Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Иран открывается миру. И отворачивается от Москвы?

18.06.2013 | Автор: Арсений Сивицкий

На прошедшей 17 июня сразу после выборов пресс-конференции новый президент Ирана, экс-секретарь Высшего совета национальной безопасности Хасан Роухани назвал прошедшие выборы «началом новой эры для Ирана» и пообещал, что будет придерживаться прагматического и сдержанного подхода к налаживанию отношений с миром, а также будет стремиться снизить напряженность во взаимоотношениях с США по вопросу иранской ядерной программы.

Победа Роухани стала неожиданностью как многих местных и иностранных аналитиков, которые еще за неделю до выборов пророчили победу одному из кандидатов-консерваторов, в числе которых особенно выделяли двух фаворитов президентской гонки – бывшего министра иностранных дел Али Акбара Велаяти и секретаря Высшего совета национальной безопасности, нынешнего переговорщика с Западом по иранской ядерной программе Саида Джалили.

Тем не менее, победа экс-секретаря высшего совета национальной безопасности, бывшего ядерного переговорщика с «шестеркой» Хассана Роухани продемонстрировала востребованность реформ в иранском обществе. По мнению иранских экспертов, победе Роухани помогла поддержка двух других представителей реформаторского крыла политиков Ирана – экс-президентов страны Мохаммада Хатами (1997 – 2005) и Алиакбара Хашеми-Рафсанджани (1989 – 1997), популярных среди иранской интеллигенции и молодежи, благодаря проводимому в свое время более мягкому политическому курсу.

В целом, мировое сообщество с воодушевлением восприняло победу Роухани и выразило надежду на то, что Иран начнет развиваться по иному пути, отличному от политического курса Махмуда Ахмадинежада, которого традиционно ассоциируют с консервативным крылом иранского политического истеблишмента. Комментируя избрание президентом Ирана Хассана Роухани, пресс-секретарь президента США Джей Карни заявил, что США готовы напрямую общаться с иранским правительством, чтобы достичь дипломатического решения, которое полностью ответит на обеспокоенность международного сообщества относительно ядерной программы Ирана. Аналогичные позитивные отзывы пришли из Франции, Великобритании, ОАЭ, Бахрейна и других знаковых государств.

Ответ не заставил себя ждать. Во время своей пресс-конференции президент Хасан Роухани заявил, что Иран не исключает прямого диалога с США, однако только на основе выполнения американской стороной соответствующих условий, которые могут способствовать созданию взаимного доверия между странами. К этим условиям относятся, в первую очередь, невмешательство во внутренние дела Исламской республики Иран, а во-вторых, признание США права Тегерана на обладание мирным атомом.

В свою очередь, Тегеран готов предпринять два шага с целью прекращения санкций со стороны мирового сообщества. Во-первых, Иран собирается удвоить прозрачность своей ядерной программы. Во-вторых, Иран намерен укрепить доверие с международным сообществом.

Несмотря на то, что в настоящий момент Иран не готов приостановить программу обогащения урана, а также на сохраняющиеся по-прежнему разногласия между иранским руководством и МАГАТЭ, Хасан Роухани заинтересован в скорейшем завершении переговоров по иранской ядерной программе с шестью державами.

При этом Роухани желает выработать новый план, в основе которого будет лежать прямой диалог с каждой из шести держав. Это в частности подразумевает прямые переговоры с США. По сути, речь идет о попытке иранской стороны существенно переформатировать переговорный процесс по ядерной программе, переведя его из неудобного для себя формата «шестерки», в которую входят США, Китай, Россия, Великобритания, Франция и ФРГ, в двухсторонний с каждой из них. Это позволит уже Ирану вступать в коалиции при условии выполнения им обещаний по обеспечению транспарентности его ядерной программы.

Таким образом, высока вероятность, что президентство Хассана Роухани, приведет к ослаблению напряженности в отношениях Ирана с Западом. При этом России будет сложнее выстраивать диалог с Тегераном. Это связано с тем, что на фоне нормализации отношенй с Западом Тегеран уже не так сильно нуждается в помощи России в борьбе за свои интересы, как раньше, а теперь может напрямую договариваться с США. Тем более, что начиная с 2010 года Россия последовательно ужесточала свое отношение к иранской ядерной программе и в данном отношении заняла позицию, фактически идентичную позиции стран Запада (что показали в том числе публично озвученные результаты вчерашних переговоров В.Путина и Б.Обамы).

К тому же Роухани в наследство досталось огромное количество нерешенных проблем социально-экономического и внешнеполитического характера, прежде всего, стагнирующая экономика, высокая инфляция, высокий уровень безработицы, санкции и изоляция от внешнего мира. Для решения этих проблем Иран, во-первых, должен добиться снятия с него экономических санкций, во-вторых, привлечь в страну инвестиции и технологии для проведения индустриализации.

Кстати, то, что сами США начали пересмотр своих отношений с Ираном, председатель Движения развития Юрий Крупнов писал еще в 2010 году, а затем еще в 2011 году. Однако эти экспертные оценки в силу глубокой некомпетентности российской дипломатии, отвечающей за регион, были проигнорированы.

В итоге сегодня наименее выгодной позицией для выстраивания отношений с «открывшимся миру Ираном» из стран, входящих в «шестерку», обладает Россия, которая испортила себе репутацию после 2010 году, заняв более жесткую позицию по иранской ядерной программе и присоединившись к оружейному эмбарго.

Поэтому для того, чтобы не потерять важного союзника на южных рубежах, России уже сегодня необходимо не только подвергнуть ревизии те стратегические договоренности по поводу Ирана. Необходимо предлагать Ирану масштабную экономическую программу – вместо игры в американский Большой Ближний Восток реализовывать совместно с Россией проект Новый Средний Восток, предполагающий индустриализацию Афганистана и стран Центральной Азии и формирование единого рынка при технологическом и финансовом лидерстве России.

В противном случае и Кавказ, и Центральная Азия станут для России мощнейшим источником нестабильности.

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №109 РИКИ (Россия, Индия, Китай, Иран) - тетрада стабильности и развития Евразии.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011