Эксперт: Только ОДКБ может обеспечить безопасность Центральной Азии
31.05.2013 | Автор: Юрий Крупнов
Как защититься от угроз после вывода международных сил коалиции из Афганистана, обсуждали 27 мая в Бишкеке министры обороны стран-членов ОДКБ. Эта тема - одна из главных на заседании Совета министров обороны Организации, которая проходила в закрытом режиме.
Министр обороны Киргизии Таалайбек Омуралиев, открывая эту встречу, заметил, что закрытый характер заседания поспособствовал министрам обороны открыто рассказать о своем видении сотрудничества и о том, как защититься от угроз.
Почему ОДКБ для обеспечения безопасности в Центральной Азии не должна прибегать к помощи внерегиональных игроков, рассказал "Голосу России" председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
- С учетом вывода войск из Афганистана необходимо, видимо, перестраивать систему коллективной безопасности. Об этом, в частности, говорили и главы МИД стран-участниц ОДКБ. Что предлагается странами-участницами для укрепления границ Центральноазиатского региона?
- Сегодня мы не можем говорить уверенно ни о чем, поскольку все меры безопасности, которые начинают планироваться, пока очень спорные. По большому счету, существует масса противоречий. Например, есть такая позиция: выводятся войска, и якобы экстремисты нацелены на то, чтобы идти на север - на государства Центральной Азии - и дестабилизировать там ситуацию.
Эта точка зрения сегодня имеет все меньше сторонников, поскольку непонятно, что это за экстремисты. Тот же "Талибан" - это пуштунские националистические объединения, которые, собственно, не заинтересованы ни в каком походе на север.
Вы сказали о выводе войск. Но если выразиться более точно, будет вывод именно основной части войск. Девять баз, как уже официально заявлено и США, и президентом Афганистана Хамидом Карзаем, останутся в Афганистане. Есть вторая точка зрения: именно военное присутствие НАТО может дестабилизировать ситуацию. Кроме того, оно интенсивно распространяется на Узбекистан, на Центральную Азию, то есть расширяется военно-стратегический плацдарм.
Я уверен, что за закрытыми дверями велась очень серьезная дискуссия, откровенный разговор.
- Тем не менее, мы не знаем, как ситуация будет развиваться дальше, кто и через какие механизмы способен противостоять угрозам из Афганистана. Способна ли ОДКБ выполнять эту функцию на всех участках регионального пространства, или нужна помощь других организаций, как вы полагаете?
- Я надеюсь, что ОДКБ четко заявит, что организации не нужна помощь никаких внерегиональных сил. Присутствие НАТО в Афганистане, в сердце Азии, никак не вяжется… НАТО - это Североатлантический блок, то есть регион присутствия НАТО и аккредитации НАТО при Организации Объединенных Наций - это Североатлантический регион.
Пусть НАТО занимается Североатлантическим регионом. ОДКБ с точки зрения ключевых государств, входящих в нее, - это единственная структура (конечно, в сотрудничестве с ШОС) в плане обеспечения безопасности, которая может и должна принимать ответственность за безопасность.
Кроме того, очень важно, что спектр угроз резко расширился. ОДКБ уже должна рассматривать не только военную или антитеррористическую угрозу, и даже не только антинаркотическую, но и экономическую. Если, например, в Центральной Азии, а тем более в Афганистане, не будет подниматься уровень и качество жизни, и молодежь не будет получать занятость через индустриализацию, будет очень сложно стабилизировать ситуацию.
ОДКБ должна расширять спектр систем безопасности. Я очень надеюсь, что этот саммит станет этапным по переорганизации ОДКБ в полноценную организацию, которая должна обеспечить безопасность по южному направлению.
- Нет ли здесь столкновения интересов? 3 июня в Узбекистане, который, кстати, приостановил членство в ОДКБ, откроется региональный офис НАТО. Он планирует координировать действия всех заинтересованных сторон в поэтапном выводе войск, вооружений и армейского имущества из Афганистана.
Власти Узбекистана опасаются, что с началом вывода войск активизируется деятельность экстремистских организаций и первый удар может прийтись как раз на Узбекистан. Нет ли здесь противоречий в сотрудничестве стран-членов ОДКБ и Узбекистана?
- Вы абсолютно правы, это не просто противоречие - это кричащее противоречие, поскольку оказалось, что НАТО и США пришли в Афганистан в 2001 году не для борьбы с терроризмом, а для того, чтобы организовывать военно-стратегический плацдарм. Сейчас, объясняя свои действия приоритетностью угрозы для Узбекистана со стороны так называемых "экстремистов", НАТО интенсивно расширяет свое присутствие.
Открытие такого регионального центра в государстве, которое совсем недавно приостановило членство в ОДКБ, - это базовая точка кричащих противоречий в регионе. Спрятаться в песок и уйти от разговоров о том, а что делает НАТО и какую безопасность обеспечивает этот блок, не получится.
Конфронтационная ситуация будет нарастать. Не поддаваясь на всякого рода провокации, ОДКБ должна четко заявлять, что это - зона интересов государств ОДКБ, что никакие внерегиональные державы (а это и США, и все основные члены НАТО) не должны присутствовать в Центральной Азии.
- Киргизия, как известно, хочет предложить большой транспортный проект. Главы государств должны обсудить создание альтернативной железной дороги из России в Таджикистан через Казахстан и Киргизию. Насколько необходимо это строительство сейчас?
- Это жизненно необходимый проект, и он связан не только с экономическими вопросами, например, транспортной изоляцией Таджикистана и Киргизии, но и с военной безопасностью. Мы должны иметь все необходимые логистические условия для того, чтобы в случае любого обострения ситуации снабжать силы ОДКБ необходимым вооружением и техникой. В этом смысле это приоритетный проект. Я очень надеюсь, что на саммите он будет не только обсужден, но и будут приняты прямые решения.
- То есть военно-техническая помощь России необходима странам Центральноазиатского региона, чтобы блок НАТО не размещал под видом каких-то объектов свои военные силы?
- Безусловно, и это и происходит. Другое дело, что в мы потеряли достаточное количество времени под убаюкивающие сказки о том, что НАТО вместо нас обеспечивает безопасность центра Евразии.
Источник статьи - здесь.
Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №99 Центрально-азиатская единая водная система; №35 Мировая держава; №76 Геополитика постсоветского пространства; №25 Глобальная автаркия; №2 Новая большая страна; №94 Соразвитие; №98 Идеология развития; №169 Корпорация развития Центральной Азии.
- Мировое качество жизни (№90)
- Нет мегаполисной урбанизации! (№114)
- Многодетная крупная многопоколенная семья (№80)
- Афганская стратегия России (№60)
- Демографический прорыв (№55)
- Национальная промышленная система России (№50)
- Миграционная доктрина России — нет миграции ради миграции (№52)
- Хасан-2 (№54)
- Корпорация развития Центральной Азии (№169)
- Дом в России (№158)
- Ноополисы (№116)
- Русская песня (№182)
- Жемчужное ожерелье России (№183)
- Центрально-азиатская единая водная система (№99)
- Национальный космический центр имени Флоренского (№119)
- Антинаркотический кодекс (№71)
- Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение (№140)
- Сеть кластеров промышленного развития (№170)
- Суверенная авиация (№49)
- Рубль как мировая неспекулятивная валюта и основа мировой реальной экономики (№48)
- Большой российский Кавказ (№24)
- Проектное государство (№26)
- Новый Дальний Восток (№20)
- 300 миллионов русских к XXII веку (№19)
- Дом - каждой молодой семье (№18)
- Космодром Восточный — ведущий космодром мира (№30)
- Сельское развитие (№23)
- Ядерная доктрина России (№40)
- Русская Арктика (№32)
- Русский язык как язык мирового развития (№36)
- Миропорядок справедливости и развития (№46)
- Мировая держава (№35)
- Тысяча новых городов для России (№1)
- Спасти Москву! (№6)
- Новый Средний Восток (№12)
- Новая большая страна (№2)
- Новая столица России на Дальнем Востоке (№3)
- Четырехдетная семья - национальный приоритет для России (№5)
- Вводить 1 кв. м. жилья в год на каждого жителя России (№8)