Может ли РусГидро построить ГЭС?
01.10.2013 | Автор: Александр Беляков
В СМИ появились сообщения, что ОАО РусГидро, вдохновленное катастрофическим наводнением на Амуре, считает, что в бассейне Амура «необходимо строительство новых ГЭС с емкими водохранилищами, а также контррегулирующих ГЭС» и предлагает построить по одной ГЭС на Шилке, Зее и Нимане, и по две — на Селемдже и Большой Уссурке. Но без грубого нарушения законов Российской Федерации это невозможно.
Что предлагает РусГидро, и что должно быть?
Нетрудно заметить подтасовку: ГЭС не защищает от наводнений. От наводнений защищает водохранилище, аккумулируя избыточную воду, а потом отдавая ее в маловодный период. И водохранилищу, чтобы защищать от наводнений, вовсе не нужна ГЭС, сброс воды из него («попуск») можно делать через любой водовыпуск.
В нынешней России ГЭС — коммерческое предприятие. ОАО РусГидро, вознамерившись получать прибыль от продажи электроэнергии, предлагает построить несколько ГЭС, а при них — водохранилища, которые вполне аналогичные складам топлива на тепловых электростанциях. Защита от наводнений с помощью этих водохранилищ — дополнительный эффект при получении прибылей от работы ГЭС. Он может быть реализован при наличии в водохранилище к началу паводка свободной емкости («предпаводковая сработка»), а может и нет — если коммерсанты пожелают для максимализации прибыли (выработки ГЭС) поберечь «топливо», воду в водохранилище.
Государство, будучи обязано заботиться о населении (а разве не так?!), должно строить на реках водохранилища. Они и от наводнений защитят, и воду для всех надобностей дадут, и судоходные условия радикально улучшат, и рыба в них разведется, и т.д. и т.д. А при каждом водохранилище — ГЭС, и доход от сбыта выработанной ею электроэнергии сначала покроет затраты на строительство и обустройство ложа водохранилища, а потом может направляться на социальные нужды.
Две плотины или каскад?
«Контррегулирующие ГЭС» — СМИ почему-то поместили этот редкий и мало кому известный термин без комментариев. А зря.
ГЭС в этот термин включена лишь из любви РусГидро к прибылям. Контррегулятор — не ГЭС, конечно, а водохранилище, подпирающее участок реки ниже основного водохранилища (регулятора) с ГЭС, его нижний бьеф. Водохранилище-контррегулятор может также называться буферным водохранилищем или контрбьефом. У него должна быть своя плотина, может быть и ГЭС. Его задача — уменьшать нежелательный для всех размах колебаний уровня воды, обусловленных неравномерностью работы мощной ГЭС — осуществление той простой мысли, что нижний бьеф водохранилища-регулятора с ГЭС должен быть подперт.
Но такая двухплотинная схема использования водной энергии крупного водохранилища морально устарела уже к 1930-м годам!
Она, например, разрабатывалась Министерством путей сообщения в 1916–20 гг. в проекте шлюзования Днепровских порогов с «утилизацией водяной силы», но была отвергнута в конце 1920-х гг. в связи с перспективой реконструкции Днепра в непрерывный каскад водохранилищ, в результате осуществления которой нижний бьеф затопившего в 1932 г. пороги Днепровского водохранилища подперт Каховским водохранилищем (1956), а само Днепровское водохранилище стало нижним бьефом Днепродзержинского водохранилища (1964), и т.д.
В непрерывные каскады реконструированы практически все реки Европы, Азии, Северной Америки: например, Рейн — каскад из 21 ступени, Миссисипи — из 32 ступеней, и т.д. И в нашей стране такую реконструкцию рек в конце 1920-х гг. начали, но в 1960-х гг. почему-то бросили, не закончив даже и начатого (Днепр — 6 ступеней, Волга — 8 ступеней).
А вместо этого впаривают двухплотинные схемы (контрбьеф есть у Саяно-Шушенской ГЭС, запланирован у Бурейской ГЭС), истинный смысл которых — максимализация энергоотдачи и прибылей от коммерческого использования водной энергии, но такая, чтобы не вякали о непомерном размахе суточных колебаний уровней воды в нижних бьефах ГЭС.
Река - собственность?!
В нормальном правовом пространстве получение коммерческой выгоды возможно только от вещей, находящихся в собственности коммерсанта.
А текущая вода (aqua profluens) по своей природе не может быть объектом собственности, она, как и солнце, воздух, море (и, кстати, берега морей и рек) — общая (в терминах римского права — «res omnium communes, вещь всеобщая»). Это — вечная как мир и неоспоримая истина.
Но вспомним: нынешний режим шел к власти под лозунгом «возрождения той России, которую мы потеряли». Да, «еры» на вывесках возродили…
А в Российской Империи были воды общего пользования, общее право на них со временем расширялось, и с 13 июня
Промышленное (коммерческое) использование «водяной силы» вод общего пользования было невозможно: она «не входит в сферу права берегового владельца, а правительство, не будучи собственником судоходных рек, не имеет права на нее тоже, не может приобрести ее путем экспроприации, а, следовательно, и предоставить третьим лицам». (Так в 1889 г. Кассационный департамент Сената мотивировал отказ в разрешении деятельности петербургского «Общества электропередачи силы водопадов»).
И сколь бы абсурдным и противоестественным это ни было, но нынешние российские законы объявляют реки объектом собственности — государственной (Водный кодекс, ст. 8).
Законы нынешней России, гидроэлектростанции и РусГидро
Но если река — государственная собственность, то и получателем прибыли от сбыта электроэнергии ГЭС на ней может быть только собственник — государство.
ОАО РусГидро — не государство. Будучи собственником гидротехнических сооружений и ГЭС с ее оборудованием, оно обязано нести все расходы по их эксплуатации, но получать прибыль от не принадлежащей ему текущей в реке воды — не вправе.
Ибо едва ли кто будет оспаривать простой тезис, что энергоноситель, энергию которого кто-то использует в своих целях, должен быть объектом его собственности.
Так, чтобы поехать на автомобиле, я должен сначала стать собственником некоторого количества бензина (купить), а чтобы выработать на тепловой электростанции электроэнергию для продажи, ее владелец должен купить соответствующее количество угля (или иного топлива). Если же я бензин не куплю, а, например, залью в бак своего автомобиля из стоящей возле соседнего гаража канистры, то поездка моя приобретет (мягко говоря) противоправный характер. По аналогии с этим казусом следует признать противоправной и выработку электроэнергии при помощи топлива, не принадлежащего владельцу электростанции.
ОАО РусГидро не является собственником ни реки, ни энергоносителя (текущей в реке воды), собственник по российским законам — государство. Но присвоение принадлежащей государству водной энергии (традиционное название такого деяния — казнокрадство) почему-то оборачивается для акционеров ОАО РусГидро не нарами в местах, не столь отдаленных, а нарастающими сверхприбылями: себестоимость производства электроэнергии на ГЭС была в конце 80-х гг. в среднем в 8 раз ниже, чем на ТЭС, в середине 1990-х гг. в 13–15 раз, а сейчас — коммерческая тайна.
Далее. По ст. 39 Водного кодекса, только собственники водных объектов вправе осуществлять на них гидротехническое строительство. А собственник рек ― опять-таки государство. А у него нет органов для гидротехнического строительства, только войска и спасатели, от которых во время наводнений героически сыпется песок — в дамбы…
Кроме того, в России любые гидротехнические проекты могут осуществляться только в соответствии со «Схемами комплексного использования и охраны водных объектов» (СКИОВО) — это вменено Водным кодексом Российской Федерации, ст. 33. Насколько известно, в СКИОВО бассейна Амура предлагаемых РусГидро новых ГЭС нет. Следовательно, надо или отменять узаконенную на 15 лет СКИОВО (и тогда зачем она вообще нужна?!), или признать, что предлагаемое ОАО РусГидро строительство в бассейне Амура незаконно.
Конституция Российской Федерации…
Полагаем, что «действующая» Конституция все-таки должна действовать, и при строительстве плотин и создании водохранилищ ее гарантии должны быть обеспечены.
Но при ставшем привычным с начала 1960-х гг. перекрытии реки плотиной без судопропускных сооружений, проход по реке становится физически невозможным, река утрачивает способность служить путем сообщения, а общее право пользования ею в таком качестве оказывается не осуществимым (ликвидированным). Это противоречит статье 34 Конституции Российской Федерации:
а) становится невозможным функционирование воднотранспортных предприятий (а равно и водная перевозка грузов самим их владельцем), то есть уничтожается право «предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности» — ст. 34.1;
б) уничтожается возможность выбора того или иного вида транспорта для перевозки (водный, железнодорожный, автомобильный), водный транспорт выводится с рынка транспортных услуг, перевозки монополизируются железнодорожными или автотранспортными предприятиями. Поэтому такое гидротехническое строительство подпадает под запрет ст. 34.2: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Кроме того, переселение жителей на другие места в связи с заполнением водохранилища есть ни что иное, как принудительное отчуждение их имущества. Но по Конституции РФ (ст. 35.3) оно может быть произведено только для государственных нужд.
В связи с этим заметим вскользь, что по законам Российской Империи принудительное отчуждение недвижимых имуществ было возможно только «для государственной или общественной пользы» (Свод Законов…, т. Х, ч. 1, ст. 575), а защита от наводнений или улучшение судоходных условий рек, будучи безусловно общественно-полезным, не обязательно нужно государству!
В соответствии со ст. 35.3 Конституции РФ, прежде чем выдвигать проект постройки новой ГЭС, должна быть удостоверена государственная нужда и в ней самой, и в затоплении земель для нее. А поскольку государство не станет собственником предлагаемой ОАО РусГидро новой ГЭС, а лишь соучастником этого коммерческого предприятия, то никаких реально-правовых доказательств того, что эта ГЭС действительно нужна государству, и нет, и не может быть.
Итак, российские законы идут вразрез с естественными законами, и с отечественной правовой традиции, а вместе с тем они блокируют гидротехническое строительство на реках.
Поэтому в России при обилии рек — острый дефицит водохранилищ. Именно в этом, а отнюдь не в «глобальных изменениях климата» — причина постоянных бедствий то от избытка вод, то от их недостатка.
Поэтому в России больших плотин (то есть плотин высотою больше 15 м) в 403 раза меньше, чем в КНР, в 105 раз меньше, чем в США, в 42 раза меньше, чем в Индии, в 40 раз меньше, чем в малюсенькой Японии, и т.д.
Поэтому заведомо не могут быть осуществлены и выдвигаемые ОАО РусГидро (будто бы «для защиты населения от наводнений»!) проекты нескольких новых ГЭС на Дальнем Востоке. Правда, такая имитация деятельности позволяет кому-то попиариться, демонстрируя свои «высокие цели».
Что делать?
1. Национализировать действующие гидроэлектростанции (их приватизацию следует в судебном порядке признать незаконной и потому ничтожной).
2. Взыскать с виновных в незаконном присвоении принадлежащей государству прибыли от сбыта электроэнергии действующих ГЭС всю эту прибыль с момента их «приватизации».
3. Приблизить к естественным и традиционно-правовым реалиям водное законодательство: признать, что воды физически не могут быть объектом собственности, но объектом общего права, и что обязанность государства — охрана и расширение этого общего права, и при этом признать, что
охрана общего права на воды состоит в сохранении естественных (улучшенных искусственных) качеств вод (чистоты, объема, режима), включая их восстановление, а также в недопущении (пресечении) действий, препятствующих осуществлению общего права на воды,
а расширение общего права на воды состоит в улучшении естественных качеств вод (состава, режима), включая прекращение (предотвращение, уменьшение) вредных воздействий вод, а также в создании межбассейновых соединений (соединение разделенных в естественных условиях вод открывает возможность пользования водами смежного бассейна и самого соединения).
3. Признать за государством в связи с расширяющей общее право на воды реконструкцией речных систем, право использования водной энергии рек и запретить устройство плотин и водохранилищ без гидроэлектростанций.
4. Запретить, как стесняющее общее право на воды, устройство на реках сооружений, препятствующих пользованию ими как путями сообщения, и предписать построить в действующих подпорных гидроузлах сооружения, позволяющие воднотранспортным средствам беспрепятственно пользоваться транзитным путем.
5. Для реального (а не нынешнего, бумажно-имитационного) управления водными ресурсами, следует образовать специальное ведомство: Министерство водных ресурсов, в состав которого вошли бы действующие ГЭС, нынешние бассейновые структуры Минтранса и Минприроды, а также все остальные принадлежащие ныне разным владельцам пруды и водохранилища на реках с их подпорными сооружениями.
В результате все гидротехнические сооружения на всех реках РФ получат одного, и притом ответственного, владельца, и появится возможность проведения единой водохозяйственной политики.
Между прочим, канут в небытие умопомрачительные и уже приведшие к авариям факты, когда составляющие один и тот же напорный фронт одного и того же комплексного гидроузла сооружения принадлежат разным владельцам (замечательно, что требующие расходов, но не приносящие дохода судоходные шлюзы принадлежат государству, а приносящие доход гидроэлектростанции – ОАО РусГидро).
Улетучатся умные мысли и их нынешняя реализация о взимании с населения (а с кого же еще?!) налогов за протекание воды по проточным трактам гидротурбин, или поборов за прохождение судов через шлюзы и плавание по водохранилищам, которые специально для того и созданы: в 1934 г. задача реконструкции Волги определялась как «тройная — транспортно-ирригационно-энергетическая», а отнюдь не как «дивиденды-акционерам-приносящая».
Часть прибыли, получаемой государством от сбыта электроэнергии ГЭС (ее следует определить законодательно), сможет перераспределяться внутри Министерства водных ресурсов и направляться на осуществление комплексных водных проектов и связанное с ним наращивание мощностей ГЭС.
Какими должны быть эти проекты?
Давно существует концепция, увязывающая решение разнородных водных проблем в единое целое. Она предполагает постепенную реконструкцию рек России в сеть шлюзованных глубоководных путей (каскадов подпертых плотинами бьефов — водохранилищ), объединенную межбассейновыми каналами, причем гидроэнергетический потенциал рек должен быть использован гидроэлектростанциями при ступенях каскадов. За всем этим закрепился термин «Объединенная водная система (ОВС) России и сопредельных стран».
Действующей частью ОВС является Единая глубоководная система Европейской части РФ с ее водохранилищами, гидроэлектростанциями, межбассейновыми соединениями (Канал им. Москвы, Волго-Дон, Волго-Балт, Беломоро-Балтийский канал).
В своем развитии ОВС сможет выполнять функции Единой водохозяйственной системы: ее водохранилища будут регулировать речной сток, защищая от наводнений и давая воду в маловодья, а межбассейновые судоходные соединения смогут при надобности передавать воду в смежные бассейны.
«Объединенная водная система России и сопредельных стран» — инновационная разработка СОПСа.
А.А. Беляков,
зав. сектором водного хозяйства СОПС,
к.т.н., д.г.н.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)