Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Международная зона развития

15.06.2013 | Автор: Дмитрий Панюков

Создание на территории Российской Федерации Международной зоны развития в целях разрешения проблем глобального кризиса.

Для преодоления угроз глобального кризиса, наиболее реалистичным и действенным шагом станет создание нейтральной зоны международного инновационного развития на территории России. Такая зона под международной (интернациональной) юрисдикцией станет территорией прорывных исследований и проектов, экспериментальной площадкой новой мировой финансовой системы, независимым центром формирования справедливых норм международного права, зоной безопасности для открытого планетарного диалога, альтернативной деятельности гражданских движений и активистов.

Почему именно так?

Достигнув глобализации рынков, мир оказался в глобальном же кризисе. Экономика, экология, смыслы, ценности, отношения, цели – под нож глобальной девальвации пошло всё содержание человеческой жизни. Об обстоятельствах ситуации сказано немало – их разбор не является целью данного материала. Речь пойдёт исключительно о практической программе по выходу из создавшегося положения.

Основами выхода из мирового кризиса должны стать:

  • Индустриальное, инновационное развитие экономики, ориентированное на создание бездефицитных общественных благ;
  • трансформация финансово-денежной системы, ликвидация её спекулятивного характера, освобождение людей и экономик от долговых оков, возвращение капитала в реальный сектор производства;
  • ликвидация катастрофических диспропорций распределения общественных благ, как на межклассовом, так и на межрегиональном, межнациональном уровнях;
  • преодоление экономизма мышления, низложение догмы личного обогащения, как основной сущности и предназначения, воскрешение идеалов общественного духовного развития;
  • возрождение приоритетов качества жизни человека, безопасности, демографического и антропологического развития;

Обоснований данных суждений не привожу – на просторах Интернета их предостаточно. В частности, я писал об этом здесь и здесь.

Кроме того, недавно я подробно описывал, почему так принципиально важно, каким конкретно образом будет протекать фаза предстоящего кризиса, понимая её как разворот от рецессии к развитию. Если этот процесс примет стихийную неуправляемую форму, вместо поиска новых технологий, люди будут искать линзы в обломках разбившихся беспилотников, чтобы добыть огонь. Острота вероятных конфликтов в предстоящих процессах будет необычайно высока. Таким образом, программа выхода из глобального кризиса должна быть основана на корректных решениях, которые с минимальной вероятностью приведут к возникновению опасной напряжённости на международной арене.

Очевидно, что направленность, характер и масштабы кризисных проявлений требуют консолидированных международных усилий по их преодолению. Глобализация рынков, транснациональная производственная кооперация, интеграция в глобальную финансовую систему, наличие и размеры внешнего долга, участие в международных организациях и соглашениях определяют зависимость экономик национальных государств от общемировой ситуации, политики основных игроков.

Для преодоления кризисных тенденций, необходим разворот в сторону идеологии развития, запуск процессов третичной индустриализации, возврат капиталов из фондовых спекулятивных рынков в производящие отрасли, новая волна подъёма космической индустрии, революционные решения в сферах новой энергетики, транспорта, градостроительства, демографии. Очевидно, такая смена курса объективно требует усиления роли государства, формирования им социально-направленной политики развития, поскольку «чистая» либерально-рыночная экономика, без внешнего управления не способна обеспечить указанные задачи – баланс прибылей и рисков преимущественно направляет инвестиции в короткие доходные операции, вне зависимости от целей инфраструктурного развития.

Отдельное государство, теоретически, имело бы возможность решения своих внутренних экономических проблем, «отсоединившись» от внешнего мира, очистив свою экономику от влияния смертоносных финансовых «пузырей». Однако ему пришлось бы пойти на такие кардинальные меры, как денонсирование ключевых международных соглашений, отказ от конвертируемости национальной валюты, дефолт. В текущих реалиях – это война, и вряд ли холодная. Помимо того, замыкание на внутренний рынок, лишение возможностей мирового разделения труда сделает продукт этой отважной страны неконкурентным. Так рискнуть может сегодня себе позволить держава либо сверхсильная, либо микроскопическая. Для остальных – это лишь теория. И дело далеко не только в объективных экономических рисках. Современные правящие элиты настолько завязаны на  внешние и внутренние обещания, обязательства, связи, настолько интегрированы в глобальный политико-экономический континуум, что столь резкий разворот равнозначен для них суициду. Ни одно правительство на такой шаг не пойдёт.

Целое мировое сообщество, в силу огромной инерции, также неспособно совершить манёвр «все разом», как в прошлые века называли одновременный поворот боевого строя эскадры. Бенефициары транснационального капитала, избравшие своими форпостами международные финансовые институты, способны бесконечно долго тормозить преобразования посредством легальных инструментов международного права, полутеневого лоббирования, откровенно криминального подкупа и давления.

Практический шанс имеют геополитические альянсы, макрорегионы. И в первую очередь – Россия и Китай, а также дружественные им государства. Мы, являясь эксплуатируемой ресурсной базой «цивилизованного мира», в наименьшей степени заинтересованы в продлении существующего положения. При реализации критического сценария наши риски – максимальны. У нас достаточно территорий, амбиций, населения, ресурсов, технологий. Мы пока не настолько вовлечены в идеологию либерального глобализма, чтобы считать данный путь догмой. Мы имеем опыт смены общественно-политических формаций, проведения глобальных реформ (успешность не обсуждаем). У нас есть ядерное оружие и боеспособные армии – с нами вынуждены считаться, не говоря уже о нашем совместном проекте, – игнорировать его будет просто невозможно.

В то же время, формирование коалиционного проекта стратегического со-развития на межгосударственном уровне маловероятно. Рождение подобной евразийской инициативы вряд ли сильно обрадует ведущие государства западной цивилизации. Их реакция и ответные действия, учитывая степень зависимости наших экономик от экспорта, смогут нанести нам непоправимый ущерб. Прекрасно понимая этот риск, правительства России и Китая в обозримой перспективе не решатся на подобный шаг.

Помимо того, технологии описываемой трансформации, перехода от либеральной идеологии к платформе научно-технического и социального развития, имеют пока много «белых пятен». Существует масса объективно неизученных теорий управления и общественной организации, вопросов построения новой экономики, перспективных технологий.

Таким образом, наиболее жизнеспособным вариантом на данном этапе является формирование международного неправительственного научного кластера для целей экспериментального исследования теоретических и практических аспектов проекта евразийской интеграции. Идея формирования для создания кластера временной нейтральной зоны, свободной от национальных юрисдикций, диктуется как соображениями безопасности субъектов проекта – неправительственных организаций, так и задачами изоляции правительств от ответственности за решения и заявления проекта. Юридически, такой кластер может быть сформирован на территории, предоставленной РФ и/или КНР субъектам проекта по договору концессии или международной аренды.

Ключевым смыслом создания «Международной зоны развития» (в английском написании, мы предлагаем именовать её International Zone of RAZVITIE, вводя в международное обращение новый неологизм русского происхождения) на первом этапе мог бы стать интернациональный проект освоения космоса. В сферу международного сотрудничества из национальных космических программ имеет смысл передать направления:

  • формирования норм космического права;
  • создания международных орбитальных станций;
  • колонизации иных планет;
  • космической экологии и безопасности;
  • фундаментальных исследований.

В этой связи предлагается проработать возможности выделения территории для размещения «Международной зоны развития» в Свободненском районе Амурской области, недалеко от строящегося космодрома «Восточный», увязать проект с проектом МКС-2.0 – Молодёжная космическая столица.

Помимо решения задач вывода международных космических программ на новый уровень, создание «Международной зоны развития» может способствовать разрешению целого комплекса острых проблем, стоящих сегодня перед человечеством:

  • Исследование и моделирование механизмов новой экономики. Эмиссия наднациональной неспекулятивной «космической валюты развития». Создание международных органов казначейской, расчетно-учетной и торговой систем, ориентированных на обеспечение целей планетарного развития, социальной стабильности и безопасности.
  • Формирование мирового «инкубатора» и стратегического инвестиционного фонда для запуска цивилизационно-значимых проектов мирового развития и безопасности.
  • Защита прав субъектов передовых исследований от любых внешних посягательств (конкурентных, политических, национальных).
  • Свободный мировой университет – открытая передовая система образования, свободная от влияния национальных идеологий.
  • Храм и Совет Человечества – зона открытого межконфессионального и межнационального диалога.
  • Зона свободной мысли, открытая площадка дискуссий и конференций, по самым острым мировым проблемам, свободная от любых форм и проявлений политического давления.

Запуск проекта «Международной зоны развития» несёт в себе еще одну уникальную возможность. Вероятно, отдельные персоны, корпорации и правительства, влияющие на ход мировой истории, были бы искренне заинтересованы в развороте векторов развития в направлении общественных интересов и смыслов, однако многочисленные нормы, устои, ситуации, схемы, обещания сковывают их возможности свободного определения, заставляют плыть в принятом русле. Поддержка предлагаемого проекта сможет стать для них способом возвращения к истинным идеалам развития, путём получения «индульгенции» от грядущих человеческих поколений.

Как уже отмечалось, генеральным партнером России в проекте может стать Китай, хотя это не является принципиальным условием – Россия может выступить единоличным инициатором проекта. К участию (помимо КНР) предлагается пригласить государства: Индия, Бразилия, ЮАР, Турция, Иран. В качестве ассоциированных участников (кандидатов): Казахстан, Беларусь, Украина, Болгария, Сербия, Япония, Южная и Северная Корея, Гонконг, Тайвань, Монголия, Малайзия, Пакистан, Аргентина, Куба, прочие развивающиеся страны Юго-восточной и Центральной Азии, Океании, Ближнего Востока, Африки, Южной Америки. В качестве наблюдателей: любые страны по их желанию, заявке.

Опубликовано в рамках проектов развития: №98 Идеология развития; №165 Общество развития.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011