Перенос столицы за Урал станет для России настоящим спасением
30.08.2013 | Автор: Виктор Мартынюк
Идея переноса столицы России куда-нибудь за Урал, откровенно говоря, не нова, но неизменно гарантирует самый широкий отклик в массах. Казалось бы, вопрос местечковый и волновать должен разве что самих москвичей. Впрочем, все бурления вокруг этой темы все равно редко выходят за виртуальные рамки. На серьезном федеральном уровне этот вопрос всерьез не обсуждался, не обсуждается, да и вряд ли найдет свое место в законодательной повестке даже нынешнего созыва Государственной Думы.
Но ценность этого, как нынче модно говорить, «вброса» все же трудно переоценить: он заставляет нас вновь и вновь обращаться к вопросу организации инфраструктуры, да и просто организации жизни Дальнего Востока, который на сегодняшний день представляет зрелище скорее удручающее, невзирая на все щедрые ассигнования из центра. У российской элиты интереса к этому «медвежьему углу» нет, а вежливостью Китая при таких обстоятельствах можно лишь восхищаться. Да, это наш как бы стратегический партнер, наши позиции по внешнеполитическим вопросам идентичны (последний пример – Сирия), но надо понимать, что население Китая по состоянию на 2012 год уже превысило 1,5 миллиарда человек и в ближайшие годы вряд ли будет снижаться, а вот увеличение территории пока не предвидится. И обширные, едва-едва заселенные территории российского Зауралья выглядят уж очень соблазняюще.
И ведь что действительно обидно – инфраструктурное усиление Дальнего Востока вовсе не кажется такой уж невыполнимой задачей, как это может показаться тем, кто уже в принципе отвык от мысли, что государство может реализовывать подлинно грандиозные проекты. Достаточно вспомнить хотя бы тот же БАМ, который, несмотря на все свои незавершенность и несовершенность относительно изначальных замыслов, все же послужил серьезнейшим стимулом развития прилежащих к нему территорий. Сейчас же сложно себе и представить, что было бы, не будь у нас этого советского наследства, которое, впрочем, некоторые либерально заточенные эксперты считают обузой. Пусть обуза, но готовы ли мы сегодня, имея куда более совершенные технологии в сравнении с серединой прошлого века, создать что-то подобное? Возможно. Но как о «стройке века» говорим о строительстве дороги Адлер – Красная Поляна. Можно, конечно, все списать на фактор общей деградации поколений, которую не спасают новые технологии, но ответ все же видится более простым.
На этом фоне и разговоры о переносе столицы выглядят идиотскими. Разумеется, речь, строго говоря, нужно вести не о том, чтобы превратить Москву в глухую деревню, а все эстакады, небоскребы и, наконец, Кремль перенести под Магадан (именно там видит место новой столицы Владимир Вольфович Жириновский). Но теоретически ничто ведь не мешает устроить большую стройку на базе уже какого-либо крупного города в регионе – того же Хабаровска. Обновляется вся инфраструктура, обеспечивается достойная транспортная сеть, строятся административные комплекты для размещения ведомств... То есть на основе существующего отстраивается новый город с современной инфраструктурой – комфортный для жизни и имеющий на своей территории ряд федеральных ведомств.
Реализация данного проекта, бесспорно, стала бы стимулом для развития прилежащих территорий, затем – территорий, прилежащих к прилежащим, и так далее. Более того, таких инфраструктурных «мест силы» за Уралом можно было бы создать несколько. Препятствий тут видится, однако, несчетное множество, но самое главное – пресловутый человеческий, а вернее сказать, чиновничий фактор. Слабо верится, что наши чиновники согласятся на такую ссылку, когда даже идея о переезде в Санкт-Петербург вызвала в их рядах возмущенное «фи». Да что там Питер – на территорию Новой Москвы переезжать не желают! Это же «замкадье»...
А какая за МКАДом жизнь, они-то прекрасно знают.
Инициативу главы Владивостока и лидера либерал-демократов в беседе с обозревателем KM.RU поддержал политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
– Все это прежде всего связано с выборами, которые пройдут в том числе и во Владивостоке. Но сам факт, что такие заявления делаются явно из популистских соображений, ясно говорит о том, что проблема статуса Дальнего Востока уже давно не только назрела, но и перезрела; ее действительно давно уже пора решать. Такие заявления дают основание надеяться, что Дальний Восток ожидают позитивные перспективы и что статус этого региона неизбежно будет повышаться федеральным правительством. Запрос на это в обществе существует гигантский, и его давно уже пора наконец удовлетворить.
Перенос столицы стал бы одним из наиболее эффективных и точных решений данного вопроса. Более того, перенос столицы России в Сибирь или на Дальний Восток можно считать императивом российского развития. Сейчас вся жизнь страны сводится к Москве, к этому мегаполису, который (да еще и после безумного разрастания за счет территории Подмосковья) в дальнейшем будет еще более серьезным уничтожителем российских регионов. В свете такой перспективы создание административного центра далеко за Уралом могло бы стать настоящим спасением нашей страны.
И беспокоиться за дальнейшую судьбу европейской части России не стоит. Москва и в целом Центральная Россия, Поволжье сегодня настолько густонаселенные и экономически мощные территории, что перенос столицы никак не скажется на их экономике. Между тем зауральские регионы – Сибирь, Дальний Восток, – нужно поднимать и не бояться никаких падений, обрушений на западе страны.
Более того, для самой Москвы лишение ее столичного статуса стало бы настоящим спасением. Готов даже предложить лозунг: «Спасем Москву! Перенесем столицу за Урал». Потому что Москва чрезмерно перенаселена, а ее расселение недирективными методами возможно лишь только через организацию нового центра страны. Речь должна идти о новом политическом центре на Дальнем Востоке и экономическом центре на юге Западной Сибири. Подробнее об этом можно прочитать в нашем недавнем докладе «Сибирь станет новой Центральной Россией».
Источник - ЗДЕСЬ
Опубликовано в рамках продвижения проекта развития: №3 Новая столица России на Дальнем Востоке
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)