы, которые в субъектах РФ мало чем отличаются друг от друга. И вот здесь на первое место выходит  другая проблема – содержательная. Антинаркотическая комиссия  по своей структуре очень мощный орган, не надо его недооценивать. Надо только, чтобы она начала заниматься реальными людьми, а не мероприятиями. А случается так, чиновники на местах говорят: «Мы протестировали учащихся на предмет употребления ими наркотических средств во всех школах и вузах. Выявили такое-то количество наркозависимых. И все? Дело сделано? А дальше что с этими мальчишками и девчонками? Тестирование – это не решение проблемы наркомании, если останавливаться только на нем, а отказ от ее решения.

– И в самом деле, а что дальше Юрий Васильевич? В поликлинику к наркологу, к психологу?

– Сегодня существеют несколько подходов к решению проблемы наркомании. Один из них, которыйв основном практикуется в России, – это медицинский. Правда, за последние годы он наглядно продемонстрировал свою несостоятельность, эффективность его по разным данным – менее 1%. Безусловно, роль врачей огромна, особенно в случаях передозировки, когда нужно просто спасать жизнь человека. Но как сказал один священнослужитель: «Наркомания как болезнь – неизлечима». И с этим трудно не согласиться. Во многом это духовное состояние человека. Нужна комплексная реабилитация, я бы даже сказал, постреабилитация. Потому что человек должен вернуться в нормальную среду, где бы он постепенно социализировался. А если он вновь вернется в прежнюю обстановку, то ожидаемый эффект может оказаться нулевым.

– Будем честными, отношение к наркоманам неоднозначное: одни за то, чтобы помогать таким людям, другие – считают это напрасной тратой времени и денег. 

– Сколько людей – столько и мнений. Мы стараемся помогать. Нельзя одним росчерком пера ставить на человеке крест. Наркомания – элемент социальной эпидемии.  И, если хотите, вопрос качества жизни людей здесь является ключевым. А как сделать так, чтобы социально-экономические и духовные условия общества не втягивали молодежь в наркосети? Вот тут и начинается муниципальная антинаркотическая политика.

– Каковы на ваш взгляд критерии эффективности муниципальной антинаркотической политики?

– Хороший вопрос, но в какой-то степени риторический, ведь все проистекает из теории, а ее, как мы с вами уже говорили, – нет. С моей точки зрения, критерием эффективности является степень вовлеченности подростков и молодежи в жизнеутверждающие процессы. Любая политика должна делаться. И задача антинаркотической политики – связать муниципальный уровень с федеральным. Что касается профилактики, то она начинается и заканчивается в семье. Давайте только на секунду себе представим, с кем мы имеем дело. Нам противостоят лучшие химические лаборатории мира, лучшие ученые за огромные деньги синтезируют ежегодно десятки новых наркотиков, сильнейшие психотехники работают над тем, как заманить молодежь в ловушку. Без системного подхода  к решению этой проблемы как в организационном, так и в содержательном смысле не обойтись.

– Подобные встречи, форумы способны помочь в выработке правильных решений?

– Безусловно. Надо сказать, что Югра может служить примером для других субъектов по многим аспектам антинаркотической деятельности. Тем и важны такие встречи, что они позволяют определять слабые и сильные стороны в работе, обмениваться опытом, вырабатывать новые пути в решении проблемы наркомании. На Ханты-Мансийский округ в этом плане особая надежда. У вас есть, чему поучиться. Югра одна из первых начала борьбу с кодеинсодержащими препаратами – вопрос, который не решался в нашей стране 15 лет.