Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Проблема «интеграционного тупика»

14.06.2013 | Автор: Белорусская группа развития

Уже к середине первого десятилетия XXI века в белорусско-российских отношениях наблюдалось положение, которое эксперты Белорусской группы развития определили как «интеграционный тупик». И нынешняя ситуация в сфере как белорусско-российской, так и более широкой, евразийской интеграции на постсоветском пространстве в целом может быть охарактеризована в таком же ключе.

В чем состоит проблема интеграционного тупика?

Она состоит в том, что при объективной необходимости дальнейшей интенсивной интеграции для обеспечения достойной жизни, например, в Беларуси и России (а также в Казахстане, Украине и других государствах), в этих странах отсутствуют субъекты, оказывающие достаточное влияние на политику и обладающие достаточным ресурсным потенциалом, для того, чтобы интеграцию реализовать.

В последнем десятилетии XX века белорусско-российская интеграция двигалась двумя «локомотивами». Во-первых, интересами восстановления кооперации перерабатывающей промышленности (прежде всего, машиностроения и ВПК) в Беларуси и России. Во-вторых, мощной инерцией общественного сознания и стремлением различных политических сил в двух странах опереться на эту инерцию (Александр Лукашенко в Беларуси; оппозиционные коммунисты, а затем – и сама власть в России).

В начале нынешнего столетия, однако, ситуация принципиально изменилась. Прежде всего, начался продолжительный период роста цен на энергоносители, который сделал именно сырьевой экспорт основой экономического роста в России. Интересы промышленной кооперации во многом были отодвинуты на второй план, а на первый план вышли те аспекты белорусско-российских отношений, по которым у двух стран заведомо не могло быть общей позиции. Беларусь, как, прежде всего, потребитель российского сырья, была заинтересована в максимальной его дешевизне, а Россия, как поставщик, – в максимизации своей выгоды.

В соответствии с этими тенденциями изменился и политический фон. Именно интересы экспансии сырьевых и производных от сырьевых финансовых активов легли в основу понимания экономических интересов российского государства новым руководством страны. Аналогичный процесс произошел в Беларуси: именно интересы получения дешевых энергоносителей, прежде всего, для целей переработки и последующего экспорта в Европу, легли в основу позиции Минска во взаимоотношениях с Москвой.

Именно этот негативный баланс интересов и стал основой «интеграционного тупика». В условиях противоположности приоритетных, стратегических интересов любые соглашения о дальнейшей интеграции оставались лишь декларациями, а сама интеграция превратилась в игру с «нулевой суммой», в которой победа одной стороны означала поражение другой.

Несмотря на большие усилия руководства двух стран, Постоянного Комитета Союзного государства в принципиальном плане эта ситуация не изменилась. Конечно, были найдены новые ниши, в которых углубление кооперации осуществляется на пользу обеим сторонам. Однако стратегического выхода из «интеграционного тупика» так и не было найдено.

Аналогичное положение дел сегодня наблюдается и в рамках евразийской интеграции. Декларируемое Россией стремление создать сильный союз на постсоветском пространстве наталкивается, с одной стороны, на противодействие финансово-сырьевых российских групп, заинтересованных не в интеграции, а в захвате активов и максимизации прибыли. С другой стороны, оно сталкивается с противодействием национальных элит, которые не могут в интеграции рассмотреть ничего, кроме желания Москвы создать условия для дешевой приватизации ключевых активов и лишения этих стран политической самостоятельности.

Иными словами, решение проблемы «интеграционного тупика» не только необходимо для сохранения и развития Союзного государства Беларуси и России, но и критически важно для всего постсоветского пространства.

Опубликовано в рамках проекта развития № 2 Новая большая страна.

Из проектно-аналитического доклада «Союзное государство 2.0. Лидерская модель интеграции на основе совместного развития».

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011