Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/0083/
Молодежная космическая столица - неотложная необходимость
30.09.2013 | Автор: Ксения Гусева
Среди предложений председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова относительно космодрома "Восточный" есть предложение создать на космодроме и в городе Циолковский, который должен иметь население в 30 тысяч человек, молодежный космический центр, даже молодежную космическую столицу (МКС 2.0).
На первый взгляд - утопия. Особенно если смотреть с точки зрения тех "специалистов", которые привыкли к "серьезному отношению", обычно выражаемому в миллиардах рублей и сотнях миллионов долларов. Мол, достаточно лишь дать побольше денег, чтобы конвейер коммерческих запусков закрутился и приносил ощутимую прибыль. Однако неудачный запуск "Протона" 2 июля 2013 года, известный телезрителям по красочным кадрам летящей вверх тормашками ракеты и взрыва на земле, перечеркнул эту позицию, высказываемую в течение целого ряда лет. Оказывается, одних денег недостаточно. Нужны еще опытные специалисты. По официальным данным, авария произошла из-за неверной установки датчиков угловой скорости, в силу чего ракета потеряла стабилизацию и разрушилась. В "Роскосмосе" вину возложили на конструкторов и технологов, не предусмотревших исключения неверной установки датчика. В свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин не стал снимать вины и с космического агентства: "Причиной техошибки при сборке "Протона" стало отсутствие производственной дисциплины, порой преступная халатность и поверхностное отношение со стороны Роскосмоса".
Думается, что истина лежит посередине между этими заявлениями. Конечно, разъемы для датчиков нужно конструировать таким образом, чтобы их нельзя было поставить неправильно, даже с помощью молотка. Конечно, технологи должны контролировать процесс сборки ракеты. Но это, скорее всего, выражение странной кадровой ситуации в "Роскосмосе", о которой сказал ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров: "Средний возраст работников Роскосмоса - 46 лет, основной костяк составляют мальчишки по 26 лет и сотрудники, которым за 70". По данным расследования аварии "Протона" выяснилось, что монтажник ФГУП "ГКНПЦ имени М. В. Хруничева", которому было 30 лет, ставил датчики второй раз в жизни и не до конца изучил процесс сборки.
Подобный разрыв в возрасте губителен. Старые специалисты, конечно, люди опытные, тертые десятилетиями работы в космической отрасли. Но согласимся, что в 70 лет нельзя быть постоянно в цехах или на космодроме, чтобы контролировать все стадии сборки и подготовки ракеты к полету, силы не позволяют. Старикам больше подходит кабинет, чем производственный цех. Предоставленные сами себе мальчишки, как выяснилось, не в состоянии все сделать правильно, главным образом потому, что сразу из вуза, где изучают теорию, они бросаются в производство - малоизвестную для них сферу. Среднего возраста - 35-45 лет, которые должны иметь достаточный опыт, чтобы контролировать весь техпроцесс, в "Роскосмосе" нет. Сказались результаты 20-ти летнего недофинансирования космонавтики, которая не смогла набрать и подготовить нового поколения.
Ситуация в ближайшие годы, конечно, сильно усугубится. Старики уйдут на покой или уйдут из жизни, а космонавтика окажется в руках этих самых мальчишек, которые могут перевернуть датчик угловой скорости и забить его в разъем молотком. Они поневоле станут руководителями космической отрасли. На низовые должности придут такие же мальчишки, только без опыта. Результатом неизбежно будет череда аварий и катастроф, возможно даже с гибелью космонавтов.
Что делать? Единственное решение, которое обещает быть эффективным, это как раз МКС 2.0 Юрия Крупнова. Суть этого предложения состоит в том, чтобы создать опытно-производственную площадку на космодроме "Восточный", где бы молодежь могла научиться делать и запускать ракеты до того, как завалится очередной "Протон". Учиться нужно не только в теории, но и на практике, от простого к сложному, от постройки и запуска сравнительно простых ракет, до сложных систем. Пусть молодежь: школьники старших классов, первокурсники попробуют в МКС 2.0 космическую технику руками, попробуют запускать несложные и недорогие ракеты. Если ракета улетит и упадет где-нибудь в амурской тайге, от этого большого ущерба не будет. Но практический опыт, вкупе с теоретическими знаниями, станет основой для прочных знаний. Ведь так учились космонавтике нынешние знаменитые старейшины российской космонавтики. Они тоже набили немало ракет и аппаратов, прежде чем приобрели свой большой и ценный опыт.
МКС 2.0 должен быть создан при сотрудничестве всех космических организаций и космических предприятий. Старшие специалисты, пока они еще живы, пусть консультируют и наставляют молодежь на месте или через телеконференции. Студент той же "Бауманки", обучающийся по космическим специальностям, должен обязательно пройти не менее трех практик в этом молодежном центре и на космодроме, лично участвовать хотя бы в 2-3 запусках, прежде чем он получит диплом и перейдет на работу на предприятие или в другую организацию отрасли. Пожалуй, это единственный способ гарантировать от неправильной сборки ракет-носителей и их аварий.
Кроме того, для приобретения опыта и навыков, молодой специалист должен работать на космодроме, в его службах, тогда как сейчас в лучшем случае речь идет только об ознакомительных экскурсиях. Потом, космодром "Восточный" еще надо достраивать, оснащать и осваивать, что также лучше всего делать именно молодежи, имеющей силы для такой работы.
Так что предложение Юрия Крупнова более чем жизненно. Альтернатива ему, как указано выше, переход космической отрасли в руки неопытных мальчишек, которые будут командовать еще более неопытными мальчишками. Это путь катастроф и жертв. Еще несколько неудачных запусков, и имидж российской космонавтики будет сильно подмочен, и тогда о миллионых прибылях за запуски останется только мечтать. Конечно, сейчас можно ничего не делать, как у нас принято, то в этом случае через несколько лет все равно придется под давлением провалов и неудач создавать этот самый учебный молодежный центр и в нем готовить новое поколение специалистов, позволяя им осваивать технику пробами и ошибками. Лучше этот процесс начать сейчас, пока еще есть время, пока еще живы старые специалисты, которых мы все бесконечно уважаем, и которые могут поддержать молодежь своими наставлениями.
Опубликовано в рамках продвижения проекта развития: №30 Космодром Восточный - ведущий космодром мира