Публикации: http://proektnoegosudarstvo.ru/publications/0018/
Демографическая революция – последний шанс на спасение страны
23.06.2013 | Автор: Виктор Мартынюк
Российские граждане стали больше рожать и меньше умирать, но существующих сегодня показателей недостаточно для поддержания демографической картины на должном уровне, и лет через 20-30 она может выглядеть совсем удручающе. Таков магистральный тезис доклада, подготовленного рабочей группой по семейной политике Экспертного совета при правительстве РФ. О содержании документа рассказала «Российская газета».
Общее настроение прошедшей 19 июня в Минтруда конференции можно охарактеризовать как тревожное, местами близкое к паническому. Нет, обошлись, разумеется, без эмоций, но цифры говорили сами за себя. Нынешние бравурные декларации правительства о росте рождаемости и снижении смертности, оказывается, ничего не решают, если речь идет о среднесрочной перспективе. А она такова, что лет через 10-15 почти вдвое сократится число женщин активного детородного возраста (20-29 лет): именно на этот возрастной контингент приходится в среднем две трети всех рождений. Не избавили принимаемые ныне меры и от другой проблемы – сокращения числа граждан трудоспособного возраста. Ожидается, что к 2020 году их число сократится на 7-8 миллионов, а к 2050 году – почти на 30 миллионов.
Демографический удар ожидает оборону: к 2020 году число мужчин призывного возраста сократится больше чем на треть, а к 2050 году – более чем на 40%. И это еще, если можно так сказать, идеальный показатель, поскольку, вообще-то, срок службы в армии (во всяком случае, на сегодняшний день) составляет один год, и на протяжении всего призывного возраста парни тянут по закону армейскую лямку единожды. Спасет ли ситуацию контрактная служба – вопрос открытый, но то, что без значительного увеличения доли контрактников армии не обойтись уже в ближайшем будущем, очевидно.
Тем более что к 2050 году Россия вполне уже может остаться без Дальнего Востока. Если на демографическом поле до того не произойдет ничего в позитивном смысле революционного, то население в этом и сегодня почти обезлюдевшем регионе не превысит и 4 миллионов человек. И не все они, очевидно, будут юношами призывного возраста, готовыми встать на границе. То есть, если исходить из нынешних условий, можно констатировать с практически абсолютной уверенностью, что России в нынешних границах осталось существовать не так уж и долго: на детей и внуков, быть может, еще хватит.
Все это участников конференции в Минтруда вроде бы тревожило, и реплики звучали правильные, но с поправками на общую особенность российских чиновников. Послушаешь их «общие выводы», «общие предложения» – все правильно, все справедливо. Порадуешься даже: ну правильно ведь понимают проблему, мыслят в нужном векторе. Но как только дело доходит до конкретики – мама дорогая! Всё те же рецепты, которые, как уже давно понятно, в современных условиях просто не работают, но упорно предлагаются и предлагаются. Неизбывно, например, убеждение чиновников в прямой зависимости уровня рождаемости от размера материнского капитала. Сама по себе эта мера вовсе не лишняя, она действительно помогла, помогает и поможет немалому числу семей, вот только представлять ее как значимый фактор стимулирования рождаемости явно излишне. Особенно в условиях, когда на лечение сколь-нибудь серьезной болезни ребенка до сих пор приходится всем миром собирать деньги, а здоровых дошколят на очередь в детский садик нужно ставить едва ли не при их рождении.
Не иначе как набившим оскомину можно назвать и предложение «оказывать содействие» семьям в приобретении или аренде жилья. Общие слова из оперы «за мир во всем мире». Разумеется, нужно оказывать содействие, но кто из ныне его оказывающих согласится, что работает в этом направлении недостаточно хорошо? А если хорошо не получается – так ведь по объективной причине: деньги-то выделяются из бюджета, да большей частью пролетают мимо. Семьи стоят в очередях на улучшение жилищных условий, чего-то ждут – не выгоняют же. А если кто пытается отодвинуть ожидающих в хвост очереди – так на то есть суды и право «мирно и без оружия» выражать свою позицию.
Последним правом не так давно воспользовались трое многодетных матерей – Екатерина Мальдон, мать четверых детей из Москвы, Оксана Рыжкова, мать пятерых детей из Набережных Челнов, и Ирина Калмыкова, мать троих детей их Ханты-Мансийского округа. Еще в мае они разместили свой сидячий пикет у столичной приемной «Единой России», познакомились с ОМОНом и судебной системой. В итоге двух многодетных пикетчиц, Мальдон и Калмыкову, суд оштрафовал на 15 000 рублей. Такова цена удовольствия попытаться улучшить жилищные условия хотя бы до законных 18 метров на человека.
Но правительственные эксперты привыкли мыслить масштабнее. Что там до проблем конкретной многодетной семьи? Они смотрят выше – откуда взять деньги на очередную целевую программу. И опять же предложен прекрасный на вид вариант – пополнять кубышку за счет повышения табачных акцизов. Красиво, эффектно, благородно. Но тогда надо бы сразу определиться: мы действительно качественно и количественно боремся с курением или добиваемся сохранения прежнего спроса на табак, но с повышенными акцизами? Как-то не сводятся логически концы с концами. Что толку с акцизов, если курящий народ начнет переходить на самокрутки?
А ведь это совещание не последнее. Соберутся и через полгода, и через год, и через пять лет. Доклады правительственные эксперты писать любят, дискутировать обожают. 2050 год для большинства из них в силу естественных причин недосягаем, но досягаем он для нынешних малышей и их молодых родителей. И немалому числу из них уже сейчас есть что сказать. Например, о качестве медицины, «доступности» дошкольного и школьного образования, об очередях в детские сады.
Но кому нужно их мнение?..
В беседе с обозревателем KM.RU известный публицист, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов отметил бесперспективность бюрократической борьбы за демографию:
– Во-первых, судя по уже стократному перемалыванию из пустого в порожнее, становится очевидно, что период бюрократического управления не только в сфере демографии, но и страны в целом закончился. Все, это больше не работает. Необходимо переходить от бюрократического государства к государству проектному. И если этот переход не состоится, то будет только хуже. В лучшем случае, всякий раз, когда демографическая ситуация будет несколько улучшаться, будут звучать бесконечные рапорты о гигантских успехах, но при этом чиновники будут прятать глаза перед реальной ситуацией демографической катастрофы, как сегодня. Поэтому первый пункт спасения – переход на новую парадигму государственного управления к проектному государству.
Во-вторых, совершенно понятно, что влияние на нынешнюю ситуацию оказывают не только 25 лет с момента разрушительной перестройки, но и позднесоветские проблемы. Напомню, что падение рождаемости и даже рост смертности начались еще в СССР, и продолжается эта тенденция с 1964 года. То есть это полвека серьезного демографического кризиса и, по сути, на сегодняшний день уже катастрофа. Поэтому необходимо планирование демографического развития страны минимум на сто лет, нужна «столетка» демографического развития.
С учетом того, что все прогнозы, в том числе официальный прогноз Росстата, предвещают неизбежное убывание собственного населения страны, нужно уже говорить о необходимости демографической революции. Либо мы будем консолидированно добиваться, чтобы к 2025 году минимум половина семей были трех-четырехдетными, либо Россия к середине столетия получит 110-120 миллионов человек населения, а к 2070 году, скорее всего, уже просто не будет существовать.
Так что выход здесь – демографическая революция. И бюрократическим путем ее не сделать.
Источник статьи - здесь.