Новости: http://proektnoegosudarstvo.ru/news/project_aviatisazii/

Определена стратегия инвестиционного проекта авиатизации страны

10.06.2012


8 июня в московском центре Движения развития состоялась проектная сессия по теме «Как выйти на 100 тысяч личных самолётов в России к 2025 году? И нужно ли? Вперёд, к авиатизации всей страны и мира!», участники которой обсудили вопросы развития российского авиастроения — выход на инвестиционный проект по производству нескольких десятков тысяч самолетов, как для частного, так и для общественного пользования; организацию сети молодежных аэроклубов. Организовал и вел проектную сессию председатель Движения развития, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.В. Крупнов. Также в заседании проектной сессии приняли участие заместитель главного конструктора ОАО "НИИ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ" Г. Е. Бельфор, ведущий инженер ГосНИИ Авиационных систем Ю. Н. Аверьянов, председатель правления Группы компаний "ТОНАП" О. А. Чухланцев, директор программы и портала Проектное государство Д. С. Пурыжинский, заведующий кафедры производства аэрокосмической техники МАИ Ю. П. Кулик, заведующая отделом карьерного центра консалтинговой компании "Авиаперсонал" Л. Б. Мирошниченко, главный конструктор агентства «Союз технологий XXI» века, А. А. Подосинникови другие эксперты.

АУДИО: Полная запись проектной сессии

В своем вступительном слове Юрий Крупнов отметил, что в стране нужно ставить большие задачи, которые в состоянии изменить ситуацию с авиапромом в целом, а также добавить новые возможности в решение последующих задач. Называя цифру 100 тыс., Юрий Крупнов подчеркнул, что цифра в этом вопросе играет второстепенное значение: «Самый главный вопрос: почему на Аляске может быть 9 тыс. частных самолетов, а у нас не может быть 10 Алясок».

Кроме того председатель Движения развития обозначил ключевые задачи для страны при осуществлении авиатизации. Во-первых, дать возможность для 100 тыс. семей почувствовать себя независимыми от дорог в силу их низкого качества и постоянных пробок. Во-вторых, поставить вопрос о капитализации нашей земли, которая в 90-х годах была распроданы многочисленным частным собственникам, но которые не знают как её использовать. Третья задача — вопрос нашего технического воспитания подрастающего поколения. Наконец, четвертое — развитие малых городов, поскольку через внедрение воздушного транспорта мы получаем возможность предотвратить гиперцентрализацию страны.

Таким образом, заканчивая вступительное слово, Юрий Крупнов отметил, что главная задача мероприятия состоит в том, чтобы по истечении определенного времени работы выйти на разработку авиационного инвестиционного проекта, который сможет осуществить авиатизацию страны.

Затем слово взял Юрий Николаевич Аверьянов, ведущий инженер ГосНИИ Авиационных систем. В своем выступлении он сообщил, что в настоящий момент в России уже разработана система аэронавигации «АЗН» (автоматическое зависимое наблюдение) которая позволяет контролировать воздушное пространство с большой точностью. Также ведутся работы по созданию локальных корректирующих станций, которые с высокой точностью осуществляют посадки в любое время. В то же время Аверьянов отметил, что сейчас в России имеется три пилотных проекта, которые позволяют использовать АЗН в условиях России. Первые испытания этих систем прошли успешно и уже готовятся внесения поправок в воздушный кодекс. Таким образом, отвечая на главный вопрос мероприятия, Аверьянов отметил, что в России есть технологии, которые способны при нахождении в одно время огромного числа воздушных судов обеспечить безопасность полетов.

Далее выступил заместитель главного конструктора ОАО "НИИ АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ" Георгий Ефимович Бельфор. По его мнению, чтобы в стране залетали сто тысяч самолетов, нужно создать инфраструктуру в тех местах, где мы собираемся летать, взлетать и садиться: «Нужно начать не с самолетов, а тех мест, где мы собираемся эти самолеты эксплуатировать». А только затем нужно поднимать вопрос о проектировании и производстве таких самолетов и вертолетов, и создании соответствующей системы аэронавигационного обслуживания. При этом Бельфор подчеркнул, что подобные вопросы нужно решать комплексно.

Подосинников Анатолий Анатольевич, главный конструктор агентства «Союз технологий XXI» века, высказал мнение, что в России есть серьезные препятствия для ведения частного бизнеса, когда на 1 рубль созданного продукта мы должны заплатить 87 копеек или больше рубля. Поэтому могут возникнуть сложности с реализацией данного проекта. В то же время Подосинников предложил в вопросе инвестиционных проектов «действовать от заказчика» - делать машины для решения конкретных задач. В качестве примера он предложил производство сверхмалых аппаратов с парашютным надувным крылом. Такой самолет нужен для разбрызгивания удобрений для повышения урожайности. То есть уже сейчас нужна машина, которая будет летать со скоростью 30 км/ч на высоте не более 3 метров.

Еще один участник проектной сессии Юрий Павлович Кулик заметил, что в принципе на сегодняшний день реально выпускать самолеты стоимостью 1-1,5 млн. долларов. Однако, с его точки зрения, к этой цене надо идти технократически, а не экономически. Причем для таких самолетов уже сейчас создаются образцы двигателей, которые будут работать на бензине. В качестве готового примера такого самолета Кулик предложил Ан-2, но с современным экономичным двигателем и более совершенной авионикой.

В свою очередь представитель КПНП "Земля и Космос Германа Титова" Владимир Петрович Незнанов заявил, что любой продукт, который мы будем создавать, должен быть конкурентоспособным. Если мы через 15 лет будем рассматривать продукт сегодняшнего дня как передовой, то мы будем отставать. Чтобы этого не было, нам нужно рассматривать продукт, который к 2025 году будет прорывным. Однако проблема в том, что у нас сейчас нет такого прорывного проекта, который смог бы оставить позади всех конкурентов и удовлетворять потенциального клиента как по уровню надежности, так и по соотношению цена/качество.

Подводя итог проектной сессии, председатель Движения развития Ю.В. Крупнов предложил начать с проектирования рынка, на который в перспективе можно будет выйти, во-вторых, создавать общественно-государственные коалиции и, в конце концов, подключать государство для совершенствования в том числе и юридической базы.

Скачать аудиозапись проектной сессии

Видеозапись

Проектная сессия прошла в рамках проектов развития: №49 Суверенная авиация; №84 Производство сверхстоимости; №170 Сеть кластеров промышленного развития; №168 Коалиция развития

Обсуждение в ЖЖ Юрия Крупнова

Материалы по сессии:

Авиатизация всей страны и мира через продвижение российского 3D-транспорта

Время воли и скоростей. Авиационная доктрина России

Подборка материалов по восстановлению авиационного суверенитета России и созданию Минавиации

К стратегическим инвестиционным проектам!

Юрий Крупнов: Космос поднимет экономику России