Схватка вокруг Сирии. Часть вторая
02.10.2013 | Автор: Александр Палагин
Первая часть - ЗДЕСЬ
Часть Вторая
Бои России на дипломатическом ринге: успех или везение?
Наше руководство, а именно администрация президента, где собственно и куется внешнеполитическая стратегия страны, до сих пор не может определиться, в чем заключается внешняя политика государства, какие у страны есть интересы зарубежом и какова национальная внешнеполитическая стратегия. В лучшем случае эта стратегия проглядывается в нефтегазовой сфере, а порой складывается впечатление, что её просто нет.
Россия уже на протяжении многих лет продолжает позиционировать себя ревностным защитником международного права и всячески пытается все острые вопросы мирового масштаба решать только лишь через резолюции ООН и путем переговоров. Между тем за последние 10-15 лет США и их союзники решали свои проблемы, далеко не всегда считаясь с решением ООН. Так было в Югославии, так было в Ираке, где США не получили полного одобрения не только в ООН, но и в НАТО. Сюда же можно отнести и войну в Южной Осетии 2008 года, когда Россия в первые часы атаки пыталась остановить продвижение грузинских войск экстренными созывами Совета Безопасности ООН. Из всего этого можно сделать вывод, что для «стратегов» из администрации президента, которые дают указания МИДу, вся суть дипломатии заключается только лишь в проведении переговоров. Они не понимают или не хотят понимать, что в мире есть такие глобальные группы интересов, с широчайшими финансовыми возможностями и разветвленными лобби, которые в состоянии заставить мировых лидеров принять то или иное решение, в том числе и военного характера. Складывается впечатление, что точно также сложилось и в Сирии. Наши руководители не понимают глубины интересов, которые направлены против Сирии. При таком подходе тактически мы можем иногда выигрывать, но стратегически проиграть.
Кроме того у нашей дипломатии явно устарели методы работы, мы много чего заимствуем, а чего-то своего, инновационного пока не изобрели. В этом смысле справедливо мнение председателя Движения развития Юрия Крупнова о том, что у представителей МИД России крайне слабое технологическое обеспечение как в сфере международного права, так и в сфере практических технологий современной дипломатии. По его мнению, наши дипломаты сейчас используют такую технологическую модель как «мягкая сила» (soft power), которая была взята «напрокат» из англосаксонской геополитической мысли», в то время как страны запада уже давно практикуют практику так называемых «гуманитарных интервенций».
Если говорить конкретно про Сирию, то России изначально нужно было жестче отстаивать свою позицию, оказывать более явную демонстративную поддержку Б. Асаду. Также можно было бы поднять вопрос об угрозе международного терроризма и вынести на Совбез ООН предложение о силовом вмешательстве в сирийский конфликт, но уже для борьбы с международным терроризмом. Только сделать это нужно было еще до теракта 21 августа, когда сирийские войска наступали. Кстати, израильские бомбардировщики несколько раз за этот год уже вылетали на боевые задания в Сирию именно с этой целью – бомбить боевиков. Почему так и не воспользовались этой дипломатической лазейкой за последние полгода? - Непонятно.
В то же время надо признать, что своевременное предложение России по присоединению Сирии к Организации по запрещению химического оружия и полного его уничтожения в обмен на отказ от военного вмешательства несомненная удача. И хотя ключевые этапы химического разоружения режима Башара Асада еще впереди, на сегодняшний день ситуация явно развивается по благоприятному сценарию: военная операция США против сирийского режима снята с текущей повестки дня. Об это говорят и на Западе. «В.Путин играет в шахматы, а мы - в крестики-нолики», - так высказался о российской инициативе цивилизованной ликвидации химоружия в Сирии глава комитета по разведывательной деятельности конгресса США Майк Роджерс. А сотрудница Брукингского института, соавтор книги Mr. Putin: Operative in the Kremlin Фиона Хилл заявила, что "Если взять в качестве метафоры любимый вид спорта В.Путина - дзюдо, то можно сказать, что российский лидер провел против Б.Обамы удачный бросок". Бывший посол Великобритании в Сербии и Польше Чарльз Кроуфорд вообще назвал день, когда Россия выдвинула предложение о постановке химоружия Сирии под международный контроль, ни много ни мало "худшим в истории западной дипломатии".
Однако какими бы лестными не были эпитеты западных экспертов этот успех скорее случайность, чем закономерность. Если учитывать устаревшие подходы нашего руководства, о которых говорилось выше, России скорее просто повезло, что Обама допустил такие просчёты, загнав себя в крайне опасное положение.
Кстати говоря, ряд экспертов полагают, что Россия, после подписания резолюции ООН №2118 от 27 августа, еще больше развязала руки США в отношении Сирии. В частности Юрий Крупнов охарактеризовал сложившуюся ситуацию как запуск процесса превращения Сирии в Ливию.
Что будет дальше?
Прогнозировать дальнейшее развитие событий дело неблагодарное. Но если снова обратиться к логике геополитических интересов всех участников этого конфликта как прямых, так и косвенных, то войны, скорее всего, удастся избежать. Западу в условиях нестабильной экономики крайне не хочется воевать. И какими бы громкими и воинственными не были высказывания президента Франсуа Оланнда, рейтинг которого самый низкий за последние 40-50 лет, получать из Сирии «груз -200» в Европе никто не хочет.
Что же касается США, то нынешней администрации начинать боевые действия, имея на руках серьезные опасения военных и Разведывательного сообщества США, пацифизм общественного мнения да и в условиях внутренних проблем – на повестке дня октябрьское утверждение бюджета в конгрессе – было бы если не безумием, то большой авантюрой, за которую расплачиваться пришлось бы самому нобелевскому лауреату. Обама это понимает, и воевать не хочет, но интересы глобального бизнеса сильнее национальной бюрократии. Если военные корпорации и нефтяники все-таки надавят на Обаму, всё может измениться. Поэтому вероятность атаки нельзя сбрасывать со счетов, хотя бы потому, что слишком много интересов завязано на сирийском кризисе.
Обама, конечно же, будет гнуть свою линию, грозить применением силы, но всё это ни о чём. Обама знает, что сегодня нормализация ситуации вокруг сирийского химического оружия – это наша головная боль. Он прекрасно понимает – этой войной он своё имя золотыми буквами в историю не впишет. С другой стороны у США появляется прекрасная возможность нормализовать отношения с Ираном. Первый звонок уже был сделан на недавней Генассамблеи ООН, где прошла историческая встреча президентов США и Ирана. А недавно Д. Керри даже заикнулся о возможном снятии санкций с Тегерана. Если так пойдет и дальше, то об американском военном вмешательстве в Сирию можно будет забыть.
Если говорить о Саудовской Аравии, то эта страна пока терпит поражение, что не может не играть на руку как Ирану, так и в какой-то степени США и даже Турции. С другой стороны от саудитов можно ждать новых провокаций.
России же, одержав тактическую победу, необходимо развить и закрепить свой успех на стратегическом уровне, максимально жестко отстаивать свою позицию и интересы. Тем более что у России в Сирии они действительно есть. Также следует готовиться к возможной эскалации подпольной деятельности ваххабитов на Северном Кавказе, так как арабские шейхи этого дипломатического маневра России не простят, а деньги на содержание террористов идут именно оттуда. Россия должна продолжать налаживать тесное сотрудничество с Ираном, поскольку в этом конфликте Россия и Иран выступают заодно. И все те, кто воюет в районе Дамаска, зверски убивает ни в чем неповинных людей, в том числе христиан, очень легко может оказаться районе Сочи.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)