Версия для печати

Сила державы - в свободе и ценности труда

29.04.2011


28 апреля в московском центре Движения развития состоялась проектная сессия по теме «Держава достойного труда: программа преобразований». Ее участники постарались определить проблемы восстановления труда в качестве важнейшей социальной ценности и его преобразования на основе новейших технологий и социальных программ.

В сессии приняли участие: главный редактор портала «Проектное государство» Я.А. Бутаков, заместитель главного редактора газеты «Завтра» А.А. Фефелов, ведущий аналитик портала «Проектное государство» А.В. Елисеев, член «Русского клуба» П.В. Святенков, другие эксперты.

Открыв заседание сессии, главный редактор портала «Проектное государство» Ярослав Бутаков поставил главный вопрос: как сделать труд действительно достойным человека и разрешить социальное противоречие между «принудительной» работой без любви к своему труду, и трудом как творчеством, которое реально работает на развитие общества? По мнению Бутакова, если в XX веке развитие общественных сил шло по пути увеличения свободного творческого времени работника, то сейчас наблюдается обратное: работа поглощает все свободное время человека, вследствие чего резко снижаются мотивация и производительность труда. Бутаков уверен, что необходимо вернуть прежнюю ценность творческого труда, но планировать такой свободный труд для своих граждан способно только по-настоящему суверенное государство, т.е. держава.

По мысли Андрея Фефелова, тема труда сегодня в России не просто искажена, а носит характер геометрии Лобачевского. С одной стороны, в РФ пытаются ввести 12-часовой рабочий день, с другой стороны, страна пребывает в состоянии перманентного безделья. Фефелов считает, что труд как ценность был осмеян в конце 80-х гг., после чего в сознании стала доминировать установка «меньше работать, больше получать». Эксперт уверен, что развитие категории труда должно иметь партизанские стратегии, чтобы переломить эту негативную ситуацию. Труд, по мнению Фефелова, должен строиться в будущем как быт, как средообразующее понятие.

Как считает Александр Елисеев, значительная часть проблем восприятия труда сегодня связана с тем, что не учтен религиозный фактор труда, которым он обладает, даже если человек не верит в Бога. Умаление ценности труда, по мнению Елисеева, наиболее отчетливо проявилось в установках западного христианства, отвергающего тезис о нетварных энергиях Бога и отчуждающего их как «ничейный актив». Восточное христианство видело тварный мир частью Бога, а значит, все остальные виды владения относительны. Проблема в том, что исторический социализм не вернул подлинный смысл труда: на место собственника, отчуждающего собственность, пришло государство с его материалистическим госкапитализмом.

По мнению Павла Святенкова, в мире произошла «гегелевская революция»: вместо марксистских установок, что социальная революция освободит от капитализма трудящихся, с исчезновением капитализма трудящийся перестал быть таковым. В частности, Запад пошел по пути полного упразднения трудящихся, которые выродились в аналог позднеримского плебса. Святенков считает, что развитие трудовых отношений сейчас идет не в пользу труда или капитала, а возвращается к архаично-феодальным порядкам.

Участники проектной сессии сошлись во мнении, что дальнейшее развитие страны невозможно без изменения государством самой политики трудовых отношений и создания концепций, предполагающих введение мер по созданию условий для достойного труда и гарантий личности от роста эксплуатации. Иначе не только задачи развития, но и суверенитет России окажутся под угрозой.

 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011