Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/0024/
"Отверточная индустриализация": номер не пройдет!
12.07.2013 | Автор: Александр Киселев, Юрий Царик
9 июля Евросоюз направил в Комиссию по урегулированию споров ВТО первый иск к Российской Федерации. ЕС требует от России уравнять в правах при взимании утилизационного сбора на автомобили российских и иностранных производителей.
С одной стороны, ситуация эта представляется конфликтом на пустом месте. Ведь соответствующий законопроект об уравнивании импортных и произведенных в России автомобилей при уплате утилизационного сбора уже внесен в Государственную Думу.
Однако европейские партнеры настаивали на введении этой меры с 1 июля 2013 года, в то время как в российском парламенте он будет решен не позднее осени 2013 года, когда Госдума вновь соберется на сессию.
Однако, если присмотреться, то окажется, что жесткость позиции ЕС вовсе не является ни случайной, ни мимолетной. Евросоюз раньше многих других стран и регионов мира втянулся во вторую фазу глобального кризиса. Даже в монетарных показателях ВВП Еврозоны в 2013 году снизится. Если же рассматривать физические объемы производства, то окажется, что Европа из кризиса и рецессии фактически не выходила. Соответственно, стремительно растет безработица, подстегиваемая принимаемыми мерами по сокращению во многих странах Евросоюза государственного сектора.
Именно поэтому Брюсселю так важно добиться увеличения экспорта своего автопрома на растущий, хоть и медленно, российский рынок.
Для России произошедшее является еще одним негативным опытом членства в ВТО. И до европейского иска участие в этой организации успело обернуться для российской экономики весьма тяжелыми последствиями. Начиная с 2013г. темпы её роста существенно замедлились, несмотря на неплохую при нынешних условиях внешнеэкономическую конъюнктуру. Особенно болезненными оказались новые правила игры для российского агропромышленного комплекса и завязанного на него машиностроения, где темпы падения измеряются двухзначными цифрами.
Ещё сильнее сократились инвестиции в данные сегменты экономики. Одним из главных аргументов сторонников вступления России в ВТО являлся потенциальный рост инвестиций в РФ как в страну с дерегулированными торговыми и финансовыми барьерами. К сожалению, российское правительство не захотело услышать голоса тех, кто утверждал, что вступление страны в ВТО негативно скажется на прямых иностранных инвестициях и соответственно темпах роста ВВП. И они оказались правы: за неполный год пребывания России в ВТО, что существенно выросло, так это темпы бегства капитала. Дальнейшее пребывание РФ в ВТО может вылиться в банальную распродажу рынков и видов хозяйственной деятельности транснациональным корпорациям, причем распродажу коррупционно и политически мотивированную, что окончательно и на долгие годы закрепит полуколониальный сырьевой статус российской экономики в международном разделении труда.
Начиная с избирательной кампании Владимира Путина в 2011 году руководство постоянно твердит о реиндустриализации, новой индустриализации страны на основе самых современных технологий. Действительно, для дальнейшего развития государства данный шаг является необходимым и первоочередным. Однако очевидно, что промышленное производство невозможно наращивать на чужих технологиях и без защищенного внутреннего рынка сбыта, как стартового плацдарма для своих производителей.
Попытка соединить «новую индустриализацию» с активной интеграцией в технологические цепочки западных корпораций ведет к уродливой «отверточной индустриализации», означающей схлопывание целых отраслей, отказ от производства собственных технологий и рынков и фактически – деиндустриализацию страны и всего региона. Если раньше, при растущей мировой экономике с западными производителями можно было заигрывать на этом поле, надеясь сохранить собственные промышленные основания в отдельных секторах, то сегодня, накануне Катастрофы 2014 подобная интеграция будет невозможной. И европейский иск против России в ВТО это лишний раз доказывает.
Нельзя быть наполовину беременным и наполовину отказываться от машиностроения. Россия либо потеряет машиностроение и станет колонией, импортирующей машины, либо сформирует свое новое машиностроение на основе третичной индустриализации. Попытка же усидеть одним местом на двух стульях приведет к тому, что путинскую «новую индустриализацию» постигнет судьба медведевской «модернизации».