Право на развитие – фундаментальное право народов в XXI веке
17.06.2013 | Автор: Белорусская группа развития
Часть 1. Методологические аспекты определения понятия развития
Говоря о праве на развитие, как потенциальном новом институте международного права, первое, что необходимо отметить и зафиксировать, – это то, что при создании ялтинско-потсдамской системы и права Организации Объединенных Наций ни понятия развития, ни соответствующего ему объекта международно-правового регулирования не существовало. Поэтому методологически крайне важно определить развитие и в частности – определить его применительно к тому, каким образом оно может регулироваться правом и международным правом.
Наиболее полную проработку и концептуальное определение категория развития получила в рамках системомыследеятельностной методологии. Поэтому представления о развитии, сформулированные в рамках СМД-методологии в 1970–2000-х годах, на наш взгляд, являются той принципиальной теоретической базой, которая может позволить пересмотреть содержание понятия развития как объекта правового и международно-правового регулирования.
Поэтому в настоящей работе предпринята попытка сначала построить «идеальную» и абстрактную модель правового регулирования права на развития, исходя из понимания категории развития, выработанного в рамках системомыследеятельностной методологии. Затем осуществляется сопоставление полученных таким образом результатов с имеющимися в международном праве нормами, прямо или косвенно регулирующими или затрагивающими право на развитие. В третьей части предпринята попытка рассмотреть право на развитие применительно к конкретной ситуации противодействия нетрадиционной (новой) угрозе международному миру и безопасности – афганскому наркопроизводству.
В строго методологическом смысле слова под развитием следует понимать структурное усложнение системы мыследеятельности, осуществленное на основе выхода за пределы имеющегося у человечества опыта, знаний и средств деятельности, то есть, на основе нового научного открытия. Развитие неразрывно связано с решением мировых проблем – противоречий, не разрешимых с помощью знаний и средств деятельности, имеющихся у человечества на существующем уровне развития. Причем, такое решение через развитие осуществляется к выгоде всего человечества, за счет общего объективного продвижения в уровне знания или мощности средств деятельности, а не за счет одной части человечества в интересах другой.
Согласно методологическим представлениям, развитие понимается как процесс особого типа – искусственно-естественный процесс. Его искусственность определяется наличием управленческого воздействия со стороны субъекта развития, которое обеспечивает «желаемое» направление изменения ситуации. Естественность в развитии определяется тем, что искусственное, управленческое воздействие опирается на «естественную» динамику изменения системы деятельности. То есть, развитие рассматривается как искусственный, определяемый управленческим усилием ход социальных изменений, но в то же время – соответствующий человеческой природе и самым высоким устремлениям человечества.
Право описывает те или иные явления при помощи императивной логики, устанавливая запреты, предписывая необходимый образ действий или же наделяя субъекты правоотношений полномочиями.
Развитие может рассматриваться в правовой реальности, прежде всего, как набор позитивных предписаний, предъявляемых к субъекту общественных отношений, имеющему достаточный потенциал для того, чтобы определять направление и характер изменения общественной системы1. Вероятно, такими субъектами являются, прежде всего, независимые правительства суверенных государств.
При этом условия, способствующие развитию, рассматриваются как «дефицитные», подлежащие защите и специальному формированию. Подобно тому, как в классическом и современном международном праве подлежат защите и специальному формированию условия международного мира и безопасности.
Исходя из изложенных выше положений, можно предположить, что направление таких предписываемых изменений связано, прежде всего, с повышением качества жизни всего населения, повышением инфраструктурной оснащенности территорий, преодолением негативных явлений (таких, как преступность, наркомания и др.). Конкретные характеристики такой политики требуют специального описания. Причем, не только с точки зрения требуемых от государства действий, но и с точки зрения условий, делающих развитие государства возможным. Закономерно поэтому, что проблематика права на развитие в рамках права ООН была проработана весьма слабо и противоречиво.
Указанному набору предписаний соответствует право каждого жителя планеты, то есть, неотъемлемое право человека, на участие в развитии, либо, в другой формулировке, на развитие как социальный и международный порядок, при котором его права и свободы могут быть полностью осуществлены. Кроме того, необходимо рассмотреть также обязанность человека участвовать в развитии.
С точки зрения взаимоотношений государств друг с другом, вероятно, применительно к развитию можно вести речь, прежде всего, об обязанности государств воздерживаться от действий, подрывающих возможности к развитию других государств. С точки зрения взаимоотношения государства и гражданина на государство должна возлагаться ответственность за формулирование и реализацию политики развития и предоставление гражданину права на участие в развитии.
Кроме того, можно говорить об общей (разделенной) ответственности международного сообщества оказывать содействие развитию государств (созданию условий, при которых их развитие является возможным) и препятствовать любым попыткам подорвать возможности любого государства организовывать и осуществлять свое развитие.
Опубликовано в рамках проекта № 96 Право на развитие.
Сноски:
1Другой вариант – сделать акцент на естественной составляющей развития и предположить развитие как преимущественно естественный процесс, основное обязательство по отношению к которому – воздержаться от препятствования ему. Однако такая точка зрения представляется несостоятельной как с методологической точки зрения, так и эмпирически.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)