Российская дипломатия должна исполнить свой исторический долг – для этого у неё остаются считанные дни
03.09.2013 | Автор: Дмитрий Панюков
МИД России обязан выступить с самыми жёсткими заявлениями по поводу планов США в Сирии. Уровень требований должен быть таков, чтобы создать серьёзные, значимые препятствия агрессии. Исполнение данного требования является совершенно, абсолютно необходимым. Это непосредственный долг российской дипломатии, её прямая обязанность.
Почему такие однозначные формулировки? Почему «обязан», почему «требование», почему «необходимо»? Потому что это так и есть. Давайте разберёмся.
Мир неоднозначен и многие вещи в нём, в силу определённых факторов могут казаться различными, с разных точек зрения. В то же время, есть сущности абсолютные, не приемлющие различных трактовок в зависимости от желаний, интересов и убеждений тех или иных субъектов. В сфере общественного устройства такие сущности составляют основу юридических норм (законов) – совершенно обязательных для исполнения всеми требований. Различное толкование законов недопустимо. Способность стабильно существовать на основе чёткого и единого свода норм, до известной степени, определяет уровень цивилизованности общества. Интересная деталь – если общество структурировано, то степень обязательности исполнения правовых норм должна усиливаться по уровням иерархии. Действительно, если некие девиации норм на уровне отдельных сёл, родов, географических областей (обусловленные традициями, обычаями и т.п.) ещё можно понять и допустить, то вольности на уровне царского двора категорически неприемлемы, поскольку будут естественно транслированы на все уровни иерархии, что однозначно дестабилизирует систему. Таким образом, исполнение правовых норм такого уровня, как международные отношения должно считаться императивом, абсолютом. От этого зависят мир и стабильность для всего человечества. Конечно, это сама собой разумеющаяся банальность, и столь подробно рассматривать её, вероятно, не имело бы смысла. Однако практика показывает, что сила субъективных факторов и интересов на этом поле столь велика, что самоочевидность данной банальной истины для многих давно потеряна. Надо было напомнить.
Но вернёмся к нашей ситуации. Сегодня 03 сентября 2013 года. 31 августа Президент США Барак Обама выступает с заявлением о готовности нанести удар по Сирии. В ответ, МИД России, в лице Министра, Сергея Лаврова, говорит о недопустимости такого шага, о вероятных тяжёлых последствиях для региона и всего мира. При этом особо подчёркивается, что «воевать мы ни с кем не собираемся». Заявлений от главы государства, Президента Владимира Путина не поступает. Вот и весь расклад, вкратце. Всё ли здесь нормально? Нет! Ничего абсолютно не нормально, если подойти к вопросу не с привычной позиции вкусовых оценок, а с точки зрения норм международного права, которые, как было сказано, есть вещь абсолютная и не терпящая никаких и никем вольных толкований.
Обратимся к мнению профессионала: Латвийский юрист-международник, магистр европейского и международного права Илларион Гирс, в материале, опубликованном порталом NewsBalt.ru, заключает: «По Уставу ООН относительно принципа неприменения силы и угрозы силой есть лишь два исключения — самооборона или решение Совета Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Ни одного, ни второго исключения в случае между США по отношению к Сирии нет, поэтому угроза применения силы и её предполагаемое применение со стороны США является неправомерной агрессией». И далее: «Если судить с позиции действующего международного права и тенденций его развития, то заявление президента США Обамы от 31 августа 2013 года само по себе уже вполне соответствует признакам международного преступления — агрессии в его определении по ст. 8-бис Римского устава международного уголовного суда».
Но это ещё далеко не всё. Председатель Международного движения развития, Юрий Крупнов: «…Россия, являясь одним из основателей и постоянных членов СБ ООН просто ОБЯЗАНА в соответствии с Главой VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» вовремя ставить вопрос об угрозе миру и безопасности – в данном случае об угрозе, которая УЖЕ создана США. Статья 39 Устава ООН гласит, что «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии». Любой угрозы миру! Любой!». В интервью порталу Nakanune.ru вторит ему и Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов: «кроме затхлых речей МИДа, Путина и других, мы абсолютно ничего не предпринимаем. Ведь мы были обязаны, если возникает угроза вооруженной агрессии для суверенного государства, сделать все, чтобы это государство могло защититься – это принцип индивидуальной и коллективной обороны. Мы должны были, как постоянный член Совета безопасности, раскрутить там этот вопрос. Не получается – нужно было созывать Генеральную ассамблею ООН – угроза международному миру, висит тень Третьей мировой войны. Человечество доверило нам, одному из пяти государств, свою безопасность, я говорю о постоянных членах Совбеза ООН, почему мы должны сидеть и ждать?»
Вот таков реальный расклад. Нарушение международного права, международное преступление – налицо, обязанность России, как актора международных отношений, участника ООН, постоянного члена Совета безопасности, предупредить это преступление всеми возможными средствами, уж по крайней мере, дипломатическими средствами, в рамках установленных политико-правовых норм – также налицо. Но… Ничего не происходит.
Ведутся вялые пересуды по вопросу «была химическая атака / не было химической атаки»… Да какая вообще разница? Это как сказал бы человек: «Убью соседа, он вчера своего кота за хвост таскал»; и ружье сидит заряжает. А все вокруг не ружье отбирают, не в полицию бегут, а рассуждают – таскал сосед кота или не таскал? Нельзя по закону убивать человека! Точка. Более того, зная о готовящемся преступлении, каждый обязан сделать всё для его предотвращения, иначе сам – преступник. Действуй! С соседом завтра разберёшься – в морду плюнешь, кота отберёшь. В описываемом раскладе всё так же.
И как в таком ракурсе выглядит наша, да и вся мировая дипломатия? Правильно. Как преступная. Вот Россия и должна, О-Б-Я-З-А-Н-А разорвать этот порочный круг. Что другие молчат – их проблемы. Мы за себя должны думать и отвечать.
Помимо указанной прямой (то есть правовой, юридической) обязанности активно, всеми средствами, противостоять готовящемуся беззаконию, есть ещё понимание долга, обусловленного суверенными геополитическими интересами Российской Федерации. Здесь ещё более очевидно: «главное, что сломав и уничтожив сейчас сирийское государство, они покажут человечеству: не делайте ставку на Россию. Она может словоблудить устами своих лидеров, но делать она ничего не способна. Вот и всё» (Л. Ивашов); «за этим добродушно-бессильным ничегонеделанием стоит не только атрофия сердца и воли, но и потрясающая нетехнологичность российской дипломатии, выступающей под именем великой нашей России, России вечной, России-миротворца и зиждителя справедливости в мире» (Юрий Крупнов).
Требования норм международного права, подписанных нами соглашений, интересов Российской государственности и суверенитета однозначным образом указывают на абсолютную необходимость незамедлительных мощных, достойных действий и заявлений отечественной дипломатии. Но их нет. Почему?
Да, страшно конечно, трудно не понять. Потенциальный преступник богат, силён, да ещё и вооружён до зубов. Но следует понимать, что ситуация такова, что менее страшной она вряд ли когда будет. Готовящееся мировое преступление абсолютно очевидно. Более того, это столь же очевидный рецидив (жаль, международное право не оперирует этим понятием) – Косово, Ирак, Ливия из памяти ещё не стёрты. При минимальных дипломатических усилиях, на которые, хочется надеяться МИД РФ пока вполне способен, мировое сообщество будет на нашей стороне. Прав Ю.В. Крупнов: «У российской дипломатии благодаря жажде Обамы ударить по Сирии появляется шанс перехватить глобальную инициативу и заявить миру свою собственную повестку дня. Для этого на сегодня имеются все условия».
Только сложившаяся ситуация в масштабе истории, даже современной, как вспышка. Для исполнения своего долга и реализации своего шанса у России, её дипломатии лишь несколько дней. После 9 сентября будет уже поздно.
Опубликовано в рамках продвижения проекта развития: №175 Трибунал по Ираку
Дмитрий Панюков
Директор Института демографии,
миграции и регионального развития
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)