Новые города для Алтая
13.06.2013 | Автор: Евгений Берсенев, Алтайская группа развития
Вопрос о появлении новых городов на Алтае – как в Алтайском крае, так и в Республике Алтай – начал подниматься в середине нулевых годов. Именно в ту пору ряд экономистов и политологов в кулуарных беседах стали говорить, что прежнее территориальное устройство регионов нуждается в корректировке. Скажем, в советский период большая часть городов Алтайского края (Республика Алтай тогда входила в его состав как Горно-Алтайская автономная область) создавались как моногорода. То есть, представляли собой города, создававшиеся вокруг крупного промышленного предприятия и ориентированные на обеспечение его стабильной работы. Рубцовск был ориентирован на Алтайский тракторный завод, Славгород – на химический завод (выделение из него поселка Яровое, на территории которого предприятие и находится, с одновременным приданием городского статуса произошло в 1993 году), Новоалтайск – на вагоностроительный завод, Заринск – на Алтайский коксохимический завод, Горняк – на Алтайский горно-обогатительный комбинат и пр. В любом случае, города рассматривались как ключевые экономические и транспортные центры, исходя из реалий Советского Союза и его развития.
В начале 90-х годов, после распада Союза, когда прежние хозяйственные связи были нарушены и нарезаны новые границы между образованными государствами, города края стали быстро приходить в упадок. Градообразующие предприятия перестали выполнять свою прежнюю функцию, а новые предприятия не отвечали ни масштабам города, не могли в нужной мере восполнить экономические и финансовые потери, понесенные городами. Вполне логично, что население этих моногородов старалось их покинуть. Кто-то переезжал в столицу края Барнаул, кто-то вообще покидал пределы региона. Самое страшное было то, что муниципальные власти никак не могли сформулировать смысл дальнейшего функционирования городского хозяйства и вообще самой социальной и культурной жизни своего города. Ведь прежде главное городское предприятие было частью мощного экономического механизма страны. Город же был сосредоточен вокруг этой части, и рассматривался в качестве инструмента, если можно так выразиться, окультуривания производственной сферы. И вот произошла катастрофа смысла, крушение проектного мышления. Людям не могли объяснить, ради чего, ради какого будущего им нужно трудиться, продлевать существование предприятия, а также других объектов социально-культурного быта. Аргументы в пользу поддержания собственного существования работали слабо. Заводы для моногородов были в прямом смысле их сердцем. И снижение ритма их работы вызвало процесс умирания всего «организма», т. е. города. Конечно, чиновники в значительной мере осознавали эту катастрофу смысла, но не знали, что сказать жителям. И вынуждены были произносить речи, наполненные дешевым, ничем не подкрепленным оптимизмом или отделывались использованием разного рода пиар-технологий (типа мелкого возрождения народных промыслов, организацией исторического и сельского туризма и т. д.).
Попытки вдохнуть новую жизнь в умирающие градообразующие предприятия не прекращались с середины 90-х и вплоть до сегодняшнего дня.
К настоящему моменту стало ясно, что Алтаю и его городам нужен новый большой проект. Включающий, помимо прочего, строительство новых малых городов.
Пока же никаких разработок в этом направлении не ведется и конкретных предложений не выдвигается. Отдельные высказывания чиновников, как, например, бывшего министра экономики Республики Алтай Михаила Зотова о строительстве города-курорта на озере Манжерок вряд ли можно воспринимать серьезно, ввиду их явной пиар-направленности. К тому же проекты возведения таких городов с уклоном в туристическую отрасль можно расценить как предложения для создания т. н. «обособленных зон отдыха и развлечений» для состоятельных граждан, ничего общего с общим развитием территории не имеющих.
Одной из явно неудачных вдохнуть в городские хозяйства новую жизнь является создание т.н. агломераций. Они представляют собой «скучивание» вокруг городов социальной и экономической жизни пригородных и сельских населенных пунктов. Одним из таких проектов, который упорно реализуется в последние годы, является создание Барнаульской агломерации. И хотя губернатор Алтайского края Александр Карлин уверяет, что речь идет о «согласованном развитии прилегающих к столице края муниципалитетов», на деле это оборачивается новым высасыванием ресурсов (и прежде всего кадровых) из сельских территорий. Уже дошло до того, что на некоторых предприятиях края, имеющих подразделения в селах, организуют служебные автобусы, привозящие туда на работу и с работы сотрудников из Барнаула. «В селах с каждым годом все меньше остается квалифицированных кадров, и трудно найти не только работника на инженерную или ответственную административную должность, но и вообще любого работника – сетует один из руководителей крупного агрохолдинга. – Более-менее подготовленные кадры либо уезжают в город, либо (и все чаще) из края вообще. А из тех, кто остается, немногие желают трудиться, даже за неплохую по сельским меркам зарплату».
Ясно, что агломерация в нынешних условиях, когда развитие районов края подменяется банальной концентрацией мелких территориальных образований вокруг городов, только усугубит давно назревшие проблемы.
В этой связи нелишне упомянуть о разработках, которые существовали в прежние годы, но так и не были реализованы. Так, в самом начале 90-х, незадолго до распада Советского Союза, существовал проект строительства в Алтайском крае до десятка малых городов с использованием «чистых технологий», экополисов, говоря сегодняшним языком. Между прочим, скандально известная Катунская ГЭС, ставшая пугалом для экологов края и всей Сибири, строилась в том числе и для энергоснабжения этих городов. Построить их планировалось в районе сегодняшней административной границы Алтайского края и Республики Алтай, на тот момент входившими в единый регион. Но с распадом Союза и выделением из состава края Республики Алтай эти замыслы канули в лету.
В настоящее время имеет смысл подумать о строительстве экополисов в районе создаваемой турзоны «Бирюзовая Катунь» - но не столько для выкачивания средств из приезжающих на алтайскую экзотику туристов, а для реального улучшения качества жизни прилегающих к зоне территорий.
Кроме того, в начале 90-х, когда региональная наука погружалась в трясину дикого рынка и переживала клиническую смерть, ряд ученых выдвигали проект создания в крае двух-трех наукоградов. Сегодня, как известно, этим статусом обладает Бийск, однако большого влияния на научный процесс в крае это не оказывает, поскольку по большому счету является еще одним пиар-проектом местных властей.
Возможно, стоит вспомнить и ряд проектов городских округов, существовавших в советское время – типа строительства «автогорода» в районе нынешнего Камня-на-Оби. Следует заметить, что именно там поначалу планировалось строительства автомобильного завода, появившегося впоследствии в Набережных Челнах («КАМАЗ»).
В общем, варианты новой урбанизации края существуют. Главное – понять место региона в общем процессе развития России и четко определить цели и задачи в общегосударственном организме.
Разумеется, следует понять, что важнейшим ресурсом новых городов является обновление уже существующих городов – путем перехода на новое покоеление инфраструктур (от ЖКХ до транспортных и энергетических). Отсюда введение новых типов стратегической занятости молодёжи. А это, без сомнения, позволит остановить отток мыслящего и трудоспособного населения из края в другие регионы.
И уже, исходя из них, строить планы и заниматься их воплощением в жизнь.
Главное, что нужно учесть – это переход от мышления домами и квартирами к мышлению городами, жизненно необходимый в XXI веке. Это мышление как раз и предлагает лидер Движения Развития Юрий Крупнов. Этот новый подход, при котором идет ориентация на малоэтажное строительство, ключевое для новых городов, позволит привнести новизну как в городскую жизнь Алтая, так и в сельскую. Поскольку де факто отметает некогда навязанный и большей частью искусственный антагонизм между городом и деревней. Причем жизнь и быт этих городов должны быть завязаны на перспективные профессии нарождающегося седьмого технологического уклада.
Без такого кардинального, и даже революционного, подхода нынешнее незавидное существование городов Алтая изменить не представляется возможным.
Опубликовано в рамках проекта развития: №1 Тысяча новых городов для России.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)