Юрий Крупнов рекомендует

com/roslenkostroma.

Подробнее

От первого лица

Примите участие в проекте
Создайте свой проект
Версия для печати

Эксперт: Только ОДКБ может обеспечить безопасность Центральной Азии

31.05.2013 | Автор: Юрий Крупнов

Как защититься от угроз после вывода международных сил коалиции из Афганистана, обсуждали 27 мая в Бишкеке министры обороны стран-членов ОДКБ. Эта тема - одна из главных на заседании Совета министров обороны Организации, которая проходила в закрытом режиме.

Министр обороны Киргизии Таалайбек Омуралиев, открывая эту встречу, заметил, что закрытый характер заседания поспособствовал министрам обороны открыто рассказать о своем видении сотрудничества и о том, как защититься от угроз.

Почему ОДКБ для обеспечения безопасности в Центральной Азии не должна прибегать к помощи внерегиональных игроков, рассказал "Голосу России" председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

- С учетом вывода войск из Афганистана необходимо, видимо, перестраивать систему коллективной безопасности. Об этом, в частности, говорили и главы МИД стран-участниц ОДКБ. Что предлагается странами-участницами для укрепления границ Центральноазиатского региона?

- Сегодня мы не можем говорить уверенно ни о чем, поскольку все меры безопасности, которые начинают планироваться, пока очень спорные. По большому счету, существует масса противоречий. Например, есть такая позиция: выводятся войска, и якобы экстремисты нацелены на то, чтобы идти на север - на государства Центральной Азии - и дестабилизировать там ситуацию.

Эта точка зрения сегодня имеет все меньше сторонников, поскольку непонятно, что это за экстремисты. Тот же "Талибан" - это пуштунские националистические объединения, которые, собственно, не заинтересованы ни в каком походе на север.

Вы сказали о выводе войск. Но если выразиться более точно, будет вывод именно основной части войск. Девять баз, как уже официально заявлено и США, и президентом Афганистана Хамидом Карзаем, останутся в Афганистане. Есть вторая точка зрения: именно военное присутствие НАТО может дестабилизировать ситуацию. Кроме того, оно интенсивно распространяется на Узбекистан, на Центральную Азию, то есть расширяется военно-стратегический плацдарм.

Я уверен, что за закрытыми дверями велась очень серьезная дискуссия, откровенный разговор.

- Тем не менее, мы не знаем, как ситуация будет развиваться дальше, кто и через какие механизмы способен противостоять угрозам из Афганистана. Способна ли ОДКБ выполнять эту функцию на всех участках регионального пространства, или нужна помощь других организаций, как вы полагаете?

- Я надеюсь, что ОДКБ четко заявит, что организации не нужна помощь никаких внерегиональных сил. Присутствие НАТО в Афганистане, в сердце Азии, никак не вяжется… НАТО - это Североатлантический блок, то есть регион присутствия НАТО и аккредитации НАТО при Организации Объединенных Наций - это Североатлантический регион.

Пусть НАТО занимается Североатлантическим регионом. ОДКБ с точки зрения ключевых государств, входящих в нее, - это единственная структура (конечно, в сотрудничестве с ШОС) в плане обеспечения безопасности, которая может и должна принимать ответственность за безопасность.

Кроме того, очень важно, что спектр угроз резко расширился. ОДКБ уже должна рассматривать не только военную или антитеррористическую угрозу, и даже не только антинаркотическую, но и экономическую. Если, например, в Центральной Азии, а тем более в Афганистане, не будет подниматься уровень и качество жизни, и молодежь не будет получать занятость через индустриализацию, будет очень сложно стабилизировать ситуацию.

ОДКБ должна расширять спектр систем безопасности. Я очень надеюсь, что этот саммит станет этапным по переорганизации ОДКБ в полноценную организацию, которая должна обеспечить безопасность по южному направлению.

- Нет ли здесь столкновения интересов? 3 июня в Узбекистане, который, кстати, приостановил членство в ОДКБ, откроется региональный офис НАТО. Он планирует координировать действия всех заинтересованных сторон в поэтапном выводе войск, вооружений и армейского имущества из Афганистана.

Власти Узбекистана опасаются, что с началом вывода войск активизируется деятельность экстремистских организаций и первый удар может прийтись как раз на Узбекистан. Нет ли здесь противоречий в сотрудничестве стран-членов ОДКБ и Узбекистана?

- Вы абсолютно правы, это не просто противоречие - это кричащее противоречие, поскольку оказалось, что НАТО и США пришли в Афганистан в 2001 году не для борьбы с терроризмом, а для того, чтобы организовывать военно-стратегический плацдарм. Сейчас, объясняя свои действия приоритетностью угрозы для Узбекистана со стороны так называемых "экстремистов", НАТО интенсивно расширяет свое присутствие.

Открытие такого регионального центра в государстве, которое совсем недавно приостановило членство в ОДКБ, - это базовая точка кричащих противоречий в регионе. Спрятаться в песок и уйти от разговоров о том, а что делает НАТО и какую безопасность обеспечивает этот блок, не получится.

Конфронтационная ситуация будет нарастать. Не поддаваясь на всякого рода провокации, ОДКБ должна четко заявлять, что это - зона интересов государств ОДКБ, что никакие внерегиональные державы (а это и США, и все основные члены НАТО) не должны присутствовать в Центральной Азии.

- Киргизия, как известно, хочет предложить большой транспортный проект. Главы государств должны обсудить создание альтернативной железной дороги из России в Таджикистан через Казахстан и Киргизию. Насколько необходимо это строительство сейчас?

- Это жизненно необходимый проект, и он связан не только с экономическими вопросами, например, транспортной изоляцией Таджикистана и Киргизии, но и с военной безопасностью. Мы должны иметь все необходимые логистические условия для того, чтобы в случае любого обострения ситуации снабжать силы ОДКБ необходимым вооружением и техникой. В этом смысле это приоритетный проект. Я очень надеюсь, что на саммите он будет не только обсужден, но и будут приняты прямые решения.

- То есть военно-техническая помощь России необходима странам Центральноазиатского региона, чтобы блок НАТО не размещал под видом каких-то объектов свои военные силы?

- Безусловно, и это и происходит. Другое дело, что в мы потеряли достаточное количество времени под убаюкивающие сказки о том, что НАТО вместо нас обеспечивает безопасность центра Евразии.

Источник статьи - здесь.

Опубликовано в рамках продвижения проектов развития: №99 Центрально-азиатская единая водная система; №35 Мировая держава; №76 Геополитика постсоветского пространства; №25 Глобальная автаркия; №2 Новая большая страна; №94 Соразвитие; №98 Идеология развития; №169 Корпорация развития Центральной Азии.

 
 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011