Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Путин разберется с местными

07.10.2013 | Автор: Андрей Полунин

8 ноября в Москве пройдет Всероссийский съезд муниципальных образований РФ. Ожидается, что его посетит президент Владимир Путин. Как сообщает организатор мероприятия – Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) – съезд приурочен «к юбилею трех базовых документов в сфере местного самоуправления: 10-летию принятия Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 15-летию ратификации Россией «Европейской хартии местного самоуправления» и 20-летию новой Конституции Российской Федерации». Но главная задача съезда – обсудить и принять новую государственную концепцию развития местного самоуправления (МСУ) на среднесрочный период.

Напомним: закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был принят Госдумой еще 6 октября 2003 года. Однако его цель – приблизить к населению муниципальную власть, которая должна самостоятельно и на собственные средства решать местные проблемы – не была достигнута. Так считают эксперты семи рабочих групп, созданных в рамках оргкомитета съезда.

Вот что предлагается сделать в новой концепции развития МСУ:

– Принять закон о принципах административно-территориального устройства, ввести понятия «городская агломерация» и «государственное поселение», жизнедеятельность которых обеспечивают государственные или региональные органы власти;

– На территориях, где поселения редки, упразднить муниципальные районы;

– Там, где поселения малонаселенны, наоборот, отменить поселенческий уровень власти, оставив только районный;

– Для решения финансовых проблем передать в распоряжение муниципалитетов полезные ископаемые (щебень, песок, торф), дать возможность распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, передать 2% налогов на прибыль;

– Четко разделить полномочия между властями разных уровней и запретить передавать их с уровня на уровень, не обеспечив финансами, запретить Госдуме рассматривать законопроекты о передаче полномочий без указания источников финансирования даже в первом чтении;

– Особое внимание обратить на развитие сельских поселений: прописать их финансирование отдельной стройкой в бюджете, принять законы о поддержке отечественных сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств, улучшить социальное обеспечение селян.

Похожие инициативы ВСМС уже озвучивал на съезде в июне прошлого года, но они не были услышаны. Теперь делегаты надеются, что их услышит лично президент Путин.

Нужно ли Кремлю местное самоуправление?

– В последнее время федеральный центр делает политическую ставку именно на муниципальный уровень, – считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Напомню, как раз муниципальные депутаты работают с таким политическим инструментом, как муниципальный фильтр. Если не обеспечить региональный и муниципальный уровень соответствующим финансированием и поддержкой, у Кремля могут возникнуть серьезные проблемы. С этим и связано внимание, которое уделяет съезду президент Путин.

Сегодня бюджет муниципалитетов недофинансирован. С одной стороны, из-за небольшого объема функционала на этом уровне, с другой – из-за концентрации в региональных и федеральных руках основным финансовых инструментов. Теперь, насколько я понимаю, центр готов предложить муниципалам некоторую компенсацию.

На съезде, помимо прочего, будут обсуждаться законопроекты муниципальных депутатов. Сегодня муниципалам, чтобы провести необходимый законопроект, который затрагивает региональный или, не дай Бог, федеральный уровень, нужно прикладывать титанические усилия. Практически, это невозможно сделать. Теперь центр готов облегчить им задачу.

Смысл съезда – синхронизировать муниципальные, региональные и федеральные законодательные линии. Это даст реальные возможность муниципальным депутатам проводить свои инициативы через федеральный контур. Такая возможность порой намного важнее, чем непосредственное обладание финансовыми инструментами.

Плюс, в среднесрочной перспективе неплохо сбалансировать региональные и муниципальные бюджеты – об этом тоже будет говориться на съезде. Для этого придется изыскивать дополнительное финансирование и источники доходов для двух этих уровней, с учетом, что именно на региональном уровне сконцентрированы социальные расходы. Но центру сейчас крайне важно, чтобы муниципалитеты и регионы не испытывали дополнительных сложностей. Поэтому повышенное внимание к их проблемам вполне объяснимо…

– Если что-то и будет сделано для развития местного самоуправления, то очень немногое, – уверен замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – У центра сейчас совершенно другая задача – концентрация ресурсов на федеральном уровне. Ради этого даже пенсионные накопления власть намерена временно конфисковать – если называть вещи своими именами. Ему не до муниципалитетов.

Сейчас власть пытается, прежде всего, выполнить предвыборные обещания президента, что становится все сложнее в условиях экономической стагнации. Вторая задача, которую ставит Путин перед федеральным уровнем – реализация ряда масштабных проектов. Например, строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. А недавно глава государства впроброс заявил, что если придется выбирать между суверенитетом и повышением благосостояния, мы выберем суверенитет. На мой взгляд, это означает, что еще одним приоритетом государства являются расходы на оборону.

Таким образом, мы уже сейчас видим целый ряд направлений, которые объясняют и оправдывают концентрацию средств наверху. Останутся ли при таком раскладе средства муниципалитетам для выполнения их функций – большой вопрос. Может быть, сравнительно небольшие деньги для них Кремль сможет изыскать, но вряд ли он отдаст муниципалитетам всю свою заначку…

– Политика развития местного самоуправления не изменится, – подтверждает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Основа нынешней социально-экономической модели – пирамида, в которой – по степени близости к богатству и Москве – страна поделена не небольшой слой элит и всех остальных. В рамках этой модели и произведено расслоение власти на муниципальный, региональный и федеральный уровни. Основной вопрос развития самоуправления кроется вовсе не в деньгах. Проблема в том, что деньги концентрируются в Москве, а муниципальные районы и малые города фактически отделены от государства.

Сегодня нет главного условия для развития самоуправления – замыкания федеральных возможностей (финансовых, управленческих, административных) на муниципальный уровень. В нашей стране 1818 муниципальных районов – я не беру более мелкие административные образования. По сути, у президента и премьера основным рабочим инструментом должен быть электронный планшет с картой России, разбитой на муниципальные районы. Нужно, чтобы еженедельно проводился мониторинг состояния дел в каждом из них, и на карте отмечался бы негативный или позитивный сдвиг.

В идеале, управлять нужно именно районами. У нас же проблемы скинуты на муниципальный уровень, а выгоды от высоких цен на нефть забирают федеральный и частично региональный уровни управления. В рамках этой модели можно менять шило на мыло – но муниципалам от этих перемен легче не будет. Реальное развитие местного самоуправления возможно только при смене базовой модели. Вряд ли такая перестройка случиться в ближайшее время...

– Начинать нужно с корректировки закона о местном самоуправлении, – убежден президент Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики (ФИЭП), политолог Андрей Миронов. – Сегодня, если брать крупные муниципальные образования, мы практически повсеместно сталкивается с двоевластием. Пока не отменят институт сити-менеджеров, губительно действующий на систему управления страной в целом, чехарда с местным самоуправлением будет продолжаться.

Что до распределения средств между уровнями власти, об этом спорят не первый год. Насколько федеральный центр готов пойти навстречу муниципалитетом, дать им возможность управлять большим бюджетом – вопрос по-прежнему открытый. Не думаю, что его решат на съезде. У федерального центра до сих пор нет четкого понимания, куда и зачем уходят деньги на муниципальном уровне...

Обсуждение в ЖЖ Юрия Крупнова

Источник - ЗДЕСЬ

Опубликовано в рамках продвижения проекта развития: №52 Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011